Бобби Овсински. Сведение и мастеринг в T-Racks 3. Часть 13. Глава 12. Экспорт проекта

Способ экспорта зависит от того, как будет распространяться Ваш материал. Даже при том, что популярность компакт-дисков снижается, они всё ещё продаются сотнями миллионов и полностью исчезнут, скорее всего, не скоро. Таким образом, первую половину статьи мы посвятим компакт-дискам, а вторую – оптимальным способам кодирования в онлайн-форматы.


Экспорт в T-Racks 3


По сравнению с мастерингом, процесс экспорта не представляет практически никакой сложности. Просто нажмите кнопку Process (рисунок 12.1) и программа спросит, хотите ли Вы обработать единственный файл или всё, что открыто в браузере (иными словами, весь проект). Кроме того, здесь даётся последний шанс выбрать формат и настройки выходного файла (файлов).


Рисунок 12.1 Меню настроек экспорта.


Нажав кнопку Browse, можно выбрать место, куда будут сохраняться экспортируемые файлы. Теперь, чтобы начать процесс экспорта, нужно просто нажать кнопку Next.

Надеюсь, что Вы периодически сохраняли свой проект и делали резервные копии. Если же нет, то теперь самое время. Благодаря этому, Вы, если потребуется, сможете позже вернуться к нему и сделать какие-то корректировки.


Мастеринг для CD


Мастеринг компакт-дисков требует знания не только основ эквализации, динамической обработки и редактирования. Здесь есть ещё несколько аспектов, выходящих за рамки того, что требуется для онлайн-форматов.

Порядок песен
Понятно, что не стоит особенно сильно задумываться о порядке песен, если Вы выпускает отдельные треки, распространяя через Интернет. Однако, этот аспект становится важным при воспроизведении альбома, записанного на CD, виниловом диске или выпущенного в виде онлайн-версии.

Последовательность песен в альбоме – это важное творческое решение. В случае с компакт-диском, люди обычно стараются расставить песни так, чтобы захватить внимание слушателя от начала до конца (хотя, у продюсеров или музыкантов может быть особое мнение на этот счёт). В случае же с виниловым диском, количество решений, как минимум удваивается, поскольку у него две стороны. Кроме того, здесь следует учитывать особенности и ограничения самого носителя.

Собственно говоря, определение правильной последовательности песен обычно не входит в сферу компетенции мастеринг-инженера, поскольку это творческое решение, которое должно быть принято продюсером и артистом задолго до того, как начнётся мастеринг.

Паузы
Паузы могут быть таким же творческим инструментом, как и последовательность песен. Паузы определяют темп альбома. Если песни расположены близко друг к другу, то темп убыстряется, если дальше – то замедляется. Иногда, используется комбинация обоих. Зачастую, пауза рассчитывается так, чтобы соответствовать темпу предыдущей песни. К примеру, если темп первой песни 123 удара, то пауза будет сделана такой продолжительности, чтобы составить N-е количество тактов/долей с темпом 123 BPM, и чтобы следующая песня началась на сильную долю. Количество этих промежуточных долей зависит от общего потока альбома. В некоторых случаях, между песнями используется кросс-фейд, так что пауз, как таковых, здесь не будет. Хотя, такие переходы тоже обычно делает мастеринг-инженер (но рассчитаны они должны быть заранее).

Вы можете подумать, что теперь достаточно загрузить отмастерённые треки в DAW, расставить паузы и компакт-диск готов. В принципе, в программе всё будет звучать правильно, но записывать CD ещё рано. Дело в том, что в каждую песню нужно встроить некую информацию, которая скажет CD-плейеру, где начинается каждый трек и где он заканчивается. Это называется PQ-код. К сожалению, у многих DAW нет функции вставки таких кодов. В результате, если Вы экспортируете проект, то получите один длинный файл, и CD не увидит внутри него индивидуальных песен.

PQ-коды
PQ-коды управляют расположением и продолжительностью треков, и позволяют проигрывателю понять, сколько всего треков на диске (оглавление), где они находятся, какова их продолжительность и где перейти от одного трека к другому. Такие программы-редакторы, как Audio Architect, Peak, WaveLab или Sound Forge, позволяют расставить эти коды так, как необходимо.

