Бобби Овсински. Сведение и мастеринг в T-Racks 3. Часть 03. Глава 2. Мониторинг

Удивительно, как мало иногда уделяется внимания таким вопросам, как выбор мониторов и организация акустической среды, в которой будет осуществляться прослушивание. Некоторые люди считают, что достаточно просто купить самые дорогие мониторы и все проблемы отпадут сами собой. Однако, если мониторы не будут правильно взаимодействовать с окружающей средой или Вашим слухом, никакие дальнейшие советы и методики не будут уже иметь особого смысла. Именно поэтому, данная глава и посвящена рассмотрению основных методов организации систем мониторинга, а также способов прослушивания. Не обманитесь их внешней простотой: эти шаги могут иметь огромное значение на то, что Вы в конечном итоге услышите.


Выбор мониторов


Итак, какую же модель лучше всего приобрести? Конечно, существует масса вариантов, и среди микс-инженеров нет одного единственного фаворита. Вероятно, с определенной долей допущения, в качестве стандарта можно назвать такие модели, как Yamaha NS-10M и Auratone Sound Cube. Однако, поскольку они уже не выпускаются, то это гордое звание начинает постепенно тускнеть.

Как выбирать


Удивительно, насколько много мониторов приобретается, основываясь только лишь на обзорах или чьих-то отзывах. Вот некоторые вещи, о которых следует подумать, прежде чем что-то купить.

1. Не покупайте мониторы лишь только потому, что кто-то ещё пользуется ими. Монитор – это практически как гитара. Тот факт, что Джимми Пейдж играет на Les Paul, не означает, что Вы тоже с такой же лёгкостью сможете играть на ней. К примеру, гитара может быть слишком тяжёлой для Вас, или у неё может быть слишком широкий гриф, или её звучание просто не подойдёт для той музыки, что Вы исполняете. То же самое и с мониторами. Если какой-то знаменитый микс-инженер пользуется Genelec 1032A, не факт, что мониторы подойдут именно для Вас. Вы можете слышать по-другому, у Вас может быть другой опыт, они могут по другому взаимодействовать с акустикой комнаты, и вообще, они могут просто не «дружить» с тем типом музыки, с которым Вы работаете. К тому же, если это не активные модели, у Вас может быть совсем другой усилитель, что приведёт к дополнительным отличиям в звучании.


Рисунок 2.1 Auratone Sound Cube.

2. Тщательно слушайте, прежде чем купить.
Прежде, чем «профи» купит новые мониторы, он выделит какое-то время и послушает их в самых разных условиях. А почему и Вам нельзя сделать то же самое? Конечно, не все живут в больших городах, где есть много магазинов, торгующих профессиональным звуковым оборудованием, и далеко не все эти магазины предоставляют возможность оценить мониторы в условиях именно Вашей окружающей среды. Тем не менее, это не должно помешать тщательно обслушать своё будущее приобретение. Это серьёзная покупка, так что не относитесь к данному вопросу спустя рукава. Итак, к чему же надо особенно прислушиваться?

■ Слушайте частотный баланс. Воспроизводя хорошо знакомые записи, обращайте внимание на наличие «незаконных» подъёмов или провалов каких-то частот. Это особенно важно в среднечастотной области, где находится зона раздела встроенных кроссоверов (обычно в диапазоне от 1,5 до 2,5 кГц). Обращайте пристальное внимание на высокие частоты в тарелках, на средние частоты в гитарах и вокалах, на низкие частоты в басу и большом барабане.

■ Удостоверьтесь, что частотный баланс не зависит от громкости звучания мониторов. Чем меньше он изменяется (особенно при малых уровнях громкости), тем лучше.

■ Удостоверьтесь, что мониторы обеспечивают без искажений достаточный для Ваших потребностей уровень громкости. У многих активных моделей имеются встроенные ограничители, препятствующие возникновению искажений в усилителе или динамиках. Однако, если вдруг понадобится ещё больше повысить громкость (ну, мало ли), они могут просто не дать сделать это.

