Бобби Овсински. Сведение и мастеринг в T-Racks 3. Часть 02. Глава 1. Подготовка к сведению

Любой профессиональный микс-инженер, прежде чем приступить к сведению, тратит какое-то время на подготовку исходного материала. Несомненно, некоторые вещи могут измениться в процессе развития микса, но практически у любого из них есть определённая стартовая точка, с которой им удобно начинать работу. В дальнейшем, это не только экономит время, но и позволит сосредоточиться на творческом аспекте работы, не отвлекаясь на решение технических вопросов.

В принципе, весь подготовительный процесс можно разделить на три категории. Это техническая подготовка материала, конфигурирование и подготовка оборудования или DAW, и психофизиологическая подготовка самого микс-инженера. Давайте рассмотрим каждую из них.


Техническая подготовка


Можно сказать, что техническая подготовка записанного материала является самым приземлённым занятием среди всех прочих этапов. Фактически, многие микс-инженеры сами не занимаются этой работой, а поручают её помощникам, либо вообще нанимают сторонних людей. Тем не менее, в случае с некоторыми проектами, этот этап может стать решающим для обеспечения успеха всей дальнейшей работы. Именно здесь Вы должны устранить недочёты, допущенные при записи, и постараться перенести качество исполнения на новый уровень.

Создание резервных копий проектов

Первое, что Вы должны сделать, начиная работать над проектом (сессией) – это сохранить копию исходного материала. Придумывайте такие названия для файлов, чтобы сразу было ясно, что там происходило (типа «имя песни edits 4-4-11» или «имя песни voc comp»). Кроме того, я также предпочитаю вставлять в название и дату создания файла. Если в течение нескольких дней у меня будут многократные версии одной сессии, я буду маркировать их, добавляя букву в конце файла (типа «имя песни edits 4-4-11a», «имя песни edits 4-4-11b» и так далее). Это помогает дифференцироваться между версиями.

Не забывайте делать резервные копии сессий на других носителях (HDD, флэшках, DVD или он-лайн хранилищах). Так Вы сбережёте время, деньги и нервы, если проект, над которым Вы работаете, будет повреждён.


Рисунок 1.1. Подробные имена файлов помогут лучше ориентироваться среди версий проекта.

Исправление ритмических ошибок

Независимо от того, насколько круто выглядели музыканты во время записи, всегда будет какая-то доля материала, сыгранная с той или иной степенью кривизны. Конечно, самый лучший вариант – это переигрывать проблемные места, добиваясь безупречного исполнения.

Обычно, ритмическая корректировка базовых треков осуществляется сразу после записи, чтобы обеспечить устойчивую ритм-секцию для дальнейших наложений. Если же Вы не сделали это сразу, либо только сейчас обнаружили секции, не стыкующиеся с общим пульсом песни, приготовьтесь к кропотливой работе по нарезке треков и перемещению кусочков в правильные ритмические позиции.

Вот список некоторых советов, на которые желательно ориентироваться в процессе подобной ритмической корректировки.

■ Не редактируйте глазами. Вряд ли работа будет успешной, если выравнивать всё строго в линию с бочкой или малым барабаном. Часто бывает так, что красиво выглядящие выровненные треки не звучат или не создают правильное чувство. Именно поэтому, в первую очередь слушайте, и лишь потом оценивайте визуально. Отвернитесь от дисплея и послушайте музыку до того, как что-то куда-то перемещать. То же самое и после редактирования.

■ Не обязательно добиваться совершенства для каждого удара или ноты. Если всё будет абсолютно идеальным, можно просто омертвить исполнение. Если что-то не лезет явно поперёк ритма, то лучше оставить всё как есть. Ещё один вариант – это выравнивать только лишь сильные доли и наиболее акцентированные удары. Так Вы убьёте двух зайцев – создадите плотный точный ритм и сохраните естественное человеческое чувство.

■ Не бойтесь копировать из других секций. Если в каком-то месте требуется сделать очень много редактирования, то, возможно, в результате ухудшится звуковое качество материала. Попробуйте найти похожий кусок в другой секции песни и скопируйте его на место этого проблематичного фрагмента. Это намного быстрее и легче сделать, и, зачастую, результат звучит чище и естественнее.