Когда технология компакт-диска только разрабатывалась, в нём было предусмотрено восемь типов кодов (обозначались буквами от P до W). Сегодня, используются только коды с индексами P и Q. Они содержат в себе субкоды ISRC, UPC и CDText. Большинство редакторов PQ-кодов позволяют распечатать лог-лист, что предоставляет возможность послать распечатку кодов вместе с мастер-копией на предприятие, занимающееся тиражированием дисков. Это будет гарантировать, что предоставлены «правильные» песни с корректными ISRC-кодами.

ISRC-коды
ISRC – это сокращение от International Standard Recording Code. Этот код является уникальным идентификатором для каждой записи. Здесь указана следующая информация: страна происхождения; лицо, получившее патент (релизер, обычно лейбл); год и кодовое обозначение записи (номер, выданный непосредственно лейблом). Этот код закрепляется за каждой записью на всю её жизнь. Даже если песня потом будет включаться в разные сборники, тот же самый ISRC-код будет сопровождать её.

Если запись в последствие как-то была изменена, то она потребует нового ISRC-кода. В противном случае, код будет сохраняться, независимо от компании или формата, в котором она находится. ISRC-коды не могут использоваться повторно. В США кодами заведует ассоциация звукозаписывающих компаний RIAA. Коды могут помочь в борьбе с пиратством и со сбором роялти, хотя большинство американских радиостанций относятся к их использованию довольно прохладно. А вот в Европе они нашли большую поддержку.


Рисунок 12.2 Структура ISRC-кода.


Ниже я приведу некоторые случаи, когда требуется (или не требуется) получение нового ISRC-кода:
■ Каждый дубль одной и той же песни, даже сделанный во время одной и той же сессии, и даже без каких-либо изменений в аранжировке, исполнении и прочих вещах, требует своего собственного ISRC-кода.
■ Ремикс, другая версия сведения или микс с какими-то редакциями – все требуют новых ISRC-кодов.
■ Если изменена продолжительность звучания, тоже требуется новый ISRC-код.
■ Обработанные и реставрированные исторические записи также требуют новых кодов.
■ Если права на запись проданы или она распространяется под лицензией другого лейбла, то ISRC-код сохраняется.
■ Если песня включена в сборник, и при этом она никак не изменена, то новый код не требуется.
P.S. Как Вы заметили, ISRC-код определяет именно конкретную запись, а не песню в целом. Таким образом, различные записи, редакции и ремиксы одной и той же песни будут иметь различные коды ISRC.

Так как получить ISRC-код? Если Вы распространяете свою музыку в цифровой форме через такие сервисы, как TuneCore или CD Baby, то они автоматически назначат его для Вас. Многие предприятия, занимающиеся тиражированием дисков, также могут назначить Вам ISRC-коды, хотя, зачастую, требуют за это дополнительную плату. Собственно говоря, не так уж и сложно получить эти коды самостоятельно. Зарегистрируйтесь на сайте http://usisrc.org (требуется заплатить разовый платёж 75$) и Вам дадут персональный трёхсимвольный идентификатор. Следуйте правилам, опубликованным на сайте, и можете смело назначать ISRC-коды на всю свою звуковую продукцию.

UPC-коды
UPC расшифровывается как Universal Product Code, и представляет собой штрих-код, который в наши дни можно обнаружить на упаковке практически любого товара. Заправляет UPC-кодами организация под названием UCC (Uniform Code Council). Если ISRC относится только лишь к индивидуальному треку, то код UPC относится уже ко всему альбому. Собственно говоря, каждый продукт на магазинной полке имеет свой собственный уникальный код. В дополнение к штрих-коду на альбоме, Вы можете внести эту же информацию и в PQ-код.

Если Вы хотите распространять свои CD через розничные сети и пользоваться услугами SoundScan для отслеживания позиций в чартах, то Вам обязательно потребуется свой собственный UPC-код. Многие продавцы сами помечают товары штрих-кодами, чтобы было легче вести учёт. Однако, SoundScan их не знает и поэтому в его статистику Вы не попадёте. Чтобы выпускать собственные штрих-коды, нужно получить так называемый «номер производителя» (вступительный взнос 750$). Кроме того, CD Baby предоставляет своим клиентам один UPC за 20$, а Nationwide Barcode (nationwidebarcode.com) - за 10$.