3. В качестве тестов используйте записи, очень хорошо знакомые Вам.
Единственный способ оценить монитор заключается в том, чтобы послушать через него треки, которые Вы уже много раз слышали в разных условиях. Это даст некий образец, на основе которого можно судить, насколько, на Ваш взгляд, правильно или неправильно передаётся звучание. К примеру, при прослушке мне нравится использовать некоторые лично записанные треки, плюс один любимый компакт-диск (из тех, что я считаю хорошо записанными). Помните, что MP3 здесь – персона нон-грата. Используйте источники не хуже компакт-диска. Так Вы сможете получить представление о частотной характеристике системы.

До того, как рынок заполонили активные мониторы, многие люди приносили на прослушивание свои усилители. Комбинация усилитель/колонка – чрезвычайно деликатная вещь. Между ними имеется намного большая взаимосвязь, чем большинство из нас может понять. Фактически, поиск совершенного усилителя – это такое же хождение по мукам, как и поиск совершенных мониторов. Хотя, всё это стало не настолько актуально в последние годы, благодаря широкому распространению активных систем, в которых усилитель и динамики тщательно подбираются друг к другу ещё в процессе производства.

Стоит сказать, что можно достаточно эффективно пользоваться практически любыми мониторами, если выяснить и понять все их силы и слабости. Также полезно иметь устойчивый образец, с которым можно сравнить свой звук. Например, если Вы знаете, как звучат вещи в Вашем автомобиле, то сможете так настроить свои миксы, чтобы получить работоспособный баланс и при воспроизведении на автомагнитоле (или что там у Вас стоит…)

Размещение мониторов


Грамотное размещение мониторов – залог правильного стереообраза и частотного баланса. Вот некоторые вещи, на которые нужно обратить внимание в процессе организации своей мониторной системы.

■ Проверьте расстояние между мониторами. Если они стоят слишком близко друг к другу, то стереообраз будет очень узким, без какого-либо ясного пространственного определения. Если расстояние будет очень большим, то зона оптимального стерео (фокус) будет далеко позади Вас, и Вы будете слышать не цельный стереообраз, а по раздельности правый и левый каналы. Таким образом, при размещении пользуйтесь простым эмпирическим правилом: расстояние между колонками должно быть таким же, как и расстояние от них до головы слушателя. Если от Вас до монитора 1,5 метра, то и между ними должно быть 1,5 метра. Иными словами, должен получиться равносторонний треугольник, в двух вершинах которого находятся мониторы, а в третьей – Ваша голова.

Правильное размещение студийных мониторов
Рисунок 2.2 Слушатель и мониторы, расположенные в вершинах равностороннего треугольника.


Открою небольшой секрет: существует «волшебное» расстояние между мониторами, к которому прибегают многие дизайнеры и специалисты по акустическому оформлению. Это 67,5 дюймов. Однако, всё это работает лишь тогда, когда и Вы тоже сидите на таком же расстоянии от них.

Раньше, когда в студиях властвовали большие микшерные консоли, мы часто использовали следующий способ быстрой настройки расстояния между мониторами: надо просто вытянуть руки по сторонам и установить колонки к кончикам пальцев. Как мне кажется, эта техника хорошо работала благодаря естественной глубине, обеспечиваемой физическими размерами консоли. Теперь же эта методика применяется достаточно редко, поскольку многие пользуются DAW и мониторы располагают более компактно. Тем не менее, придерживайтесь вышеописанного правила равностороннего треугольника.

■ Проверяйте угол, под которым мониторы развёрнуты к Вам. Неправильный разворот приведёт к размытию стереообраза и ухудшению читаемости инструментов. Тем не менее, точный угол зависит от личных пристрастий. Некоторые люди предпочитают фокусировать их именно в то место, где они сидят во время работы (иными словами – прямо себе в голову). Другие же, любят фокусировать звук на расстоянии 1 – 3 футов позади себя, чтобы частично компенсировать «приукрашивания», характерные для некоторых моделей, и расширить стереообраз. И пара слов о том, что мы подразумеваем здесь под словом фокус: это точка пересечения лучей, выходящих под прямым углом из центра высокочастотных динамиков.

