Бобби Овсински. Сведение и мастеринг в T-Racks 3. Введение. Часть 01.

Введение: пара слов о T-RackS 3

T-RackS 3 – это мощное автономное программное обеспечение для задач мастеринга, разработанное компанией IK Multimedia. В дополнение к автономной версии, каждый индивидуальный модуль может использоваться в виде плагина формата VST, AU или RTAS в большинстве современных DAW, среди которых Pro Tools, Logic, Cubase, SONAR и многие другие.


Технология


T-RackS завоевал популярность среди пользователей благодаря тёплому аналоговому звучанию каждого из своих модулей. Они очень близко эмулируют схемотехнику некоторых легендарных раритетных устройств, использованных при записи бесчисленного множества классических альбомов. Моделирование звучания реальных аппаратов – не самый тривиальный процесс, но IK Multimedia удалось достичь в этом деле немалых высот, перенеся свойства оригиналов в новую форму.

В основе моделирования лежит технология под названием Sonic Character Cloning (сокращённо SCC). При её помощи создаются математические алгоритмы, досконально описывающие звучание и малейшие нюансы поведения моделируемых устройств.

Вот краткий обзор модулей, входящих в T-RackS 3. Работу автономной версии мы обсудим позже, в главах 7 и 9 (в разделе, посвящённом измерениям звукового сигнала).

Индивидуальные модули


Сердце T-RackS 3 – это девять процессоров, среди которых компрессоры, ограничители и эквалайзеры. Независимо от того, как они используются – то ли в виде плагинов, то ли в составе автономной версии – параметры настройки везде одни и те же.

Vintage Tube Compressor 670

Vintage Tube Compressor 670 сделан на основе легендарного компрессора/ограничителя Fairchild 670. Первоначально, этот процессор был разработан для мастеринга виниловых дисков, но звукоинженеры быстро поняли, что его быстрая атака и гладкое восстановление помогают склеить все элементы трека в единое целое, причём звуковой характер этой склейки был очень не похож на все другие компрессоры. T-RackS Vintage Tube Compressor 670 – это невероятно точная модель, которая смогла захватить и передать все нюансы оригинала (характеристики снимались с конкретного устройства, сохранившегося в отличном работоспособном состоянии).


Рисунок I.1 Vintage Tube Compressor 670.


Средства управления

AGC (Automatic Gain Control). Устанавливает, как будет осуществляться компрессия.
■ Переключая в положение Left/Right, Вы убираете связь (линкование) между каналами, что позволяет осуществлять независимую обработку правого и левого каналов.
■ Переключая в положение Link Вы включаете линкование (оба канала будут иметь идентичные настройки за исключением Input Gain), и к обоим каналам будет применяться одинаковое количество подавления, гарантирующее стабильность стереообраза.
■ Переключая в положение Lat/Vert, Вы включаете внутреннюю M/S-матрицу, что позволяет независимо обрабатывать Mid и Side-компоненты стереосигнала.

Left-Lat DC Threshold и Right-Vert DC Threshold. Эти параметры регулируют жёсткость перелома характеристики компрессии в левом и правом каналах. (Либо в каналах Lateral и Vertical в режиме M/S-обработки). В других компрессорах этот параметр называется Knee (колено). При максимальной жёсткости подавление включается сразу, как только сигнал пересечёт порог. Если же установить мягкое колено, то компрессор будет вводить подавление постепенно, что делает его работу менее заметной.
■ Повернув регулятор до упора против часовой стрелки, Вы получите самый мягкий перелом (колено) характеристики компрессии.
■ Повернув регулятор до упора по часовой стрелке, Вы получите максимально жёсткий перелом характеристики компрессии.

Left-Lat Time Constant и Right-Vert Time Constant. Эти параметры регулируют время атаки и восстановления в левом и правом каналах.
■ Атака. 0,2 мс в позициях 1, 2 и 6; 0,4 мс в позициях 3, 4 и 5.
■ Восстановление. Позиция 1: 0,3 сек; Позиция 2: 0,8 сек; Позиция 3: 2 сек; Позиция 4: 5 сек; Позиция 5: Программно-зависимое управление восстановлением – 2 секунды для индивидуальных пиков; 10 секунд в случае повторяющихся пиков; 25 секунд в случае последовательно высокого программного уровня.