CD-Text
Благодаря функции CD-Text, Вы можете записать на диск дополнительную информацию, например: названия треков, автор или исполнитель, год записи и так далее. Большинство программ, позволяющих вставлять PQ-коды, также могут работать и с CD-текстом.

Мастеринг для Интернета


Если раньше мастеринг относился только к физическим носителям, таким, как AudioCD и винил, то в нынешние времена он стал не менее важен и для продуктов, распространяющихся через Интернет. Поэтому, данный вопрос требует особого рассмотрения. Итак, давайте начнём с изучения распространённых форматов поставки музыкального контента.

MP3
На первый взгляд, кодирование в MP3 не представляет никаких сложностей. Однако, чтобы получить максимально качественные результаты, надо знать о некоторых тонкостях. Ниже приведены рекомендации, которые помогут Вам в настройке наиболее эффективных параметров кодирования. Тем не менее, не забывайте, что параметры, прекрасно подходящие для одной песни или жанра, не обязательно будут работать с другими.

Сжатие данных с потерями
Как известно, при кодировании в MP3 используется сжатие данных с потерями. Это означает, что в процессе кодирования сокращается число битов в цифровом слове, что позволяет уменьшить размер файла. Энкодер буквально выбрасывает информацию, про которую «думает», что она не нужна. Конечно, если мы сравним MP3-файл с оригинальной несжатой версией, то обычно сможем услышать различие. Поэтому, тщательная настройка параметров кодирования исключительно важна, если Вы стремитесь получить качественный MP3-файл, звучащий максимально близко к оригиналу.

Исходный файл
Сжатие с потерями предъявляет исходному материалу довольно жёсткие требования. Иными словами, чем выше качество оригинала, тем меньше повреждений возникнет в нём в результате кодирования. Таким образом, жизненно важно использовать в качестве исходника звуковые файлы с максимально высокими частотами дискретизации и разрядностью.

Тщательно слушайте звучание сжатых файлов и пробуйте различные параметры кодирования. Сравнивайте с оригиналом и при необходимости делайте корректировки (в том числе и в исходном материале). К примеру, треки, отмастерённые в стиле «стена звука», после кодирования иногда звучат просто отвратительно. Таким образом, Вам придётся снова заняться мастерингом, и немного смягчить параметры компрессии и/или ограничения. Хотя, в другой раз, тяжело уплющенные треки могут дать лучшие результаты при кодировании, нежели их более динамичные собратья.

P.S. Стоит сказать, что существует специальный плагин, могущий значительно облегчить и ускорить подобную работу. Называется он Sonnox Fraunhofer Pro-Codec. Этот плагин позволяет в реальном времени оценить работу различных энкодеров. В него одновременно можно загрузить 5 штук (или один с разными параметрами), включить воспроизведение, и, переключаясь между ними, оценить воздействие на результирующее звучание.


Плагин Sonnox Fraunhofer Pro-Codec


Энкодер
К сожалению, все MP3-кодеры от разных производителей работают по-разному, и качество результатов может варьироваться в достаточно широких пределах. Поэтому, пользуйтесь только проверенным программным обеспечением.

Рассмотрим такое популярное приложение для кодирования в MP3, как LAME. Имя LAME — это рекурсивный акроним для LAME Ain’t an MP3 Encoder (LAME — это не MP3-кодировщик), который относится к ранней истории LAME, когда он не был кодером в полной мере, а входил в демонстрационный код ISO. По общему мнению, LAME и кодер от Fraunhofer (институт Fraunhofer входил в консорциум компаний, разработавших формат MP3), создают наиболее качественные MP3-файлы с битрейтом 128 килобит и выше. Кроме того, ещё один хороший кодировщик встроен в iTunes.

Bit Rate (величина потока данных)

Битрейт определяет, какое количество битов будет использовано для кодирования одной секунды аудио. Это один из главных параметров, определяющих качество звучания сжатого материала. Обычно, энкодер предлагает различные варианты настройки битрейта. Как правило, используется скорость 128 – 320 килобит. К примеру, у несжатого звукового потока с качеством AudioCD битрейт составляет около 1400 килобит.

Чем меньше битрейт, тем меньше размер файла, и тем хуже качество звучания. При низких значениях битрейта могут появляться артефакты сжатия (иными словами – звуки, которых не было в оригинальной записи). Хорошая демонстрация таких артефактов – это сжатие записи аплодисментов. Это достаточно хаотичный звук, поэтому энкодеру его трудно обрабатывать. В результате, недостатки энкодера станут заметны в виде лёгкого звона.