■ Проверяйте, как и на чём стоят мониторы. Если колонки стоят прямо на столе или микшере без какой-либо изоляции, приготовьтесь испытать все прелести гребенчатой фильтрации, особенно в низких частотах. Дело в том, что звук будет проходить через стол, пульт и пол, и попадать в уши раньше, чем прямой сигнал из мониторов, поскольку в плотной среде звук распространяется быстрее. Как следствие – различные противофазные эффекты. Звуковое повреждение может быть более или менее серьёзным в зависимости от того, стоят ли мониторы непосредственно на поверхности или под них что-то подложено (в народе популярны всякие разновидности ковровых покрытий). Лучший способ изолировать мониторы – подложить под них неопреновые пластины толщиной ½ или ¾ дюйма (должны иметь открытую пористую структуру), толстый коврик для компьютерной мыши или что-то вроде Primacoustic Recoil Stabilizers (Рисунок 2.4).


Рисунок 2.4 Primacoustic Recoil Stabilizers

Тем не менее, вместо того, чтобы ставить колонки непосредственно на стол или пульт, самое лучшее решение – это установить их на специальных стойках над ними. Это не только улучшит низкочастотную изоляцию, но и уменьшит нежелательные отражения от стола (или микшера).

■ Проверяйте параметры настройки мониторов. Если Вы пользуетесь активными моделями, убедитесь, что все регуляторы на обоих мониторах установлены одинаково.

■ Проверьте положение высокочастотных динамиков. Многие мониторы предназначены для использования в вертикальном положении, но некоторые люди их всё равно кладут на бок. Это приводит к множеству акустических аномалий, ухудшающих звучание. Большинство микс-инженеров предпочитает, чтобы высокочастотные динамики находились с внешней стороны, что расширяет стереообраз (в случае ассиметричного расположения динамиков на колонке). Иногда, пищалки могут располагаться и с внутренней стороны, но, зачастую, это только смазывает стереокартину. Тем не менее, экспериментируйте и с тем, и с другим, поскольку заранее не скажешь, что будет лучше именно для Вас.

■ Проверьте акустические свойства стола или пульта. Угол, под которым расположены микшер или контрольная панель; материал, из которого изготовлены кнопки, ручки, фейдеры и корпус; краска и прочее – всё имеет влияние на звук из-за отражений, вызывающих эффект противофазы.


Насколько громко (или тихо) надо слушать?


Многие люди считают, что сводить нужно при больших уровнях громкости. Это неверно. На самом деле, всё наоборот. Большинство профессионалов считает, что лучший баланс получается тогда, когда они слушают с достаточно небольшой громкостью – примерно на уровне обычного разговора (SPL 79 dB) или даже ниже.

Высокие уровни звукового давления (SPL) в течение длительного времени не рекомендуются по следующим причинам:

■ Долговременное воздействие громкого звука может привести к различным заболеваниям и необратимым повреждениям слуха.

■ Продолжительное воздействие громкого звука вызывает не только усталость слуха, но и общую усталость организма. К примеру, это означает, что если при умеренной громкости Вы бы смогли работать 8 – 10 часов, то при большой – только 6.

■ Наш слух имеет различные кривые частотной чувствительности, зависящие от громкости (кривые Флетчера-Мэнсона). Чем громче звук, тем «мясистее» и ярче он кажется. Таким образом, сведённая при большой громкости песня будет звучать довольно вяло, если послушать её при небольшом уровне громкости.

■ Баланс, созданный при высоких громкостях прослушивания, зачастую получается не совсем адекватным. Такой баланс далеко не всегда сохраняется, если включить музыку более тихо. А вот баланс, полученный при более спокойных уровнях, работает при любых громкостях.

Я не пытаюсь сказать, что всегда нужно слушать тихо и на одном и том же уровне. Микс-инженеры часто включают музыку очень громко, чтобы проверить поведение низких частот, воздействие эквализации или эффектов. Но заключительный баланс обычно делается при более спокойных уровнях.


Прослушивание в моно


Рано или поздно, Ваш микс будет воспроизведён через монофоническое устройство. Таким образом, лучше сразу проверить, как он будет звучать, чтобы не столкнуться потом с разными неприятными сюрпризами. Прослушивание в моно – это проверенный временем способ, дающий возможность проверить согласование фаз, баланс и, как бы это странно не звучало, панораму. Давайте рассмотрим более подробно.