Left Channel Input Gain и Right Channel Input Gain.
Эти параметры регулируют входной уровень левого и правого каналов.
■ Если Вы хотите использовать этот процессор просто для окраски звука, не применяя никакой компрессии и не изменяя уровень, просто установите регуляторы в положение 10.

Left-Lat Threshold и Right-Vert Threshold. Эти параметры устанавливают количество компрессии в левом и правом каналах.
■ Если повернуть регулятор до конца против часовой стрелки, компрессия применяться не будет.
■ Если повернуть регулятор до конца по часовой стрелке, Вы получите максимальное для данного сигнала количество компрессии.

Индикаторы In/Out/Gr.
■ GR (gain reduction, включён по умолчанию) показывает количество компрессии [уровень подавления] в децибелах. Всегда используйте режим GR-измерения при настройке количества компрессии регуляторами Threshold.
■ Если переключить в положение In, VU-измеритель будет показывать входной уровень звукового сигнала.
■ Если переключить в положение Out, VU-измеритель будет показывать выходной уровень сигнала.

Output. Этот регулятор устанавливает выходной уровень. Возможна регулировка в диапазоне +/-15 dB.

Bypass. Включает режим обхода модуля.

Reset. Устанавливает настройки по умолчанию, которые дают примерно 2 dB компрессии при умеренных уровнях входного сигнала.

■ Если Вы случайно нажали на кнопку и сбросили свои настройки, просто нажмите на неё ещё раз и Ваши параметры вернутся обратно.

Tube Program Equalizer Model EQP-1A

Этот плагин сделан на основе не менее легендарного эквалайзера Pultec EQP-1A. Считается, что это самый музыкально звучащий эквалайзер из всех, когда-либо выпущенных. И плагин EQP-1A смог в полной мере передать «аромат» и звуковой характер этого «Короля среди эквалайзеров».


Рисунок I.2 Tube Program Equalizer Model EQP-1A.


Средства управления.


Low Frequency. Устанавливает частоту для низкочастотных полочных фильтров Boost и Atten. Значения фиксированы - 20, 30, 60 и 100 Гц.
■ Обратите внимание, что поскольку оригинальный Pultec использовал не самую прецизионную систему пассивной эквализации, усилительные и ослабляющие фильтры не будут точно покрывать один и тот же частотный диапазон. Таким образом, даже если настроить их абсолютно одинаково, они полностью не уравновесят друг друга, как это обычно происходит в случае с другими эквалайзерами и фильтрами.

Low Frequency Boost. Управляет величиной низкочастотного полочного повышения. Рабочая частота устанавливается переключателем Low Frequency.
■ Положение 0 – отсутствие усиления, 10 – максимальное усиление.

Low Frequency Atten. Управляет величиной низкочастотного полочного понижения. Рабочая частота устанавливается переключателем Low Frequency.
■ Положение 0 – отсутствие ослабления, 10 – максимальное ослабление.

Bandwidth. Расширяет или сужает полосу повышающего высокочастотного фильтра. Используется кривая фильтрации типа «колокол».
■ Крайнее левое положение устанавливает максимальную ширину, крайнее правое устанавливает минимальную.
■ Этот регулятор не влияет на работу низкочастотного фильтра и высокочастотного аттенюатора.

High Frequency. Устанавливает центральную частоту высокочастотного повышающего фильтра. Значения фиксированы - 3, 4, 5, 8, 10, 12 и 16 кГц.
■ Высокочастотные повышающие и понижающие фильтры имеют независимые настройки частоты.

High Frequency Boost. Управляет величиной высокочастотного повышения. Используется кривая фильтрации типа «колокол». Центральная частота устанавливается регулятором High Frequency.
■ Положение 0 – отсутствие усиления, 10 – максимальное усиление.

High Frequency Atten. Управляет величиной высокочастотного полочного понижения. Рабочая частота устанавливается переключателем Atten Sel.
■ Положение 0 – отсутствие ослабления, 10 – максимальное ослабление.

