Бобби Овсински. Сведение и мастеринг в T-Racks 3. Часть 09. Глава 8. Мониторинг при мастеринге

По сути дела, самое большое препятствие на пути домашнего мастеринга – это мониторная система и окружающая акустическая среда. Не имеет значения, делаете ли Вы мастеринг в своей спальне или в миллионнодолларовой студии SSL с акустикой от George Augspurger (его часто называют отцом современного студийного акустического дизайна) – всю картину портит тот факт, что Вы продолжаете работать на тех же самых мониторах, на которых делали сведение. Почему? Дело в том, что у любых мониторов есть недостатки, и если Вы используете одни и те же для обеих задач, Вы можете либо пропустить какие-то проблемы, либо усугубить их ещё больше.


Предположим, что у Ваших мониторов есть что-то типа провала в районе 2 кГц (что весьма обычно, поскольку здесь находится точка раздела встроенных кроссоверов большинства мониторов ближнего поля). Делая запись и сведение, Вы повышаете 2 кГц в своём миксе, чтобы компенсировать кажущийся недостаток этих частот. Теперь, если делать мастеринг на этих же мониторах, то всё как бы будет играть хорошо, но если воспроизвести песню на других колонках, Вы часто сможете обнаружить, что средние частоты буквально выносят мозг.


Теперь давайте вставим в это уравнение ещё одну проблематичную переменную – окружающую акустическую среду. К примеру, взаимодействие между громкоговорителями и комнатой таково, что Вы мало чего можете услышать ниже 60 Гц. Компенсируя это, Вы делаете значительный подъём в этой области (скажем, на 8 dB), и, на Ваш взгляд, песня начинает звучать правильно. Делая мастеринг в этих же условиях, Вы продолжите оставаться в заблуждении, и лишь воспроизведя песню за пределами студии, сможете понять, сколько в ней в действительности гула и грохота.


Я знаю, что мало кто из наших читателей сможет позволить себе пригласить Винсента ван Хааффа (Vincent van Haaff – ещё один известный дизайнер студийной акустики), чтобы переоборудовать свой гараж. И мониторы Ocean Way стоимостью 40000$ тоже не всем по карману. Но, не волнуйтесь, некоторая надежда всё-таки есть.


Методы мониторинга при мастеринге


Независимо от того, с какими мониторами или комнатой приходится иметь дело, есть несколько проверенных методов, которые приведут к достаточно приемлемым результатам даже при не самых благоприятных условиях. Тем не менее, все эти методы зависят от Ваших ушей. Именно уши, а не оборудование, всё ещё являются первичными компонентами процесса мастеринга.


1. Первым делом, слушайте свои любые компакт-диски. Желательно подыскать треки с максимально качественным звучанием, поэтому MP3 здесь не вариант (в качестве альтернативы компакт-диску можно использовать записи в формате FLAC). Послушайте альбомы, которые Вы хорошо знаете и понимаете, как они звучат на различных системах. Пытайтесь соответствовать им. Это поможет избежать избыточной (или недостаточной) эквализации. Конечно, не обязательно добиваться абсолютно идентичного звучания, однако оно должно быть сопоставимым. К примеру, если по сравнению с референсным треком в Вашей песне мало басов, пробуйте использовать доступные Вам виды обработки. Если ничего не помогает, возможно, потребуется снова обратиться к сведению. И, наоборот, если Ваша песня звучит более «мясисто», чем образец, послушайте её в других условиях и на других аудиосистемах, дабы убедиться, что нет избытка низких частот.


2. Установите для себя два разных уровня громкости, на которых Вы будете слушать. Один должен быть достаточно высоким, чтобы Вы могли легко услышать, как взаимодействуют между собой низкочастотные инструменты (особенно бас и барабаны). А другой уровень должен быть не очень большим, чтобы у Вас была возможность нормально разговаривать, в то время как играет музыка. Используйте для прослушивания только лишь эти два уровня. Пометьте их на фейдере своего микшера, мониторного контроллера или просто запишите на бумажке. Короче говоря, постарайтесь обеспечить их повторяемость. То, какими в реальности будут эти уровни, зависит от мониторов и окружающей акустической среды, но, главная идея такова: один уровень должен быть достаточно высок, чтобы правильно оценить низкие частоты, а второй – достаточно низок, чтобы правильно оценить тональный баланс. Если, каждый раз Вы будете слушать на каком-то другом уровне, то не сможете создать для себя корректную референсную точку, и никогда не будете знать точно, что слышите именно то, что хотели услышать.


3. Используйте два набора громкоговорителей – большие и малые. Даже если Ваша «большая» система – это всего лишь пара двухполосных полочников с 6-дюймовым низкочастотным динамиком, Вы должны приобрести набор ещё меньших громкоговорителей. Даже компьютерные колонки и то станут хорошим подспорьем (конечно, они должны быть подключены к тому же источнику, что и большие колонки). Короче говоря, единственный способ узнать, что Ваши вещи звучат правильно – это слушать на двух наборах громкоговорителей. Профессиональные мастеринг-инженеры применяют огромные мониторы со сдвоенными 15-дюймовыми басовиками плюс сабвуфер, а в дополнение к ним используются полочные двухполосные колонки среднего или малого размеров. Даже если у Вас есть несколько наборов громкоговорителей, при мастеринге ограничьте их ассортимент, чтобы не путаться и лишний раз не забивать себе голову.


Перевод подготовил Бережной Вячеслав

Загрузка беседы