Бобби Овсински. Сведение и мастеринг в T-Racks 3. Часть 07. Глава 6. Подготовка к мастерингу

Некоторые начинающие микс-инженеры считают, что достаточно лишь найти правильный баланс между элементами микса, расставить всё по панораме, добавить эквализацию и эффекты – и сведение закончено. Такая точка зрения очень далека от реального положения вещей. Помимо микширования как такового, есть много дополнительных аспектов, о которых следует помнить в процессе сведения. Менее опытные звукоинженеры, возможно, и не знают об этих проблемах, но даже некоторые профессионалы иногда в горячке забывают об этом.


Сколько требуется времени, чтобы закончить микс?


У многих музыкантов и звукоинженеров, не работавших с проектами от лейблов звукозаписи, нет ничего, с чем бы они могли сравнить свой опыт. Таким образом, они не всегда уверены в том, закончен ли микс или требуется продолжить работу. С другой стороны, а сколько вообще времени должно продолжаться сведение? Когда Вы начинаете в первый раз, то летите сквозь песни и думаете, что вся работа закончится через час или два. Но, спустя некоторое время, Вы обнаруживаете, что здесь скрывается намного больше, чем в тот момент, когда возникла исходная задумка. Как всегда, единственный способ как-то оценить результаты – это сравнивать их с работами профессионалов.


Во времена аналоговых пультов, сведение одной песни в среднем занимало один или полтора дня. В первый день делалось 95% работы, а во второй день, на свежее ухо, доделывались оставшиеся критические 5%. Тем не менее, весьма обычной была ситуация, когда материал продолжали сводить и пересводить до тех пор, пока все заинтересованные лица не были удовлетворены результатами. В случае с высокобюджетными проектами, этот процесс мог растянуться на 6 – 8 недель в зависимости от песни. Например, легендарный звукоинженер Брюс Сведиен (Bruce Swedien) рассказывал, что для песни Майкла Джексона «Billie Jean» был сделан 91 вариант сведения. И, в итоге, был выбран микс под номером 2. Или, возьмём группу U2: им понадобилось шесть недель, чтобы найти совершенный микс для песни «I Still Haven’t Found What I’m Looking For». Но не позволяйте этим масштабам тревожить себя: было намного больше песен, сведённых за полтора дня (или меньше), чем тех, на которых ушло шесть недель.


Конечно, количество времени, требуемого для сведения, зависит от песни, от типа материала, от того, как была сделана запись, сколько в песне треков и элементов. И, конечно же, важнейшую роль играют опыт и мастерство самого микс-инженера. К примеру, если записано живое выступление коллектива из трёх музыкантов и вокалиста, и в записи нет исполнительских и технических огрехов, то за день можно успеть свести весь альбом, а не только одну песню. С другой стороны, песни в стиле R&B часто имеют 100 и более треков, что заставляет звукоинженера потратить несколько дней только на то, чтобы ознакомиться с материалом и понять, что же действительно нужно для микса. А если, к тому же, в песне имеются некачественно записанные треки, нуждающиеся в значительной корректировке, то процесс может растянуться на ещё большее время. С другой стороны, продюсер и звукоинженер Кевин Шёрли (Kevin Shirley) сводил все альбомы в течение одного дня (например, альбомы группы Journey, с которыми он сотрудничал в 80-х). Хотя, подобную скорострельность можно частично объяснить тем, что он был вовлечён в процесс с самого начала – практически, с самого первого чернового микса.


Независимо от того, сколько времени занимало сведение в аналоговые времена, любые попытки сделать изменения и корректировки в уже готовом миксе вызывали изрядную головную боль у всех причастных лиц. Дело в том, что сброс настроек пульта и навесного оборудования почти всегда приводил к тому, что новый микс начинал звучать немного по-другому. (Не забудем упомянуть, что настройка оборудования тоже требовала немалого времени и усилий – см. Рис 6.1). В результате, продюсеры и звукоинженеры делали всё, чтобы избежать любых пересведений. Главным образом, эти меры заключались в выделении дополнительного времени для микширования, чтобы убедиться, что результат звучит действительно совершенно, и в создании нескольких версий песни (вариантов сведения). Теперь же, микшируя в DAW, Вы легко можете восстановить точные настройки проекта, даже если не прикасались к нему целый год. (В том случае, если плагины остались те же самые и не использовалось навесное оборудование).


Рис. 6.1. Вот одна из причин, почему мало у кого возникает желание пересводить материал на аналоговой консоли.