Atten Sel. Устанавливает частоту понижающего высокочастотного полочного фильтра. Значения фиксированы – 5, 10 и 20 кГц.

Output. Устанавливает выходной уровень эквалайзера. Диапазон регулировки от -15 до + 15 dB.

On/Off. Включает режим обхода.

Reset. Устанавливает настройки по умолчанию (плоская характеристика).

L=R. Включает линкование каналов.
■ Используйте линкование, если хотите применить одинаковые параметры эквализации одновременно к обоим каналам.

L/R. Включает режим независимой обработки левого и правого каналов. Нажимая на кнопки L или R, Вы можете переключаться между каналами и делать независимые настройки для каждого из них.

M/S. Включает внутреннюю M/S-матрицу, что позволяет независимо обрабатывать Mid и Side-компоненты стереосигнала.
■ Нажимая на кнопки M и S, Вы можете переключаться между каналами.
■ Когда Вы находитесь в этом режиме, кнопки с надписями L и R будут заменены на кнопки M и S.

Opto Compressor

У оптической компрессии есть особенный звуковой характер, так любимый многими звукоинженерами. Плагин Opto Compressor представляет собой как бы собирательный образ, воссоздающий специфическое звучание, характерное для лучших оптических компрессоров.


Средства управления.


Input. Устанавливает входной уровень. Диапазон регулировки от -24 до +24 dB.


Ratio.
Устанавливает пропорцию (отношение), согласно которой будет применяться подавление к сигналу.
■ Используйте низкие значения для нежной и прозрачной компрессии, и высокие для более сильного и заметного эффекта.
■ Диапазон регулировки от 1:1 (отсутствие компрессии) до 30:1 (ограничение).

Оптический компрессор
Рисунок I.3 Opto Compressor.


Attack. Устанавливает время атаки компрессора. Диапазон от 0 до 50 мс.
■ Помните, что экстремально быстрая атака (менее 5 мс) может привести к некоторым искажениям в исходном сигнале.

Release. Устанавливает время восстановления компрессора. Диапазон от 30 мс до 5 сек.

Compression.
Устанавливает количество компрессии, применённой к сигналу.
■ До конца влево – отсутствие компрессии, до конца влево – максимальное количество компрессии.

Индикаторы In/Out/Gr.
■ GR (gain reduction, включён по умолчанию) показывает количество компрессии [уровень подавления] в децибелах. Всегда используйте режим GR-измерения при настройке количества компрессии регулятором Compression.
■ Если переключить в положение In, VU-измеритель будет показывать входной уровень звукового сигнала.
■ Если переключить в положение Out, VU-измеритель будет показывать выходной уровень сигнала.

Output. Этот регулятор устанавливает выходной уровень. Возможна регулировка в диапазоне +/-24 dB.

Bypass. Включает режим обхода модуля.

Reset. Устанавливает настройки по умолчанию, которые дают примерно 2 dB компрессии при умеренных уровнях входного сигнала.
■ Если Вы случайно нажали на кнопку и сбросили свои настройки, просто нажмите на неё ещё раз и Ваши параметры вернутся обратно.

L=R. Включает линкование каналов.
■ Будут применяться одинаковые параметры компрессии к обоим каналам, что гарантирует стабильность стереообраза.

L/R. Включает режим независимой обработки левого и правого каналов. Нажимая на кнопки L или R, Вы можете переключаться между каналами и делать независимые настройки для каждого из них.

M/S. Включает внутреннюю M/S-матрицу, что позволяет независимо обрабатывать Mid и Side-компоненты стереосигнала.
■ Нажимая на кнопки M и S, Вы можете переключаться между каналами.
■ Когда Вы находитесь в этом режиме, кнопки с надписями L и R будут заменены на кнопки M и S.

Brickwall Limiter

Этот ограничитель снабжён функцией предвидения (look-ahead), что эффективно препятствует сигналу превысить максимально допустимый уровень. Хотя существуют и аппаратные brickwall-ограничители, эта одна из немногих областей, где плагины всегда выигрывали у реальных устройств. Уникальная особенность этого модуля в том, что он снабжён различными алгоритмами ограничения, что позволяет подобрать обработку, наиболее соответствующую музыкальному материалу.