■ Будьте осторожны с басом. Во многих случаях, бас будет себя «чувствовать» лучше, если прозвучит на несколько миллисекунд позже бочки, а не строго вместе с ней. Ритмическая чёткость не пострадает, но инструменты станут более дифференцированы.

■ Слушайте с барабанами. Вы можете попасть в заблуждение относительно ритмического чувства, редактируя трек в изоляции от всего остального (особенно, если подгонять его под сетку секвенсора). Реальный способ понять, правильно сделана правка или нет – это послушать дорожку вместе с барабанами. Если инструмент прекрасно звучит и сам по себе, и вместе с барабанами – Ваша работа удалась.

■ Регулируйте хвосты послезвучий. Это один из лучших способов обработки, реально помогающий навести порядок в треке и уплотнить ритм. В основном, все смотрят только на атаку, и часто упускают из виду, что и послезвучия имеют не меньшее значение. Независимо от того, акцент ли это, сыгранный всей группой целиком, окончание песни, вокальная или гитарная фраза, удостоверьтесь, что хвосты послезвучий везде имеют примерно одинаковую длину. Если где-то хвост очень длинный – обрежьте его и сделайте фейд, чтобы звучание сохранило естественность. Если он слишком короткий – используйте алгоритмы тайм-стретчинга, имеющиеся в любой DAW, либо применяйте плагины сторонних производителей.


Рисунок 1.2. Регулировка послезвучия.


Устранение шумов

Теперь настало время очистить каждую отдельную дорожку. На первый взгляд, некоторые шумы на фоне индивидуальных треков не покажутся проблемой, достойной особого внимания, но после того, как песня смикширована и отмастерена, некоторые неприятные вещи могут неожиданно вылезти на передний план. Кроме того, отсутствие любых незапланированных шумов – это залог прозрачности и чистоты общего звучания песни.

■ Обрезайте пустые начала и концы дорожек или отдельных клипов. Используйте вводные и выводные фейды, чтобы избежать любых артефактов, связанных с обрезкой.

■ Используйте кросс-фейды. Микс-инженеры часто сталкиваются с проблемами, получая на сведение сессии, в которых было использовано много редактирования с целью исправления исполнительских огрехов. Дело в том, что люди часто забывают ставить кросс-фейды между отредактированными кусочками, что приводит к щелчкам и поппингу. А это не есть хорошо. Таким образом, даже если Вы ничего не слышите, устанавливайте короткие фейды на каждом отредактированном куске, чтобы устранить возможность возникновения нежелательных шумов.


Рисунок 1.3. Обрезанное начало трека с фейдом.

■ Не забывайте удалять все ненужные и случайно зацепленные ноты из MIDI-треков. Даже если Вы не слышите их в общей куче всех остальных инструментов, они могут неожиданно проявиться в результате компрессии и других финальных процедур.

Компиляция партии из дублей


Обычно, подобную работу не откладывают до этапа сведения. Как правило, компиляцию делают непосредственно после записи партии, потребовавшей нескольких проходов-дублей. Неважно, что это было – вокал, гитара или труба. Продюсер (или звукоинженер) выберет наиболее удачные варианты или фрагменты проходов и соберёт из них полноценную совершенную партию. Если, на данный момент, у Вас есть куча вариантов одной и той же вокальной или гитарной партии, то сейчас самое время для того, чтобы собрать из них финальную версию.

Высотная коррекция

Практически всегда в записанном материале можно найти ноту, которая будет нуждаться в высотной коррекции. В принципе, здесь можно придерживаться тех же советов, что были даны для ритмической коррекции. Независимо от того, чем Вы будете пользоваться - Auto-Tune, Elastic Audio или любым другим интонатором, убедитесь, что в результате Ваших манипуляций не изменились начала и окончания нот. Ибо это может разрушить все предыдущие усилия по настройке правильного ритмического чувства.

