Бобби Овсински. Сведение и мастеринг в T-Racks 3. Часть 05. Глава 4. Использование эквалайзеров T-Racks 3 при сведении.

T-RackS 3 имеет несколько качественных эквалайзеров, и, прежде чем конкретно рассматривать каждый из них, давайте разберём, как вообще работают эквалайзеры, и как они используются.


Эквалайзеры


Несмотря на то, что звукоинженеры стараются записывать инструменты так, чтобы у них изначально был хороший и чистый звук, в процессе сведения часто выясняется, что у одних дорожек не хватает каких-то частот, а в других наоборот имеется избыток. К примеру, причиной может быть то, что материал записывался в разных студиях с разными мониторами и разными наборами оборудования в сигнальной цепи, либо сам инструмент имеет ограниченный спектр. В результате, инженеру сведения потребуется как-то расширить частотный диапазон этих треков.


И один из главных инструментов для получения более чистого, яркого, полного и большого звука – это эквалайзер. Но эквалайзер, возможно, больше чем какой-либо другой инструмент, требует владения определёнными специфическими навыками.


Какую цель Вы преследуете?

Есть три первичных цели, для достижения которых привлекается эквализация. Вот они:

■ Заставить инструмент звучать более ясно и разборчиво.
■ Сделать звучание лучше, чем в реальности.
■ Соединить все инструменты в миксе в единое целое, так манипулируя частотами, чтобы у каждого элемента был свой собственный преобладающий частотный диапазон.


Музыкальный звуковой спектр


Итак, прежде, чем изучать некоторые методики эквализации, давайте рассмотрим важные частотные области и то, как мы их воспринимаем. Весь слышимый спектр можно разделить на шесть диапазонов, каждый из которых оказывает огромное влияние на общее звучание.


Суб-бас – от 16 Гц до 60 Гц.
Охватывает звуки, воспринимаемые не столько слухом, сколько телом. Избыток сверхнизких частот делает звучание грязным. Уменьшение этого диапазона (особенно ниже 40 Гц), может значительно очистить общее звучание.


Бас – от 60 Гц до 250 Гц.
Содержит фундаментальные ноты ритм-секции. Эквализация этого диапазона может изменить баланс, сделав звучание более полным или тонким. Избыток частот часто приводит к гулкости звучания.


Низкая середина – от 250 Гц до 2 кГц.
Содержит низкие гармоники большинства музыкальных инструментов. При избыточном повышении приводит к «телефонному» звучанию. Чрезмерный подъём в области 500 Гц – 1000 Гц даёт «трубные» призвуки, а избыток в области 1000 Гц – 2000 Гц даёт «жестяной» оттенок. И вообще, избыточная энергия в этом диапазоне быстро утомляет слух.


Высокая середина 2 – 4 кГц.
Этот диапазон ответственен за распознавание речевых звуков m, b, и v. Если слишком повысить его, особенно в области 3 кГц, то эти звуки станут мало отличимыми друг от друга, что приведёт к шепелявому характеру в голосе. Избыток в этом диапазоне может вызвать быстрое утомление слуха. Понизив 3 кГц на фоновых инструментах, и сделав небольшое узкое повышение в этой же области на вокалах, можно улучшить слышимость голоса, не прибегая при этом к понижению инструментального уровня.


Презенс (присутствие) 4 – 6 кГц.
Ответственен за ясность и разборчивость голосов и инструментов. Повышая этот диапазон, можно заставить музыку звучать ближе к слушателю. Понижение в области 5 кГц делает звучание более отдалённым и прозрачным.


Блеск (бриллианс) 6 – 16 кГц.
Влияет на яркость и ясность звучания. Чрезмерное усиление часто приводит к подчёркиванию сибилянтов в вокале.


Основные принципы


Прежде, чем Вы начнёте крутить ручки или двигать ползунки на эквалайзере, желательно знать два основных принципа обработки.