■ ВАЖНО: Этот процессор должен всегда использоваться в конце мастеринговой цепи, поскольку в нём есть специальные функции, предохраняющие сигнал от превышения максимального уровня 0 dBFS.
■ Опция D/A Distortion Protection, которая выбирается в окне Preferences (см. Главу 7), не даёт надлежащего эффекта, если модуль не стоит в конце цепи.

Лимитер
Рисунок I.4 Brickwall Limiter.


Средства управления


Gain Reduction. Показывает количество подавления (ограничения), применяемое в данный момент.
■ Ограничение, полученное при выборе алгоритмов Saturation или Clipping, этим индикатором не показывается.

Input. Устанавливает входной уровень сигнала, поступающего на ограничение, и, как следствие, итоговое увеличение громкости, полученное в результате обработки.

Attack Time. Устанавливает время атаки.
■ В зависимости от того, сколько ограничения применяется, может потребоваться увеличение времени атаки, чтобы сохранить воздействие богатого транзиентами материала (например, барабанов).

Release Time.
Устанавливает время восстановления.
■ Чем дольше восстановление, тем мягче будет звучать ограничитель.
■ Быстрое восстановление даёт более агрессивное звучание и подходит для таких стилей, как рок, R&B, поп и прочей энергичной музыке.
■ Медленное восстановление даёт гладкое звучание и подходит для более спокойных стилей, типа джаза, классики или акустической музыки.

Style. Устанавливает алгоритм (стиль), согласно которому будет осуществляться ограничение. Доступны следующие варианты:
■ Clean. Самый чистый и прозрачный алгоритм. Используйте его для обработки музыки, где искажение абсолютно неприемлемо.
■ Advanced 1, 2, 3, 4. Эти стили комбинируют тёплую и гладкую сатурацию с цифровым ограничением. Все они дают более агрессивное и окрашенное звучание по сравнению с алгоритмом Clean.
■ Sat 1, 2, 3. Эти стили используют для ограничения различные формы сатурации. Измеритель Gain Reduction не показывает ограничение, полученное благодаря этим стилям.
■ Clipping. Этот стиль использует прямой цифровой клиппинг к 0 dBFS. Измеритель Gain Reduction не показывает ограничение, полученное благодаря этому алгоритму.

Output Ceiling. Устанавливает максимальный выходной уровень, который не может быть превышен.
■ Типично устанавливается значение -0.1 или 0.2 dB.
■ Если включена опция D/A Distortion Protection, можно установить на 0 dB.

Output. Показывает уровень выходного аудиосигнала.

Bypass. Включает режим обхода модуля.

Reset. Устанавливает настройки по умолчанию.
■ Если Вы случайно нажали на кнопку и сбросили свои настройки, просто нажмите на неё ещё раз и Ваши параметры вернутся обратно.

L=R. Нажимайте кнопки L или R, чтобы сделать индивидуальные настройки для левого или правого каналов.

Linear Phase Equalizer

Это прецизионный эквалайзер, имеющий шесть идентичных частотных полос с широким набором различных фильтров. Каждая полоса может покрывать весь частотный спектр, кроме того, возможно наложение частот разных полос. Уникальная особенность этого эквалайзера – это возможность включить линейно-фазовый режим, что позволяет осуществлять невероятно чистую и прозрачную обработку.


Рисунок I.5 Linear Phase Equalizer.


Средства управления.


Gain/Res 1 - 6. При выборе фильтров Peaking или Shelving устанавливает усиление/ослабление от -15 до +15 dB.
■ Если в полосе выбран high- или low-pass фильтр, регулятор управляет резонансом.

Freq 1 - 6. Устанавливает центральную частоту (или частоту среза) для полосы.
■ Все полосы могут покрывать диапазон от 10 Гц до 20 кГц.

Q 1 - 6. Устанавливает ширину (добротность) Peaking-фильтра.
■ Значение Q может настраиваться в диапазоне от 0.2 (очень широко) до 20 (очень узко).
■ Если выбран Shelving-фильтр, этот регулятор управляет формой «изгиба» полочного фильтра – от нежного и плавного, до резкого и резонансного. Диапазон регулировки от 0.2 до 3.