Подготовка и конфигурирование DAW


По сути дела, это «организационно-уборочная» стадия, во время которой Вы должны так организовать сессию, чтобы потом с ней было легко и приятно работать, не отвлекаясь на такие вещи, типа: «Где ж тут среди 147 треков затерялась балалайка?» Идея именно и состоит в том, чтобы всё было под рукой и не приходилось подолгу искать ту или иную партию.

Делайте копии проектов

Как я уже говорил, первым делом сделайте резервную копию своего материала. К примеру, припишите к названию файла слово MIX, что будет говорить о том, что техническая подготовка уже сделана и проект находится на этапе микширования. Все остальные советы уже прозвучали ранее, так что заново рассматривать их не будем. На всякий случай, сохраните и предыдущий файл. Мало ли…

Удаляйте пустые треки


Пустые неиспользованные треки занимают место в окне программы и не делают ничего полезного. Понятно, что в процессе записи полезно иметь несколько пустых треков, прибережённых для того или иного инструмента, но если Вы зашли настолько далеко не используя их, то, скорее всего, нужда в них и не возникнет. Ликвидируйте их.

Деактивируйте и скрывайте неиспользуемые треки


Если есть дорожки, являющиеся копиями, или если Вы знаете, что не будете использовать находящийся на них материал, то деактивируйте их и скройте с глаз долой, чтобы не мешали. Просто спрятать недостаточно, поскольку они потребляют ресурсы системы, особенно если загружено много плагинов.

Определите порядок размещения дорожек

Хотя порядок, в котором расположены дорожки, никак не сказывается на работе DAW, он может повлиять на производительность труда микс-инженера. Сгруппируйте треки по типам инструментов: гитары с гитарами, барабаны с перкуссией, вокалы с вокалами. И так далее. Так будет удобнее работать – не придётся прокручивать окно проекта в поисках бубна, затесавшегося среди тромбонов.

Используйте цветовое кодирование


Если DAW позволяет, нанесите на дорожки цветовую маркировку. Разная окраска облегчает навигацию по проекту. К примеру, это означает, что все барабаны должны быть одним цветом, гитары другим, вокалы – третьим, и так далее.

Используйте маркеры

Маркеры, отмечающие секции песни – прекрасный инструмент, здорово экономящий время. Вставляйте маркер перед каждой новой секцией (оптимальный вариант – за такт или два), а также в любые другие места, которые Вы бы хотели быстро найти в процессе микширования.

Придумывайте вменяемые имена для треков

Многие DAW автоматически дают название новым дорожкам, созданным в процессе записи. Однако, эти названия редко когда имеют что-то общее с тем материалом, что там находится. Таким образом, чтобы не путаться и не начать регулировать параметры одного трека вместо другого, придумывайте для них нормальные «человеческие» имена. Если, на данный момент, название дорожки «gt012», придумайте для неё более удобочитаемое имя. Например, «Гитара» или «Gtr». Потом Вы сами себе скажете спасибо.

Используйте заранее сконфигурированные подгруппы

Подгруппы чрезвычайно полезны в процессе сведения. Прежде всего, они позволяют объединить в одну секцию однотипные инструменты и управлять всеми ими буквально одним движением фейдера. Это здорово облегчает работу, особенно в случае больших проектов. Во-вторых, во многих случаях можно добиться более чистого и красивого звучания, если обрабатывать компрессором или эффектом всю группу целиком, а не отдельные индивидуальные каналы (ну, тут уж на любителя).


Рисунок 1.4. Заранее сконфигурированный набор подгрупп.

Кроме того, подгруппы обычно создаются для элементов, состоящих более чем из одного инструмента или одной дорожки. Типичные подгруппы – это Барабаны, Гитары (если записаны дабл или квадротреки), Ведущие вокалы (если есть дабл-треки), Бэк-вокалы, Духовые, Струнные и Синтезаторы. Сконфигурировав подгруппы заранее, Вы облегчите и ускорите свою работу над миксом.

