Бобби Овсински. Сведение и мастеринг в T-Racks 3. Часть 08. Глава 7. Введение в мастеринг

Термин «мастеринг» часто либо неправильно понимается, либо преднамеренно окружается ореолом мистицизма, недоступным к пониманию простыми смертными. Хотя, на самом деле, всё это достаточно просто. Говоря техническим языком, мастеринг – это промежуточный шаг между микшированием звукового материала и подготовкой его к тиражированию или дистрибьюции.


Мастеринг – это процесс превращения набора песен в полноценный альбом. Он заставляет звучать их как единое целое, создавая плавный музыкальный поток путём приведения материала к общему тону и громкости, а также определения правильного чередования песен и продолжительности пауз.


Таким образом, ключевая задача мастеринга – взять разрозненный набор песен и сделать из него слитно звучащий альбом. Неважно, будет ли это Ваш сольный диск, или это будет компиляция из песен разных артистов. По-любому, Вам будет хотеться, чтобы все Ваши песни звучали не хуже того, что Вы привыкли слушать.


Многие люди считают, что мастеринг заключается только лишь в эквализации, при помощи которой поднимаются высокие частоты, басы и так далее – одним словом, производится улучшение звучания [а некоторые вообще считают, что мастеринг – это просто увеличение громкости путём тотального расплющивания звукового сигнала]. Конечно, эквализация – это важный инструмент, но главная задача мастеринга – это сделать так, чтобы данный набор песен (альбом) получил слитное однородное звучание. При воспроизведении песен друг за другом они не должны иметь заметных различий в тональности и громкости. Причём, эти качества обычно должны сохраняться и при воспроизведении вместе с чужими коммерческими треками.


Вот несколько ситуаций, когда Вам потребуется мастеринг:
■ Если у Вас есть песня, которая сама по себе звучит хорошо, но кажется слишком тихой по сравнению с другими.
■ Если у Вас есть песня, которая сама по себе звучит хорошо, но кажется слишком яркой или тусклой по сравнению с другими.
■ Если у Вас есть песня, которая сама по себе звучит хорошо, но имеет слишком много или мало басов по сравнению с другими.


Стоит понять, что мастеринг не является набором инструментов или устройств, через которые можно пропустить музыку и на выходе получить полноценный отмастерённый трек. Скорее, это особая форма искусства, которая, главным образом, полагается на человеческие навыки, опыт работы с различными музыкальными жанрами и хороший вкус.


Мастеринг – это простой процесс, но, как и все простые вещи, включает в себя намного больше, чем кажется, пока сам не начнёшь заниматься этим вопросом. Но пока не будет достаточного опыта, пока Вы не осознаете, что же представляет собой «хороший и правильный» звук, мастеринг может и улучшить звучание Вашей музыки, и также легко сделает её ещё хуже, чем было изначально.


Тем не менее, сейчас у музыкантов есть беспрецедентные возможности самостоятельно делать мастеринг своих нетленных творений. И T-RackS 3 предоставляет превосходный инструментарий для этого. Как мы уже говорили, T-RackS 3 может работать не только в виде плагинов, но и в виде автономного приложения. Благодаря этим возможностям можно получить действительно великолепные результаты, но, как говорится, важно не только иметь молоток, но и знать, куда им ударить.


Прежде, чем мы углубимся в механику этого процесса, давайте рассмотрим, почему он получил такое название - «мастеринг».


Зачем он нужен, этот "мастеринг"?


Мастеринг можно считать заключительным шагом в творческом процессе, поскольку это последний шанс устранить недочёты и «отполировать» проект. Положа руку на сердце, скажем, что отмастерённый проект просто звучит лучше (и будем считать, что это ключевая фраза). Он имеет более насыщенное, более гладкое и цельное звучание. Проект, который изначально звучал как демо-запись, начинает звучать как настоящий полноценный альбом. И вот почему:
■ Мастеринг-инженер использовал грамотную эквализацию, чтобы сделать более полное, более богатое и более громкое звучание.
■ Он выровнял уровни всех песен, чтобы при воспроизведении разных треков не возникало заметных перепадов громкости.
■ Он установил правильные гладкие фейды.
■ Он удалил незамеченные при сведении щелчки, шумы, искажения и прочие недочёты.
■ Он сделал связное, цельное звучание всех песен в альбоме.
■ В случае мастеринга для CD или винила, он так расставил паузы между песнями, чтобы создать плавное течение при переходе от одной композиции к другой.
■ Он расставил песни в правильном порядке.
■ Он сделал резервную копию Вашего взлелеянного проекта.
■ Он сделал мастер-копию в нужном для тиражирования формате.