Band On/Off. Каждая полоса может активироваться/деактивироваться независимо от других.
■ При загрузке плагина, все полосы по умолчанию стоят в положении Off.
■ Когда полоса активна, кнопка подсвечена зелёным.

Band Filter Type. Для каждой полосы можно выбрать следующие типы фильтров:
■ Пиковый фильтр (используется по умолчанию для полос 2 - 5)
■ Полочный фильтр (используется по умолчанию для полос 1 и 6)
■ High- или low-pass фильтр (см. Рисунок I.6)


Рисунок I.6 High-pass и low-pass фильтры.


Output. Этот регулятор устанавливает выходной уровень эквалайзера. Диапазон регулировки от -15 до +15 dB.

Output Meter. Индикатор, показывающий пиковый уровень выходного сигнала.

Linear Phase. Включает линейно-фазовый режим работы эквалайзера.
■ В положении Off эквалайзер работает в обычном режиме: фазовые искажения хоть и минимальны, но всё-таки есть.
■ В положении On эквалайзер имеет абсолютно линейную фазовую характеристику.
■ ВАЖНО: Режим Linear Phase может быть активирован, только если включена опция Oversampling + Linear Phase в окне Preferences (см. Главу 7).

Curve Display. Графический дисплей. Показывает результирующую кривую эквализации для обоих каналов.
■ Можно изменять уровень и установочную частоту полос, просто перемещая мышкой соответствующие точки на экране дисплея.

Bypass. Включает режим обхода модуля.

Reset. Устанавливает настройки по умолчанию (плоская характеристика).

L=R. Включает линкование каналов.
■ Используйте линкование, если хотите применить одинаковые параметры эквализации одновременно к обоим каналам.

L/R. Включает режим независимой обработки левого и правого каналов. Нажимая на кнопки L или R, Вы можете переключаться между каналами и делать независимые настройки для каждого из них.

M/S. Включает внутреннюю M/S-матрицу, что позволяет независимо обрабатывать Mid и Side-компоненты стереосигнала.
■ Нажимая на кнопки M и S, Вы можете переключаться между каналами.
■ Когда Вы находитесь в этом режиме, кнопки с надписями L и R будут заменены на кнопки M и S.


Classic Compressor

Этот плагин также представляет собой собирательный образ, вдохновлённый лучшими классическими аналоговыми компрессорами. Он обеспечивает большой и тёплый звук, типичный для этих заслуженных ветеранов музыкального производства. У этого компрессора есть некоторые уникальные особенности, не часто встречающиеся в обычных компрессорах, а именно high-pass фильтр в боковой цепи и функция Stereo Enhancement.


Рисунок I.7 Classic Compressor.


Средства управления

Sidechain HPF. Управляет частотой high-pass фильтра, расположенного в детекторной цепи компрессора. [Детектор – это специальный блок, анализирующий поступающий сигнал и определяющий, какое количество подавления будет к нему применяться.]
■ Когда Вы увеличиваете частоту, фильтр предохраняет от возможного пампинга, который вызывается, главным образом, низкими частотами звукового сигнала.
■ Чем выше частота, тем мягче и незаметнее работает компрессор.
■ Чем ниже частота, тем агрессивнее и заметнее будет осуществляться компрессия.
■ Используйте низкие настройки, если хотите слышать эффект компрессии, либо устанавливайте высокие значения, если хотите более нежное звучание.

Attack Time. Устанавливает время атаки компрессора.
■ При высоких значениях транзиенты будут проходить через компрессор незатронутыми.
■ При низких значениях подавление будет включаться намного быстрее, что повлияет на форму транзиентов. Диапазон регулировки от 15 мс до 80 мс.

Ratio. Устанавливает пропорцию (отношение), согласно которой будет применяться подавление к сигналу.
■ Используйте низкие значения для нежной и прозрачной компрессии, и высокие для более сильного и заметного эффекта.
■ Максимальное отношение ограничено значением 5:1.
■ Если Вы не уверены относительно того, какое отношение выставить, начните с положения 2 или 3.