Наоборот, высокий битрейт почти всегда гарантирует лучшее звучание. Однако, это приводит к большим размерам файлов, что не всегда приемлемо для хранения или загрузки (хотя, в наши дни скоростного интернета и гигантских жёстких дисков это всё менее и менее актуально).

Настройки битрейта
На первый взгляд, битрейт 128 кбит/с (сжатие примерно 11:1) даёт звучание, практически идентичное AudioCD. Однако, тесты показали, что при определённой практике многие слушатели гарантированно отличают 128-килобитные MP3 от их CD-оригиналов. Поэтому, достаточно большое число слушателей считает, что сжатие с таким битрейтом имеет неприемлемо низкое качество.

С другой стороны, многие люди (среди которых и вышеупомянутые противники этого битрейта), находясь в другом окружении (в шумном транспорте, на вечеринке), считают такое качество вполне приемлемым. Короче говоря, самый компромиссный вариант – это 160 кбит/с, который и стал нормой приемлемого качества MP3. Ниже приведены плюсы и минусы различных битрейтов.

■ 128 кбит/с. Самая низкая приемлемая скорость потока. Однако, результаты кодирования очень сильно зависят от энкодера. Наличие слышимых артефактов, но при этом небольшой размер файла.
■ 160 кбит/с. Самый низкий поток, при котором ещё можно получить качество, близкое к CD.
■ 320 кбит/с. Даёт качество, неотличимое от CD. Однако, имеет большой размер файла.

Кроме того, есть три режима сжатия потоковых данных:
■ с переменным битрейтом (Variable bitrate, VBR)
■ с усреднённым битрейтом (Average bitrate, ABR)
■ с постоянным битрейтом (Constant bitrate, CBR)

■ Переменный битрейт. С переменным битрейтом кодек выбирает значение потока исходя из уровня желаемого качества, причём в течение кодируемого фрагмента битрейт может изменяться. При сжатии звука нужный битрейт определяется на основе психоакустической модели. Данный метод даёт наилучшее соотношение качество/размер выходного файла, однако точный его размер очень плохо предсказуем. В зависимости от характера звука, размер полученного файла может отличаться в несколько раз.
■ Усреднённый битрейт. Это гибрид постоянного и переменного битрейтов: битрейт в кбит/c задаётся пользователем, а программа варьирует его в некоторых пределах. Однако, в отличие от VBR, кодер с осторожностью использует максимально и минимально возможные значения битрейта, дабы не рисковать выйти за заданную пользователем среднюю величину. Также этот метод позволяет наиболее гибко задавать битрейт и с большей (по сравнению с VBR) точностью предсказывать размер выходного файла.
■ Постоянный битрейт. Это вариант кодирования потоковых данных, при котором пользователь изначально задаёт необходимый битрейт, который не меняется на протяжении всего файла. Его главное достоинство — возможность довольно точно предсказать размер конечного файла. Однако вариант с постоянным битрейтом не очень подходит для музыкальных произведений, звучание которых динамично изменяется во времени, так как не обеспечивает оптимального соотношения размер/качество.

Другие параметры
В дополнение к настройкам скорости потока, существуют некоторые параметры, определяющие, как энкодер будет обращаться со стерео.

■ Dual Channel. Каждый канал получает ровно половину потока и кодируется отдельно как моно сигнал. Рекомендуется главным образом в случаях, когда разные каналы содержат принципиально разный сигнал - скажем, текст на разных языках.
■ Stereo. Каждый канал кодируется отдельно, но кодер может принять решение отдать одному каналу больше места, чем другому. Это может быть полезно в том случае, когда после отброса части сигнала, лежащей ниже порога слышимости или полностью маскируемой, оказалось, что код не полностью заполняет выделенный для данного канала объем, и кодер имеет возможность использовать это место для кодирования другого канала.

Следующие два режима обычно используются при низких битрейтах.