И всё это произошло так быстро и гладко, как по мановению волшебной палочки.


Различие между "домашним" и профессиональным мастерингом


Есть три вещи, которые обычно отличают профессионального мастеринг-инженера от домашнего. Вот они:


■ Оборудование. В настоящей студии мастеринга есть много вещей, которых, скорее всего, Вы не найдёте в домашних или проектных студиях. Это высококачественные DA/AD-конверторы, правильно звучащая акустическая среда и мониторная система высшего класса.


Мониторная система здесь зачастую стоит дороже, чем вся маленькая студия целиком. Выбор определяется не ценой, а качеством. В маленьких студиях, с их мониторами ближнего поля, Вы редко когда полностью услышите реакцию на все сделанные Вами регулировки. Огромное количество таких мониторных систем и помещений весьма далеко от совершенства.


■ Уши. Мастеринг-инженер – это ключ ко всему. Это человек, который занимается мастерингом каждый день на протяжении длительного времени. Он делает мастеринг по восемь часов в день и знает свои мониторы лучше, чем Вы свои тапочки. И он знает, что представляет собой хорошо звучащий микс, поскольку провёл массу рабочего времени, слушая лучшие и худшие миксы во многих жанрах музыки.


■ Резервные копии. Я не знаю, кто сказал это, но фраза звучит на 100% верно: «Различие между профессионалом и любителем в том, что у профи всегда есть резервная копия». Наличие бэкапов полезно на любой стадии создания песни или альбома, и особенно актуально при мастеринге. Вы не поверите, сколько было случаев утери мастер-копий. Так что, если с точки зрения мониторинга, оборудования или опыта с профессионалами тягаться трудно, то сделать резервную копию своего проекта под силу даже младшему помощнику ученика звукоинженера…


Цели мастеринга


Итак, вот обычные задачи, которые ставятся перед мастерингом:
■ Поднять воспринимаемую громкость песен так, чтобы они могли конкурировать с другими коммерческими релизами.
■ Выровнять тональность и громкость песен внутри альбома.
■ Сделать финальное редактирование: удалить незамеченные при сведении технические огрехи, правильно подрезать начала и концы треков, сделать фейды, вставить PQ и ISRC-коды, расставить песни в нужном порядке и вставить паузы нужной продолжительности.
■ Экспортировать готовый материал в нужном формате.


Но, прежде чем углубляться в рассмотрение каждого пункта, давайте настроим Ваш T-RackS.


Настройка T-Racks 3 для мастеринга


Автономная версия T-RackS 3 может быть разделена на семь секций. Вот они:


1.Пресеты. Эта секция используется для сохранения и загрузки параметров настройки. Могут сохраняться/загружаться как глобальные пресеты (то есть, для всей цепи обработки), так и индивидуальные для каждого конкретного модуля.
2.Цепь прохождения сигнала. В этой секции имеется 12 слотов. Первые четыре слота могут работать в параллельном режиме.
3.Интерфейс процессора. В этой секции Вы управляете параметрами конкретного процессора.
4.Измерительная секция. Содержит все измерители и индикаторы, требуемые при мастеринге. Эта секция видна всегда.
5.Секция сравнения. Имеет четыре кнопки: A-B-C-D. Для каждой из них можно сохранить собственные параметры настройки сигнальной цепи и потом переключаться между ними, делая быстрое сравнение различных вариантов обработки.
6.Панель предпочтений. Здесь находятся четыре кнопки: авторизация, номер текущей версии программного обеспечения, собственно предпочтения и параметры автоматизации.
7.Редактор файлов. Отображает волновую форму выбранного файла и предоставляет основные функции редактирования, такие, как фейды, точки циклического воспроизведения и снэпшоты (снимки).


Рисунок 7.1. Автономная версия T-RackS 3


Параметры проекта


Когда Вы запускаете автономную версию T-RackS 3, то по умолчанию устанавливаются следующие параметры проекта:
■ Выходной формат: WAV
■ Частота дискретизации: 44,1 кГц
■ Разрешение: 16 бит
■ Дизеринг: отключен


Хотя подобные настройки могут подойти для многих проектов (особенно, если конечный продукт предназначен для тиражирования на компакт-дисках), лучше всё-таки знать, какие ещё доступны варианты. Давайте рассмотрим этот вопрос более подробно.