■ Чем меньше инструментов находится в миксе, тем больший спектр может быть у каждого из них.
■ И, наоборот, чем больше инструментов, тем меньше места должен занимать каждый индивидуальный элемент.


Субтрактивная эквализация


Один из самых лучших способов эквализации – понижать частоты, а не повышать. Эта методика известна под названием субтрактивная эквализация. Это признанный фаворит в арсенале опытных звукоинженеров, поскольку при понижении частот получается более естественное звучание, чем при повышении. «В чём причина?» - спросите Вы. Дело в том, что при понижении создаётся намного меньше фазовых искажений в тех или иных областях спектра, чем при повышении. Всякий раз, когда Вы повышаете какую-то частоту, возникает некоторое фазовое искажение. Это побочный продукт работы электронного эквалайзера. (Именно поэтому, Linear Phase Equalizer и звучит так хорошо, что в нём минимизированы подобные явления). Чем больше усиления – тем больше фазовое смещение. Эти искажения могут препятствовать правильно усадить инструмент в микс. Но, поскольку при понижении частот фазовые искажения минимальны, здесь и заключается вся сила и красота субтрактивной эквализации. В результате, инструмент становится намного легче «склеить» с другими источниками.


Вот как работает эта методика:
1.Установите регулятором Boost/Cut умеренное понижение (8 -10 децибелов должно быть достаточно).
2.Протащите эту «ямку» по спектру, пока не найдёте частоту, где у звука будет наименьшее количество коробочных призвуков и лучшая читаемость.
3.Настройте уровень понижения согласно своему вкусу. Помните, что слишком сильное понижение утончает звучание.


Есть две области в частотном спектре, где субтрактивная эквализация работает особенно эффективно. Они находятся между 400 и 600 Гц, и между 2 и 4 кГц. Дело в том, что большинство направленных микрофонов даёт естественный подъём в области 400 – 600 Гц, вызванный эффектом близости при точечном размещении во время записи инструментов. Кроме того, многие микрофоны (особенно вокальные), также имеют подъём в районе 2 – 4 кГц. Понижая эти частоты на несколько dB, Вы можете получить более естественное звучание, нежели пытаясь что-то повысить. Если в своей домашней студии Вы пользуетесь ограниченным набором микрофонов (или вообще одним), то эти два частотных диапазона (или любые другие, где есть пик в ответе), будут усиливаться с каждой записанной дорожкой. Немного понижая их, Вы обнаружите, что все инструменты лучше усаживаются в микс, и при этом вообще отпадает надобность в какой-либо усиленной эквализации.


Лёгкие к запоминанию золотые правила эквализации
■ Если звучит грязно, понижайте в районе 250 Гц.
■ Если имеются «трубные» призвуки, понижайте в районе 500 Гц.
■ Понижайте, если хотите более чистое и прозрачное звучание.
■ Повышайте, если хотите дифференцировать звуки.
■ Вы не можете повысить частоты, которых нет изначально.

Манипулирование частотами


Опытные звукоинженеры знают, что «сольная» эквализация инструментов в отрыве от всех остальных источников заставит Вас, скорее всего, преследовать свой хвост. Вы будете делать каждый звук большим и ярким, но когда включите их вместе, то в мгновение ока все они начнут противоречить друг другу, сталкиваясь и конкурируя за место в миксе. Именно поэтому, так важно слушать и остальные источники, когда крутите ручки эквалайзера. Так они будут лучше соответствовать друг другу, и Вы сможете сделать для каждого инструмента свой собственный доминирующий частотный диапазон. Вот как это делается:


1.Начните с ритм-секции (бас и барабаны). При совместном воспроизведении, бас, бочка и малый барабан должны звучать ясно и отчётливо. Вы должны чётко слышать каждый инструмент. В противном случае, сделайте следующее:
■ Удостоверьтесь, что никакие два эквалайзера (или больше) не усиливают одну и ту же частоту. Если это произошло, измените в каком-нибудь из них частоту повышения.
■ Если на одном инструменте понижена какая-то частота, попробуйте повысить её же на другом. К примеру, если у бочки понижено 500 Гц, повысьте эту частоту на басу.