Release Time. Устанавливает время восстановления компрессора.
■ При большом времени восстановления эффект компрессии менее заметен на слух.
■ При малом времени восстановления Вы можете получить более высокую среднюю громкость.
■ Диапазон регулировки от 70 мс до 1.5 секунд.

Input Drive. Устанавливает уровень входного сигнала.
■ Поскольку в этом компрессоре нет регулятора порога (threshold), то количество компрессии определяется уровнем входного сигнала.
■ Диапазон регулировки от -18 dB до +18 dB.

Stereo Enhancement. Позволяет управлять стереобазой микса.
■ Увеличивая значение, Вы расширяете стерео и наоборот.
■ Диапазон от -5 до +5 dB, в положении 0 dB эффект отсутствует.

Gain Reduction Meter. Показывает количество подавления в децибелах.

Output. Этот регулятор устанавливает выходной уровень.

Bypass. Включает режим обхода модуля.

Reset. Устанавливает настройки по умолчанию, которые дают примерно 2 dB компрессии при умеренных уровнях входного сигнала.
■ Если Вы случайно нажали на кнопку и сбросили свои настройки, просто нажмите на неё ещё раз и Ваши параметры вернутся обратно.


Classic Multiband Limiter

Этот трёхполосный пиковый ограничитель может сделать Ваш микс громче, чем однополосные ограничители, поскольку он уменьшает пики в индивидуальных частотных диапазонах, а не по всему спектру. Установив регулятор Output в положение 0 dB, Вы ограничиваете максимальные пики сигнала величиной -0.05 dB FS.


Рисунок I.8 Classic Multiband Limiter.



Средства управления


Single Band Level. Эти три регулятора устанавливают уровень индивидуальных частотных полос. Это очень полезно, если требуется выставить правильный уровень каждой полосы после процесса ограничения.
■ Они также могут использоваться в качестве очень гибкого инструмента для изменения тона Вашего микса.

Single Band Threshold. Эти три регулятора устанавливают количество ограничения для каждой индивидуальной полосы.
■ Понижая порог, Вы увеличиваете количество ограничения в полосе.

Cross-Over Points. Эти два регулятора управляют точками частотного раздела между полосами.
■ Используйте регуляторы Cross-Over, чтобы выделить специфическую полосу.

Release Time. Устанавливает количество времени, которое потребуется процессору, чтобы перестать подавлять сигнал после того, как произошло пиковое ограничение.
■ Диапазон от 60 мс до 1.6 сек.

Input Drive. Устанавливает общий уровень сигнала, поступающего на ограничение.
■ При его помощи Вы можете настроить такой входной уровень, при котором начнётся ограничение.
■ Чем выше значение Input Drive, тем большее количество пиков будет ограничиваться, и тем большую громкость Вы сможете получить на выходе.
■ Диапазон регулировки от -10 dB до +15 dB.

Overload. Влияет на то, как Multiband Limiter будет уменьшать пики.
■ При малых значениях процессор работает, в основном, как обычный классический ограничитель (к пикам применяется подавление уровня).
■ При повышении значения подавление применяется реже, и процессор начинает работать как клиппер, всё чаще просто обрезая сигнал.
■ При самых высоких значениях перегрузки Вы получаете более громкий сигнал, но с большим количеством клиппинга.

Gain Reduction Meter. Показывает количество подавления в децибелах.
■ Когда ограничение не происходит, стрелка стоит в положении 0 dB.
■ Показано среднее значение ограничения для всех трёх частотных полос.

Output. Устанавливает выходной уровень.

Bypass. Включает режим обхода модуля.

Reset. Устанавливает настройки по умолчанию, которые дают примерно 2 dB подавления при умеренных уровнях входного сигнала.
■ Если Вы случайно нажали на кнопку и сбросили свои настройки, просто нажмите на неё ещё раз и Ваши параметры вернутся обратно.


Classic Clipper

Этот модуль полезен, если требуется устранить пики, которые держат средний уровень сигнала слишком низким. Пиковый клиппинг часто используется при мастеринге, поскольку в большинстве случаев он даёт более прозрачное звучание, чем пиковое ограничение.


Рисунок I.9 Classic Clipper.