Согласование фаз

Когда стереофонический микс суммируется в моно, любые элементы, попадающие в противофазу, могут понизиться в уровне или вообще потеряться. Причины могут быть разными. Это и недочёты в оборудовании (например, контакты 2 и 3 в разъёме XLR поменяны местами), и влияние различных эффектов (особенно основанных на линиях задержки). В любом случае, периодически включайте свой микс в моно, чтобы оперативно выявлять подобные косяки.

Баланс

Многие микс-инженеры делают заключительное сведение, слушая в моно, поскольку считают, что так они лучше слышат баланс. Кроме того, это отличный способ выявить маскировку одного элемента другим. Легендарный звукоинженер Энди Джонс (Led Zeppelin, Rolling Stones, Van Halen, Eric Clapton) однажды сказал мне: «Это прекрасный тест [сведение в моно]… Его тяжелее сделать, и Вы должны быть настоящим экспертом, чтобы выполнить эту работу. В старые дни мы сначала делали монофонический микс, и лишь потом быстренько делали стереофонический. Мы тратили восемь часов на моно, и полчаса – на стерео».

Панорама

Не все знают, что панорамирование может быть улучшено, если при этом слушать в моно. Это реально хороший способ добиться точности, недоступной в стерео. Покойный Дон Смит (Rolling Stones, Stevie Nicks, Eurythmics) как-то сказал, что «Верите или нет, но я проверяю свою панораму в моно с одним громкоговорителем. Когда Вы крутите панораму в моно, то внезапно сможете найти место для чего-то, что ранее было замаскировано. К примеру, если мне надо будет найти место для хай-хэта, то я могу переключиться в моно и потом крутить панораму, пока не найду положение, в котором он звучит лучше всего. Когда Вы панорамируете в моно микрофоны барабанов, то сможете услышать, как объединяются вместе фазы всех сигналов. Когда Вы переключаетесь в стерео, это делает звучание намного лучше».


Прослушивание на разных акустических системах


Все хотят знать, на что будут похожи их миксы, если воспроизвести их через различные громкоговорители в разных условиях окружающей среды. Есть старые проверенные способы провести такую оценку. Послушайте своё творение в автомобиле, на портативной магнитоле-бумбоксе или просто станьте за дверью комнаты, в которой происходит сведение.

Есть ещё один хороший способ. Возьмите один-единственный маленький громкоговоритель (типа компьютерной колонки), подайте на него монофонический микс и понизьте громкость, чтобы едва было слышно. Теперь оцените, насколько похоже на Ваше творение то, что доносится из динамика. Потом немного поднимите громкость, отойдите подальше вглубь комнаты и снова оцените, насколько нравится звучание. Если Ваша вещь сможет пройти этот тест, то, скорее всего, она везде будет играть хорошо.

Профессиональные микс-инженеры обычно применяют несколько систем звукоусиления. На одной из них делается вся основная работа по сведению, другие же используются в качестве проверочных. Дополнительная система (или системы) зачастую более низкого класса, чем основная. Она даёт примерное представление того, как будет слушать обычный средний человек. Раньше, для этих целей были популярны колонки типа Auratone (его 5-дюймовый динамик был примерно аналогичен тому, что находилось в типичных телевизорах того времени). Сегодня же, в этой роли всё чаще выступают компьютерные колонки.

Дополнительный громкоговоритель используется просто для проверки баланса, помогая удостовериться, что никакой из элементов не провален или не задран. Кроме того, одна из задач сведения – это сделать так, чтобы бас и большой барабан нормально звучали и на маленьких динамиках. А как оперативно выяснить, в правильном ли направлении Вы движетесь, если под руками нет альтернативной звуковой системы? Так что, не забывайте этот момент.


Окружающая среда


Стоит сказать, что в домашних студиях часто не уделяется должного внимания такому важному аспекту, как акустическое оформление помещения. Я не спорю – иногда можно получить прекрасный звук, просто установив в своей комнате пару мониторов ближнего поля и больше ничем не заморачиваясь. Однако, подобное происходит очень и очень редко, поскольку гаражи, жилые комнаты и спальни не предназначены для серьёзного «профессионального» прослушивания, и потому не имеют какого-либо специального акустического оформления.

Потенциальные акустические проблемы

Хотя всестороннее обсуждение вопросов акустической обработки не входит в компетенцию этой книги, давайте всё-таки рассмотрим некоторые вещи, знание которых здорово поможет в работе.