Когда микс завершён


Так когда ж можно считать, что микс уже готов? Вот некоторые руководящие принципы:


1.Если в песне есть устойчивый грув.
Обычно, он прибывает из ритм-секции, хотя, его источником может быть ритм-гитара (как в «Every Breath You Take» группы Police) или бас сам по себе (например, «What’s Goin’ On» от Marvin Gaye или «Reach Out (I’ll Be There)» и «Bernadette» от Four Tops). В принципе, независимо от того, какой элемент предоставляет грув, он должен быть подчёркнут так, чтобы слушатель мог чувствовать это.
2.Если Вы можете отчётливо слышать каждый инструмент. Чтобы сохранить ясность, каждый инструмент должен быть в своём собственном частотном диапазоне. В зависимости от аранжировки, именно этот аспект занимает большую часть времени, потраченного на сведение.
3.Если каждое слово и каждая нота в вокальных и сольных партиях слышны безупречно. Используйте автоматизацию, чтобы подчеркнуть слабые места.
4.Если в песне есть кач. Должен быть правильный баланс между барабанами и басом, чтобы они сотрудничали друг с другом и создавали устойчивый фундамент.
5.Если в миксе есть фокус. Найдите самый важный элемент песни и удостоверьтесь, что он очевиден для слушателя.
6.Если в миксе есть контраст. Если везде стоит один и тот же эффект с одним и тем же уровнем (что часто встречается у начинающих), то микс будет звучать размыто. Чтобы создать глубину, у Вас должен быть контраст между различными элементами: от абсолютно «сухих» - до полностью утопленных в эффектах.
7.Если устранены все лишние шумы и огрехи.
8.Если Вы можете воспроизвести свою работу вместе с чужими треками, и Вам действительно нравится, как она звучит. Возможно, это окончательный тест. Если, после достижения предыдущих семи пунктов Вы смогли получить микс, близкий по звучанию к песням Ваших любимых исполнителей, можете поздравить себя.


Сведение в коробке


Многие микс-инженеры старой школы, взращенные на микшерных консолях, не любили сводить в цифровой среде, поскольку считали, что и мышкой трудно микшировать, и звук здесь не такой. В принципе, никто не спорит, что звучание ранних DAW было не настолько хорошо, как то, к чему тогда все привыкли. Но в наше время все эти пороки уже искоренены. Действительно, сейчас даже в недорогих аудиоинтерфейсах конверторы обладают весьма приличным качеством, так что их звук уже не проблема. Другие возражения заключались в том, что внутреннее суммирование DAW ухудшало качество сигнала, что в большинстве случаев уже тоже не актуально. Понятно, что каждая DAW использует различные алгоритмы суммирования, что иногда приводит к определённым различиям в звучании, но самая главная проблема здесь точно такая же, что с самого начала стояла перед звукоинженерами в аналоговом мире. А именно: как Вы пользуетесь своим оборудованием и насколько у Вас прямые руки!


Кроме возможности легко сохранять и восстанавливать точные настройки проектов, микширование в коробке принесло ещё одну существенную инновацию: теперь можно одновременно сводить сразу несколько песен. В аналоговые времена такой подход был практически невозможен: приходилось работать только лишь над одной песней до тех пор, пока не был готов микс, и лишь потом приступать к другой. Сейчас же можно позаниматься некоторое время одной песней, потом другой и так далее (собственно говоря, я знаю нескольких знаменитых микс-инженеров, которые именно так и работают). Я считаю, что одно из главных преимуществ такого подхода заключается в том, что одновременно обрабатывая несколько песен одного проекта (альбома) Вы получаете более связное общее звучание. В прошлом, когда микс создавался на пульте и куче навесного оборудования, было распространено явление, когда некоторые песни внутри одного альбома имели заметно отличающееся звучание. Причём, возможно, играли те же самые музыканты, запись делалась в той же самой студии, сводилось всё на том же самом пульте и навесном оборудовании – но, практически всегда было несколько песен, звучащих по-другому. Теперь же, воздействуя сразу на несколько миксов, звучание каждого из них становится немного ближе друг к другу, поскольку Вы можете быстро сравнить, что звучит хорошо, а что не очень в каждом из них.


Напоследок, я хотел бы сказать, что независимо от того, где Вы микшируете – в коробке ли, или на традиционном пульте, принципы везде одни и те же. Конечно, Вы можете предпочитать тот или иной метод, но я считаю, что можно ожидать подобного звукового качества от любого метода.


Альтернативные миксы


Уже стало стандартом, когда микс-инженер делает несколько вариантов сведения. Такой подход позволяет избежать пересведения в более позднее время, если вдруг какой-то элемент был смикширован слишком громко или тихо. Даже, не смотря на ту непринуждённость, с которой это можно сделать в DAW, микс-инженеры не особо горят желанием заново сводить укомплектованный проект. Чтобы избежать повторной работы, делаются дополнительные миксы, «заточенные» под любой элемент, который мог бы вызвать сомнения в более позднее время (к примеру, ведущий вокал, солирующий инструмент, бэк-вокалы и любые другие главные партии). Таким образом, в одном миксе этот «сомнительный» элемент смикширован чуть громче, а в другом – чуть тише. (Не исключено, что таких «громких» и «тихих» миксов будет немало). Обычно, эти приращения очень малы: от 0,5 до 1 dB, и редко когда намного больше. (Такие крошечные шажки имеют весьма существенное значение в плотно звучащем миксе).