Средства управления

Gain. Устанавливает уровень сигнала, поданного в секцию клиппинга.
■ Определяет количество сатурации, применённой к сигналу.

Gain Reduction Meter. Показывает, насколько был обрезан сигнал.

Slope. Определяет крутизну характеристики секции клиппинга: от жёсткого цифрового отсечения (до конца по часовой стрелке) до ультрамягкого режима работы, при котором клиппинг, как таковой, не происходит (до конца против часовой стрелки).
■ В зависимости от музыкального стиля, могут потребоваться различные настройки крутизны, дающие наиболее прозрачные результаты без слышимых артефактов.
■ Только Ваши уши смогут определить наиболее подходящие настройки клиппинга для конкретного музыкального материала.
■ В качестве отправной точки используйте среднее значение 3 dB.

Sat. Показывает, когда сигнал находится нелинейной зоне сатурации.

Output. Внутренне откалиброван так, чтобы никогда не допустить перегрузку по выходу.
■ Независимо от уровня входного сигнала и положения регулятора Gain, выходной сигнал никогда не превысит 0 dB из-за внутреннего «потолка» 0.05 dB FS (однако, если только регулятор Output стоит в положении 0 dB.)

Output Meter. Показывает пиковый уровень стереосигнала. Левый канал вверху, правый внизу.

Over. Эти два светодиода (отдельно для левого и правого каналов) загораются только тогда, когда происходит цифровая перегрузка по выходу клиппера.
■ Теоретически, они вообще никогда не должны загораться.
■ Настраивайте выходной сигнал так, чтобы получить максимальный уровень, но при этом избежать «помигивания» этих лампочек.

Bypass. Включает режим обхода модуля.

Reset. Устанавливает настройки по умолчанию, которые дают примерно 2 dB подавления при умеренных уровнях входного сигнала.
■ Если Вы случайно нажали на кнопку и сбросили свои настройки, просто нажмите на неё ещё раз и Ваши параметры вернутся обратно.


Classic Equalizer

T-RackS Classic Equalizer – это шестиполосный эквалайзер, включающий high- и low-pass фильтры, два полочных фильтра и два параметрических фильтра. Вот их перечень:

■ HP-фильтр четвёртого порядка с частотой от 16 Гц до 5,3 кГц.
■ Низкочастотный полочный фильтр с частотой от 30 Гц до 200 Гц.
■ Пиковый фильтр (низкая середина) с частотой от 33 Гц до 5,4 кГц и изменяемой добротностью.
■ Пиковый фильтр (высокая середина) с частотой от 200 Гц до 17,5 кГц и изменяемой добротностью.
■ Высокочастотный полочный фильтр с частотой от 750 Гц 8,5 кГц.
■ LP-фильтр четвёртого порядка с частотой от 200 Гц до 18 кГц.


Рисунок I.10 Classic Equalizer.


Средства управления


Low Cut Band On/Off. Включает или выключает обрезной фильтр низких частот (он же High-pass фильтр).
■ Когда фильтр активен, кнопка подсвечена жёлтым.

Low Cut. Устанавливает частоту среза high-pass фильтра.

Low Band On/Off. Включает или выключает низкочастотный полочный фильтр.
■ Когда фильтр активен, кнопка подсвечена жёлтым.

Low Freq. Устанавливает частоту низкочастотного полочного фильтра.

Low Gain. Понижает или повышает уровень низких частот.
■ Диапазон от -15 dB до +15 dB.

Low Mid Band On/Off. Включает или выключает пиковый фильтр (низкая середина).
■ Когда фильтр активен, кнопка подсвечена жёлтым.

Low Mid Freq. Устанавливает центральную частоту пикового фильтра.

Low Mid Gain. Повышает или понижает уровень частотной полосы.
■ Диапазон от -15 dB до +15 dB.

Low Mid Q. Устанавливает ширину пикового фильтра от 0.2 (широкий) до 20 (узкий).

Hi Mid Band On/Off. Включает или выключает пиковый фильтр (высокая середина).
■ Когда фильтр активен, кнопка подсвечена жёлтым.

Hi Mid Freq. Устанавливает центральную частоту пикового фильтра.