1. Избегайте размещать мониторы рядом со стеной. Обычно это приводит к сильным низкочастотным пикам. Чем дальше колонки будут стоять от стены, тем глаже будет частотный ответ.

2. Избегайте углов комнаты. Углы влияют на звук ещё хуже, чем стены, поскольку они ещё больше усиливают низкие частоты. Самый худший вариант – если в углу находится только одна колонка. Это приведёт к совершенно перекошенному, неравномерному звучанию Вашей системы.

3. Избегайте размещать мониторы ближе к одной стене, чем к другой. Если одна колонка будет стоять близко к стене, а другая далеко, то в результате воздействия протифазы Вы получите совершенно разные частотные ответы для каждой из них. Самый оптимальный вариант – устанавливать колонки непосредственно в центре помещения.

4. Избегайте комнат, на стенах которых одновременно присутствуют различные типы отражающих и поглощающих поверхностей. Если с одной стороны будет окно, а с другой висит ковёр или ширма, то у Вас получится несбалансированный стереообраз, поскольку одна сторона комнаты будет ярче другой. Попытайтесь так оформить свою комнату, чтобы стены по бокам колонок имели одинаковые поглотительные свойства.


Система корректировки акустических свойств помещения


Конечно, мир домашних студий далёк от совершенства, и обычно имеется, по крайней мере, одна из четырёх вышеперечисленных проблем. К счастью, у T-RackS 3 есть специальный модуль, названный Advanced Room Correction System или ARC (Рисунок 2.5). Этот плагин измеряет частотную характеристику комнаты и затем так эквализует поступающий на мастер-шину сигнал, чтобы нейтрализовать пики и провалы, вызванные неидеальной акустикой помещения. Конечно, профессиональный акустический дизайн стоит дорого, и, возможно, даже и не применим в Ваших условиях. Однако, ARC – это недорогое решение, которое пригодно для коррекции практически любой окружающей среды (в отличие от акустической обработки, которую разрабатывают индивидуально для конкретного помещения).


Рисунок 2.5 Система Advanced Room Correction


ARC состоит из калиброванного измерительного микрофона и программного обеспечения, доступного в виде плагина для T-RackS 3 или любой DAW. ARC измерит Вашу комнату, покажет частотную характеристику, затем откорректирует её, и при выборе Correction On покажет соответствующую кривую. За пять достаточно быстрых шагов можно преобразовать свою полную «звуковых ужасов» комнату во что-то более благозвучное, где будут слышны все детали микса. В отличие от систем корректировки, встроенных в некоторые популярные мониторы, ARC покрывает весь частотный спектр и позволяет создать настройки для всей комнаты, а не только для того места, где сидит звукоинженер. Таким образом, Ваши клиенты будут слышать то же самое, что и Вы.

ARC работает автоматически и снабжена достаточно подробной инструкцией. Тем не менее, есть некоторые вещи, которые желательно иметь в виду.

■ Чем больше измерений Вы проведёте, тем лучше будет сделана корректировка.

■ Измерительный микрофон требует 48-вольтового фантомного питания.

■ Любой шум или движение, возникшие в процессе измерения, негативно повлияют на его точность. Таким образом, Вам потребуется повторить весь процесс сначала.

■ Любые изменения в комнате (к примеру, помещён или убран большой предмет, или сделана перестановка мебели или оборудования) будут означать, что понадобятся новые измерения.

■ В результате корректировки, звучание мониторов будет несколько необычным. Поэтому, понадобится некоторое время, чтобы привыкнуть к нему. Таким образом, не судите его сразу же после процесса исправления.

■ Если ARC используется в виде плагина, загруженного в мастер-шину, то не забудьте удалить его перед экспортом. Помните, что это программное обеспечение предназначено только лишь для мониторинга.

■ Измерительный микрофон, идущий в комплекте, можно использовать как и любой другой для записи усилителей, инструментов или вокалов. Поскольку это всенаправленный микрофон, то по сравнению с направленными моделями у него будет менее выраженный низкочастотный ответ. (Как известно, одно из свойств направленных микрофонов – так называемый «эффект близости», приводящий к подъёму в низких частотах).

Перевод подготовил Бережной Вячеслав

Загрузка беседы