Вот пара случаев, когда альтернативные миксы могут стать полезными в более позднее время:
■ К примеру, если микс со всех сторон безупречен, но имеется несколько слов, замаскированных другими элементами. Тогда Вы сможете вставить эти слова из альтернативного микса.
■ Или, Вы можете заменить сразу целую секцию. Например, вставить припев, где бэк-вокалы смикшированы более тихо, что позволит не прибегать к пересведению песни.


Здесь представлен типичный список альтернативных миксов, создаваемых при сведении рок-музыки. В других жанрах будет подобный набор, создаваемый с учётом специфических требования того или иного стиля.


1. Album Version (альбомная версия).
2. Альбомная версия с более громкими вокалами.
3. Contemporary Hits Radio Mix с более тихими гитарами.
4. Album-Oriented Radio Mix с более громкими гитарами и барабанами.
5. Adult Contemporary Mix – минимум гитар, максимум клавишных и оркестровых инструментов.
6. TV Mix – без ведущего вокала.


Артист, продюсер или представитель A&R могут также попросить и другие дополнительные версии. Например, варианты без дилэя на вокалах в припевах, или с большим количеством гитар в запевах, или с поднятым басом. Кроме того, часто требуется радиоверсия, имеющая уменьшенную продолжительность.


TV-микс


Телевизионный микс представляет собой, по сути дела, обычную минусовку, где представлены все элементы за исключением ведущего вокала (иногда убираются и бэки). Таким образом, артист или группа могут принять участие в телешоу, и при этом будет казаться, будто они играют вживую [и поют ;-)]. Это полезно, поскольку не во всех телешоу имеется время на саундчек, чтобы позволить музыкантам играть живьём. Таким образом, телевизионный микс – это удобный для всех компромисс.


Другой способ использования телевизионного микса – в качестве музыкального фона для телешоу, кино или радиопередач. Это стало неплохим источником дополнительного дохода для многих исполнителей. Таким образом, телевизионный микс практически всегда делается вместе с основной версией песни.


Создание микса, "дружественного" мастерингу


Независимо от того, сами ли Вы делаете мастеринг, или отдаёте материал в специализированные студии, будет намного лучше, если Вы с самого начала будете сводить с учётом дальнейшего мастеринга. Вот некоторые советы, которые помогут загодя подготовиться к мастерингу.


■ Не используйте при сведении слишком интенсивной эквализации. Пусть Ваш микс будет немного тускловат, чтобы позволить мастеринг-инженеру самому украсить вещи. Вообще, от мастеринга будет больше пользы, если исходный микс не слишком яркий или большой.
■ Не используйте гиперкомпрессию. В некоторых случаях, слишком большое количество сжатия делает невозможным дальнейший мастеринг (Смотрите Главу 10). Оставьте компрессию мастеринг-инженеру – скорее всего, у него это получится лучше. Можете расплющить микс для своих друзей или клиентов – но на мастеринг отдавайте материал с неповреждённой динамикой. Лучше компрессировать индивидуальные треки, а на мастер-шину ставить компрессор/ограничитель лишь для того, чтобы предотвратить цифровой клиппинг (Смотрите Главу 6).
■ Работая над альбомом, не обязательно добиваться одинаковой громкости для всех песен. Просто заставьте свои песни звучать хорошо – а громкость потом выровняет мастеринг-инженер (собственно говоря, это и есть одна из основных причин, почему люди прибегают к мастерингу).
■ Не обязательно добиваться при сведении максимально большого уровня. У Вас будет масса возможностей поднять уровень, даже если пики достигают всего лишь – 10 dB. Предоставьте право «разгорячить» Ваш микс мастеринг-инженеру (это ещё одна из главных причин, почему мы прибегаем к мастерингу).
■ Следите за фейдами. Если Вы чрезмерно урежете начало и конец своего трека, то потом сможете обнаружить, что потеряли хвост реверберации, атаку какого-то инструмента или вдох перед вокальной фразой. Оставляйте небольшое пространство и делайте окончательное редактирование во время мастеринга, поскольку здесь будут более заметны все нюансы.
■ Документируйте всю важную информацию. Это облегчит и Вашу работу, и работу того человека, который делает мастеринг. Фиксируете все обнаруженные недостатки, цифровые ошибки, искажения, некорректное редактирование, фейды и так далее. Подробно маркируйте каждый файл и сопровождайте его пояснительной запиской (особенно важно, если Вы не будете присутствовать при мастеринге).
■ Не забывайте об альтернативных миксах. Они могут здорово выручить Вас. Вещи, незаметные при сведении, часто вылезают при мастеринге, и наличие нескольких дополнительных миксов может стать спасением.
■ Проверяйте свои миксы на отсутствие противофазы. Можно испытать настоящий шок, когда мастеринг-инженер начнёт проверять материал на моносовместимость, и ведущий вокал или гитара вдруг бесследно исчезнут. Моносовместимость была особенно актуальна во времена винила и АМ-радио, но и сейчас это довольно важный аспект, поскольку многие телевизоры, радиоприёмники и системы звукоусиления до сих пор работают в моно. Таким образом, устраняйте это до того, как доберётесь до мастеринга.


Перевод подготовил Бережной Вячеслав

Загрузка беседы