Hi Mid Gain. Повышает или понижает уровень частотной полосы.
■ Диапазон от -15 dB до +15 dB.

Hi Mid Q. Устанавливает ширину пикового фильтра от 0.2 (широкий) до 20 (узкий).

Hi Band On/Off. Включает или выключает высокочастотный полочный фильтр.
■ Когда фильтр активен, кнопка подсвечена жёлтым.

Hi Freq. Устанавливает частоту высокочастотного полочного фильтра.

Hi Gain. Повышает или понижает уровень высоких частот.
■ Диапазон от -15 dB до +15 dB.

Hi Cut Band On/Off. Включает или выключает высокочастотный обрезной фильтр (он же Low-pass фильтр).
■ Когда фильтр активен, кнопка подсвечена жёлтым.

Hi Cut. Устанавливает частоту среза low-pass фильтра.

Output. Устанавливает выходной уровень эквалайзера. Диапазон регулировки от -5 до +15 dB.

Curve Display. Графический дисплей. Показывает результирующую кривую эквализации для обоих каналов.
■ Можно изменять уровень и установочную частоту полос, просто перемещая мышкой соответствующие точки на экране дисплея.

Bypass. Включает режим обхода модуля.

Reset. Устанавливает настройки по умолчанию (плоская характеристика).

L=R. Включает линкование каналов.
■ Используйте линкование, если хотите применить одинаковые параметры эквализации одновременно к обоим каналам.

L/R. Включает режим независимой обработки левого и правого каналов. Нажимая на кнопки L или R, Вы можете переключаться между каналами и делать независимые настройки для каждого из них.

M/S. Включает внутреннюю M/S-матрицу, что позволяет независимо обрабатывать Mid и Side-компоненты стереосигнала.
■ Нажимая на кнопки M и S, Вы можете переключаться между каналами.
■ Когда Вы находитесь в этом режиме, кнопки с надписями L и R будут заменены на кнопки M и S.

Латентность


Латентность или задержка – это время, которое требуется приложению или плагину на то, чтобы произвести обработку сигнала. Задержка обычно не играет существенной роли при мастеринге, особенно если Вы пользуетесь автономной версией T-RackS, но она может вызвать проблемы, если Вы используете модули в виде плагинов в своей DAW. T-RackS 3 предлагает три варианта латентности, которые можно переключать в зависимости от конкретных условий работы:

■ Lowest Latency. В этом режиме, общая задержка T-RackS 3 составляет всего 132 сэмпла, что очень мало. Используйте эти настройки, если требуется самая минимальная задержка (особенно, если Вы используете модули T-RackS 3 в реальном времени при мониторинге микса в процессе записи).

■ Oversampling. Это значительно улучшает качество обработки во всех модулях T-RackS 3, но при этом задержка возрастает до 1284 сэмплов.

■ Oversampling + Linear Phase. Используйте этот режим, если требуется максимальное звуковое качество и задержка не предоставляет проблем (например, при мастеринге). Кнопка Linear Phase в T-RackS 3 Linear Phase Equalizer будет активна только тогда, когда выбран этот режим. Общая задержка будет составлять 19684 сэмплов, или около половины секунды при частоте дискретизации 44,1 кГц.

Учтите, что не все DAW могут компенсировать столь высокую латентность. Это не проблема при мастеринге, но Вам, возможно, придётся уменьшить задержку в окне Preferences, если Вы хотите, чтобы обрабатываемые треки не сместились относительно остального материала.

Самая высокая латентность нужна только тогда, когда используется модуль Linear Phase Equalizer. Столь прецизионная обработка обычно требуется только лишь мастеринге, а здесь латентность не столь критична.


Варианты использования


Процессоры T-RackS могут использоваться двумя способами – как в виде индивидуальных плагинов, так и в составе мини-версии автономного модуля. Если автономный модуль используется в виде плагина, Вы сможете загрузить в один канал просто огромное количество процессоров. Однако, будьте осторожны, поскольку этот способ повышает требования к системным ресурсам и может значительно увеличить задержку на этом канале.


Рисунок I.11 Автономная версия, используемая в виде плагина.



Загрузка беседы