2.Добавьте следующий доминирующий элемент (обычно это вокал), и продолжите так, как описано выше.


3. Постепенно добавляйте остальные элементы (по мере уменьшения их важности). Добавив новый инструмент, проверяйте, как он сотрудничает с предыдущими.


Помните:
■ Идея заключается в том, чтобы каждый инструмент был ясно слышен. И лучший путь для достижения данной цели – это сделать так, чтобы каждый из них «жил» в своём собственном частотном диапазоне.
■ После обработки, индивидуальное звучание инструментов может стать, мягко говоря, просто ужасным. Не пугайтесь. Главное – как всё это звучит в общей куче.
■ Вероятно, Вам придётся повторять процесс эквализации несколько раз. К примеру, Вы начинаете с одного инструмента, потом занимаетесь другим и обнаруживаете, что они конфликтуют. Приходится снова обращаться к первому, чтобы сделать дополнительные настройки. Потом снова ко второму. И так далее, пока не достигнете желаемого разделения.


«Волшебный HP-фильтр»


Один из самых полезных инструментов в наборе микс-инженера – это high-pass фильтр. Низкие частоты многих источников только мешают друг другу, не добавляя ничего полезного в общее звучание. Таким образом, если срезать частоты ниже 150 – 200 Гц на всех инструментах, кроме большого барабана и баса, Вы чудесным образом сможете очистить звучание своего микса. Убрав низа с вокального микрофона, Вы устраните грохот автотранспорта, гул электрического или механического оборудования, проникшие в запись. Пусть уровень этих помех настолько низок, что Вы их не слышите, но всё равно они приносят изрядную долю грязи в Ваш микс. Даже на барабанах и басу бывает полезно срезать частоты в районе 40 – 60 Гц. В некоторых случаях, это позволяет сделать микс более громким и качовым, причём, без какого-либо особого уменьшения басовой энергии.

Эквалайзерные модули


В состав T-RackS 3 входит три различных эквалайзера, каждый со своими собственными звуковыми характеристиками.


Classic Equalizer
Как Вы видели, большинство аппаратных микшеров имеют в своих эквалайзерных секциях встроенные низкочастотные обрезные фильтры (они же High-pass фильтры). Но поскольку мы сводим в коробке, то должны обратиться к соответствующим плагинам, реализующим аналогичные возможности. Classic Equalizer прекрасно подходит для этой задачи, поскольку имеет high-pass фильтр в своей самой низкой полосе. Установите срез в районе 40 – 60 Гц для таких инструментов, как барабаны и бас, и более высокую частоту (150 – 250 Гц) для всего остального.


Рисунок 4.1 Classic Equalizer.


Этот плагин снабжён низко- и высокочастотными полочными фильтрами, а также двумя параметрическими фильтрами в среднечастотном диапазоне. Кроме того, имеется высокочастотный обрезной фильтр (Low-pass фильтр).


Имеется режим M/S-обработки, который позволяет независимо эквализовывать монофонический и пространственный компоненты стереосигнала. Благодаря этому способу, Вы можете вырезать нишу для какого-то инструмента, не прибегая к усиленной эквализации.


Linear Phase Equalizer
Этот плагин можно использовать, если Вы хотите качественную, чистую и бесцветную эквализацию, которая будет таковой даже при довольно радикальных параметрах настройки. Он имеет шесть полностью параметрических полос, что несколько больше, чем можно найти в обычном типичном эквалайзере. Он прекрасно работает с акустическими инструментами, такими, как пианино и гитара, а также с вокалом, поскольку имеет минимальные побочные эффекты и искажения.


Рисунок 4.2 Linear Phase Equalizer.


Как и многие другие модули T-RackS 3, этот эквалайзер имеет режим M/S-обработки, который включается кнопкой, расположенной вверху слева. Скорее всего, большую часть времени Вы будете манипулировать MID-компонентом, но в некоторых случаях Вы обнаружите, что эквализация SIDE-канала приводит к лучшим результатам. К примеру, так можно добавить яркости в трек, никак не повлияв при этом ведущий вокал.