■ Mid-Side Joint Stereo (MS Joint Stereo). Стереосигнал раскладывается на два компонента: один представляет собой сумму (то есть общий сигнал для обоих каналов), второй – разницу (стерео минус моно). При этом второй кодируется с меньшим битрейтом.
■ Intensity Joint Stereo. Состоит в том, что для некоторых частотных диапазонов оставляется не разностный сигнал, а только отношение мощностей сигнала в разных каналах (интенсивность). Этот метод приводит к потере фазовой информации, но выгоды от экономии места в пользу среднего сигнала оказываются выше.
■ Stereo Narrowing. Позволяет улучшить общее звуковое качество за счёт сужения стереобазы.

Таким образом, если Вы кодируете нормальные файлы с разрешением 16 бит и выше, то лучше не включайте последние три опции. Только так результирующий файл останется в истинном стерео, и не произойдёт никакого повреждения оригинального стереопространства.


Экспорт для iTunes
iTunes использует технологию сжатия AAC (Advanced Audio Coding) в качестве стандарта для музыки, реализуемой через этот сервис. Вопреки распространённому мнению, это не является проприетарным форматом Apple. Фактически, это часть спецификации MP4. Данная технология позволяет создавать высококачественные звуковые файлы, которые примерно на 30% меньше, чем MP3 при том же битрейте. Вся новая музыка, предназначенная для реализации через iTunes, должна быть закодирована с постоянным битрейтом 256 кбит/с и частотой дискретизации 44,1 кГц. Сервис перестал продавать треки с битрейтом 128 килобит в апреле 2008 года.

Вот информация относительно некоторых параметров AAC-энкодера.
■ Stereo Bit Rate. Позволяет выбирать скорость потока. Стандартные настройки теперь 256 кбит/с, высшее качество – 320 кбит/с.
■ Sample Rate. Здесь можно выбрать частоту дискретизации. Не используйте дискретизацию выше, чем в оригинальном файле. Это ничего не даст, кроме того, что файл просто станет больше.
■ Variable Bit Rate Encoding (VBR). Активация кодирования с переменным потоком. Благодаря этой опции можно уменьшить размер файла, хотя, при некорректном применении может пострадать звуковое качество. VBR изменяет скорость потока в зависимости от сложности текущего участка фонограммы. Если в всплывающем меню Quality выбрать параметр Highest, то наиболее сложные места песни будут закодированы с максимальным потоком 320 кбит/с, тогда как для прочего будет использован более низкий поток. Нижний предел битрейта устанавливается в всплывающем меню Stereo Bit Rate.
■ Channels. В этом всплывающем меню можно выбрать, как будет воспроизводиться музыка – в стерео или моно. Выберите пункт Auto, чтобы iTunes использовал соответствующие настройки для музыки.
■ Optimize for Voice. Эта опция предназначена для подкастов и фильтрует аудио так, чтобы подчеркнуть человеческий голос.


FLAC
FLAC расшифровывается как Free Lossless Audio Codec. В последнее время он стал достаточно популярен. Здесь используется технология сжатия цифрового аудио без потерь (чем-то напоминает работу архиваторов). В отличие от других lossless-кодеков от DTS и Dolby, FLAC распространяется в виде свободного программного обеспечения с открытым кодом. Стоит сказать, что в формате FLAC были выпущены релизы некоторых знаменитых исполнителей, среди которых Pearl Jam, Nine Inch Nails и Eagles (и даже переиздания Beatles).

FLAC поддерживает до 8 каналов. При кодировании пользователю не требуется определять битрейт или частоту, поскольку всё это делается автоматически. Кроме того, имеется возможность создания дополнительного файла с метаданными (cue sheet), в котором содержится описание структуры компакт-диска – оглавление, расположение треков, паузы, переходы и вся остальная информация. (Плейер распознает эту информацию и воспроизводит FLAC-файл как обычный компакт-диск. При помощи специальных программ можно записать такой альбом в виде AudioCD.)

Хотя T-RackS 3 и не поддерживает FLAC, нетрудно выполнить такое кодирование при помощи сторонних программ.


ALAC
Расшифровывается как Apple Lossless Audio Codec. Представляет собой версию формата FLAC от компании Apple. Это вариация спецификации MP4; файлы имеют расширение .m4. Как и FLAC, позволяет компрессировать файл вполовину от оригинального размера, поддерживает многоканальный звук, различные частоты дискретизации и разрядности (16 или 24 бита). Энкодер ALAC встроен в iTunes и доступ к нему можно получить через меню Preferences.


Перевод подготовил Бережной Вячеслав
www.unisonrecords.org

Загрузка беседы