Рисунок 7.2. Окно нового проекта.


Выходные форматы (The Export Format)


T-RackS 3 позволяет выбирать между четырьмя форматами файлов, в которые Вы будете делать экспорт своего проекта:
■ WAV
■ AIFF
■ CAF
■ SDII


В принципе, в наши дни, нет какой-то особо принципиальной разницы, с какими работать файлами - AIFF или WAV. Когда-то давно, Вам пришлось бы использовать файлы AIFF, если бы Вы работали на Маке, и WAV – если бы работали на PC. Но, сейчас, эти файлы мирно уживаются на обеих платформах и не вызывают никаких трудностей. А вот файлы SDII – это уже совсем другая история. Этот формат был когда-то придуман компанией Digidesign для своей программы Sound Designer II (предшественник Pro Tools). Хотя он и имеет некоторые преимущества, сейчас его используют достаточно редко, и он не полностью совместим со сторонним программным обеспечением. В принципе, Вы можете использовать SDII, если экспорт явно предназначен для Pro Tools, но и тут я бы предпочёл экспортировать в AIFF или WAV, чтобы в будущем можно было беспроблемно воспользоваться любой другой DAW.


T-RackS 3 также может экспортировать в новый Core Audio Format (расширение файлов .CAF). Этот формат был разработан компанией Apple в рамках технологии Core Audio для операционной системы 10.4 и выше. Он снимает некоторые ограничения старых контейнеров AIFF и WAV.


У CAF-файла нет ограничения в 4 ГБ на размер, как у других форматов. Теоретически, он может содержать звуковые данные продолжительностью несколько сотен лет. Кроме того, в него можно поместить практически любой тип звуковых и метаданных, любое количество звуковых каналов и вспомогательной информации (например, текстовые аннотации, маркеры и так далее). Одна из интересных особенностей CAF как файлового контейнера – это то, что Вы можете поместить новые звуковые данные в конец файла, что делает его идеальным архивным форматом.


Всё программные продукты Apple, включая GarageBand и QuickTime Player, теперь поддерживают CAF и могут непосредственно его открывать. Если Вы хотите воспроизводить эти файлы на других системах, преобразуйте их в WAV или MP3 при помощи утилиты Factory Audio Converter.


Разрешение (File Resolution)


Если экспорт предназначен для CD, видео или онлайн-вещания (имеется в виду MP3, OGG и так далее) – то 16 бит это всё, что Вам нужно. Если требуется высшее качество для DVD или Blu-ray, то используйте 24 бита. Кроме того, имеются возможности экспорта с разрешением 32 бита, 32 бита с плавающей запятой и 64 бита с плавающей запятой. Потенциально, такие форматы предоставляют более высокое качество, поэтому, с перспективой на будущее, не мешает знать и о них.


Варианты разрешения:
■ 16-bit
■ 24-bit
■ 32-bit
■ 32-bit float
■ 64-bit float


Не имеет особого смысла ставить выходное разрешение выше, чем у исходных файлов. Качество этим не улучшится, а вот размер файла станет намного больше.


Частота дискретизации (Sample Rate)


Здесь также есть несколько вариантов. В основном, будут использоваться частоты 44,1 и 48 кГц. 44,1 – для компакт-дисков и онлайн-вещания, 48 – для кино, телевидения, DVD или Blu-ray. В случае необходимости, можно поставить и более высокую частоту. Опять же, как и в случае с разрешением, нет смысла устанавливать частоту дискретизации выше, чем у исходного файла.


Варианты частоты дискретизации:
■ 44.1 kHz
■ 48 kHz
■ 88.2 kHz
■ 96 kHz
■ 176.4 kHz
■ 192 kHz


Дизеринг (Dithering)


Дизеринг использует низкоуровневый шумовой сигнал, который добавляется к звуковой программе в процессе понижения разрядности (уменьшения длины цифрового слова). Поскольку CD и большинство онлайн-форматов требуют, чтобы длина цифрового слова составляла 16 бит, то звуковые файлы с более высоким разрешением должны быть отконвертированы под эти требования. Отбрасывание последних 8 битов ухудшает качество аудио, приводя к специфическим нелинейным искажениям (называется транкейт). Таким образом, используется особый шумовой сигнал, который линеаризует этот процесс, устраняя эти неприятные явления. К примеру, если не использовать дизеринг, то после конвертации можно услышать некое дрожание звука в тихих местах (особенно это заметно, если песня заканчивается затуханием).