Используйте заранее сконфигурированные эффекты

У большинства микс-инженеров есть некоторые стандартные наборы эффектов, отталкиваясь от которых они начинают сведение. Вот одна из типичных конфигураций:

■ Для барабанов. Комната (room) с тёмным оттенком, распадом около 1,5 сек и предзадержкой 20 мс.
■ Для вокалов. Задержка в районе 220 мс.
■ Для всех других инструментов. Листовая реверберация (plate) с распадом около 1,8 сек и предзадержкой 20 мс.

Удивительно, насколько хорошо работают эти параметры без каких-либо дополнительных настроек. Конечно, чтобы лучше соответствовать песне, Вы можете откорректировать их, но старайтесь не сильно отклоняться от того, что представлено выше. К примеру, на малом барабане настраивайте реверберацию так, чтобы она затухала к следующему удару. Задержку тоже можно синхронизировать с темпом.

Ещё одна распространённая конфигурация – две реверберации и две задержки, настроенные следующим образом:

■ Короткая реверберация – комната с распадом от 0,5 до 1,5 секунд и короткой предзадержкой, рассчитанной согласно темпу.
■ Длинная реверберация – пластина или холл (hall) с распадом от 1,5 до 4 секунд и предзадержкой от 0 до 150 мс, рассчитанной согласно темпу (зависит как от Вашего вкуса, так и от художественного замысла песни).
■ Короткая задержка – в диапазоне 50 – 200 мс.
■ Длинная задержка – в диапазоне 200 – 400 мс.

Конечно, всё это только отправная точка. К примеру, Ваш стандартный набор может включать намного больше эффектов, либо Вы вообще можете не использовать никаких заранее подготовленных шаблонов, просто подключая эффекты по мере необходимости в процессе развития микса. Тем не менее, если будет некоторый набор заранее сконфигурированных эффектов, Вам не придётся прерывать свой творческий процесс, отвлекаясь на их настройку.

Используйте заранее сконфигурированные компрессоры и ограничители

Если Вы загодя знаете, что определённые дорожки будут нуждаться в компрессии, можете сразу загрузить в них соответствующие плагины. Типичные кандидаты – большой и малый барабаны, бас и вокал. Конечно, лучше держать процессоры в режиме обхода, пока не решите, что компрессия действительно необходима.

Если Вы любите сводить через компрессор или ограничитель, вставленный в мастер-шину, теперь самое время, чтобы включить его. Подробнее мы рассмотрим эту методику в Главе 5 «Компрессия мастер-шины».

Психофизиологическая подготовка


Теперь, когда сессия настроена и сконфигурирована, отдохните и подготовьте себя морально и, так сказать, физически. Независимо от того, сколько времени займёт сведение – это одна из форм умственного труда, требующая от человека значительного внимания и концентрации.

Создайте себе комфорт


Здесь и так всё понятно. Наденьте удобную одежду, обеспечьте комфортабельную температуру в помещении, настройте такое освещение, чтобы долгая работа за монитором не утомляла зрение. Пусть под рукой будут чай, кофе или прохладительные напитки. Бутерброды тоже не помешают.

Делайте заметки

Удостоверьтесь, что под руками есть ручка и бумага, благодаря которым Вы сможете делать заметки и фиксировать все гениальные идеи, пришедшие в голову. Если Вы пользуетесь аппаратным контроллером, полезно иметь рулончик специальной липкой ленты (типа Permacel 724), которую можно наклеивать на нужные каналы, делать надписи и потом легко удалять, не оставляя следов клея.

Отключите Интернет

Один из самых великих убийц практически любого рабочего времени. Очень просто провалиться в кроличью нору Всемирной паутины, просто решив на минуточку проверить почту, заглянуть в Фейсбук или Одноклассники. Трудно избежать соблазна, но Вы сумеете сделать намного больше работы, если всё-таки поборете это искушение.

Послушайте знакомые вещи


Возможно, это самый важный совет. До того, как приступить к сведению, послушайте на своей звуковой системе хорошо знакомую Вам музыку. Это «откалибрует» уши под мониторы и поможет впоследствии принимать правильные решения по поводу эквализации.

Перевод подготовил Бережной Вячеслав

Загрузка беседы