Program Equalizer EQP-1A
Оригинальный аппаратный эквалайзер Pultec EQP-1A – это совершенно уникальное устройство с неповторимым звуковым характером. Его ламповая схема была разработана ещё в те времена, когда у звукоинженеров не было потребностей в изощрённой обработке. Звуковую характеристику EQP-1A можно описать так: мерцающие верха, гладкая середина и округлые басы. Оригинальные устройства стоят жутко дорого, да и осталось их не так уж много. Но теперь, благодаря компании IK Multimedia, мы можем «завладеть» уникальным звуковым характером EQP-1A, и при этом избежать ненужных аналоговых артефактов, связанных с работой прибора (например, шумов от старых ламп, конденсаторов и тому подобного).


Рисунок 4.3 EQP-1A Tube Program Equalizer.


EQP-1A обладает интересной особенностью: у него есть раздельные регуляторы Boost и Atten (усиление и ослабление), причём частоты, в которых они работают, не идентичны. Таким образом, эти регуляторы не уравновешивают друг друга: Вы одновременно можете использовать повышение и ослабление одной частотной области, создавая своеобразные благозвучные резонансы в точках пересечения кривых обоих фильтров. Кроме того, этот плагин также предоставляет возможность M/S-обработки.


Измерение


Комбинированный модуль измерителей, входящий в состав T-RackS 3, имеет массу функций, включая измеритель пикового уровня, измеритель RMS, измеритель громкости, фазокоррелометр и спектроанализатор.


Рисунок 4.4 Meter Array.


Даже при том, что любая DAW имеет пик-метры на каждом канале, точность и функциональность, предоставляемая измерительным модулем T-RackS 3, могут стать неоценимыми во многих ситуациях. Давайте рассмотрим некоторые сценарии:


■ Перед тем, как начать эквализовывать трек, Вы можете посмотреть на спектроанализатор, чтобы определить, есть ли здесь какие-нибудь «незаконные» пики или провалы, требующие особого внимания.
■ Настраивая компрессор на барабанной подгруппе с целью получения звучания «in your face», Вы можете использовать измеритель громкости, чтобы правильно оценить количество применённого сжатия.
■ Вы можете настроить количество компрессии во время трекинга или сведения, наблюдая за измерителями пикового уровня и RMS. Вы сможете добиться увеличения уровня, при этом держа пики под контролем.
■ Если записанный стереофонический источник звучит как-то не так, Вы можете использовать фазокоррелометр, чтобы проверить его на наличие проблем с фазировкой микрофонов.
■ Установив измеритель в мастер-шину, при помощи спектроанализатора Вы сможете проверить микс на предмет дефицита или избытка каких-то частот, установить количество мастер-компрессии при помощи пикового и RMS-измерителей, и проверить фазу при помощи фазокоррелометра.


Использование спектроанализатора во время сведения


Спектроанализатор – особенно полезный инструмент для нахождения частот, которые только загрязняют микс, не добавляя ничего полезного. Вот, как использовать его:


1.Включите бас в соло. Если Вы видите энергию в районе 20 Гц, используйте HP-фильтр, чтобы устранить её. Эти частоты нельзя услышать, и они только лишь загрязняют звучание.


2.Включите большой барабан в соло и повторите процесс. Обычно, бочка и бас занимают частоты в областях 40 и 60 Гц, но не одновременно, поскольку так они будут бороться за внимание слушателя. Понизьте эту область для одного из них (на каком инструменте именно зависит от песни).


3.По очереди включайте солирование на остальных дорожках. Смотрите на наличие энергии ниже 150 Гц (или около того). Большой барабан и бас уже содержат энергию в этом диапазоне, таким образом, Вы можете вставить HP-фильтр в эти треки. Это поможет очистить звучание материала.


Перевод подготовил Бережной Вячеслав

Загрузка беседы