В секции дизеринга доступны всего две опции:
■ Off
■ On


Есть два правила, которые должны соблюдаться. Иначе, дизеринг не будет иметь желаемого эффекта.
■ Дизеринг должен применяться только один раз для каждого звукового файла. Поскольку это шумовой сигнал, то в случае многократного использования у него будет кумулятивный эффект. К тому же, если ввести дизеринг слишком рано, то он может оказать пагубное влияние на все дальнейшие операции цифровой обработки.
■ Отсюда вытекает второе правило: модуль дизеринга должен стоять в конце цепи обработки. В T-RackS 3 это сделано по умолчанию.


Создание персональных настроек для каждого загруженного файла (Link to Audio File)


T-RackS 3 предоставляет возможность сохранять свои собственные параметры проекта для каждого отдельного импортированного файла. Если отключить эту опцию, то все файлы будут экспортироваться с одинаковыми параметрами.


Загрузка файлов (Loading Files)


Вы можете загрузить файлы двумя способами – либо просто перетащив нужный файл в панель Audio Files, либо воспользовавшись кнопкой Load, чтобы выбрать их из меню. После загрузки, файлы появляются в панели Audio Files, где также отображается их продолжительность. Сигналограмма (волновая форма) активного в данный момент файла отображается в панели Waveform. Вы можете изменить порядок расположения файлов, просто перемещая их вверх или вниз внутри панели.


Рисунок 7.3. Кнопка Load.


Чтобы воспроизвести файл, нажмите зелёную кнопку Play или клавишу пробела на компьютерной клавиатуре. Чтобы остановить воспроизведение, нажмите Stop или пробел. Вы можете быстро перемещаться внутри песни, просто перемещая курсор на нужное место.


Рисунок 7.4. Панель Waveform.


Предпочтения (Preferences)


Вы можете получить доступ к этим параметрам, нажав кнопку Pref. Это окно содержит некоторые полезные параметры настройки.


Рисунок 7.5. Окно Preferences.


■ Lowest Latency. Латентность обычно не является каким-либо важным фактором, если T-RackS работает в виде автономного приложения. Но если Вы используете его, чтобы обработать микс в режиме реального времени, то потребуется самая малая задержка, возможная на данной системе. Когда эта опция включена, задержка будет составлять всего 132 сэмпла. Однако, в большинстве других случаев, эту опцию желательно отключать.
■ Oversampling. Многие плагины поднимают частоту дискретизации, чтобы более точно выполнить цифровую обработку. Этот процесс называется передискретизация или оверсэмплинг. Эта технология приводит к более чистому звуку. Используйте эту опцию, если не выбран следующий параметр.
■ Oversampling + Linear Phase. Это расширенный вариант предыдущей опции, позволяющий задействовать линейно-фазовый режим в эквалайзере Linear Phase Equalizer. При активации этой опции, задержка будет составлять 19684 сэмпла, но это не должно быть проблемой при мастеринге.
■ D/A Distortion Protection. Защита от цифровых искажений. Когда у Вас есть файл с чрезвычайно горячим уровнем, есть шанс, что произойдёт явление, называемое межсэмпловым искажением (intersample distortion). Это пики, которые могут проявиться между отдельными сэмплами и вызвать перегрузку, но при этом они не фиксируются измерителями уровня или индикаторами перегрузки. Даже при том, что при воспроизведении из T-RackS не будет слышно никаких искажений, они запросто проявятся при прослушивании на недорогих CD или MP3-плеерах, где стоят упрощённые D/A-преобразователи. При выборе данной опции, ограничитель Brickwall Limiter будет держать всё это под своим контролем (конечно, если он – последний процессор в сигнальной цепи).
■ Clip Output to 0 dB. Эта опция ограничивает выходной уровень строго до 0 dB. Если сигнал превышает этот порог, происходит жёсткое отсечение «выступающей» части (hard-clipping). Если Ваша цепь обработки настроена корректно, то эту опцию желательно отключить.


Перевод подготовил Бережной Вячеслав

Загрузка беседы