Бобби Овсински. Сведение и мастеринг в T-Racks 3. Часть 11. Глава 10. Секреты мастеринга

Теперь, когда мы рассмотрели базовые вопросы философии мастеринга, давайте перейдём к творческим аспектам. Собственно говоря, Ваша основная цель – это максимально улучшить звучание песни и сделать так, чтобы это звучание было сравнимо с другими коммерческими релизами. Пути для достижения данной цели – это создание правильного уровня и частотного баланса. Для начала, давайте разберёмся с уровнями.


Воспринимаемый звуковой уровень (громкость)
Уровень воспринимаемой без искажений громкости – один из предметов гордости мастеринг-инженеров. Обратите внимание на фразу «без искажений», поскольку приходится прибегать к определённым уловкам, чтобы сделать музыку максимально громкой (и конкурентоспособной с другими продуктами), но при этом всё ещё сохранить естественность звучания. Хотя, не забывайте, что это требование, в основном, относится к таким современным жанрам, как поп, рок, R&B, хип-хоп и прочей танцевально-электронной музыке. В случае же классической и джазовой музыки, этот вопрос не настолько актуален, поскольку слушатели предпочитают более широкий динамический диапазон и максимальный уровень не является ключевым фактором.


Конкурентоспособный уровень
Можно сказать, что войны за громкость начались ещё в виниловую эру 50-х годов ХХ века, когда было обнаружено, что если на радио один трек играл громче других, то слушателям казалось, что он звучит «лучше». Что, в результате, увеличивало его шансы стать хитом. С тех пор, одна из главных задач мастеринг-инженера – это сделать так, чтобы песня играла на радио с максимально возможной громкостью.


И, конечно, это относится не только к радио. Возьмите iPod, CD-ченджер или, если уж совсем вернуться в прошлое, джук-бокс. Большинство артистов, продюсеров или лейблов вряд ли захочет, чтобы их релизы играли тише, чем у конкурентов. А всё из-за того, что более громкое звучание воспринимается как лучшее (что не обязательно является истиной).


Однако, носитель записи накладывает ограничения на фактический уровень громкости. Во времена виниловых пластинок, если микс был слишком громким, стилус мог начать интенсивно вибрировать и выпрыгивать из дорожки, создавая пропуски на записи. В некоторых случаях, данное явление могло привести к поломке этого дорогостоящего инструмента (15000$ в ценах 1960-х годов). В случае с аналоговой лентой, высокие уровни приводили к мягкому искажению и некоторой потере высоких частот (хотя, многие артисты и продюсеры используют это как эффект). И когда появились цифровые носители, любая попытка смикшировать с уровнями выше 0 dbFS сразу же приводила к крайне неприятному искажению.


Гиперкомпрессия
Итак, с каждым годом становилось всё проще и проще наращивать громкость релизов, главным образом из-за того, что с развитием цифровых технологий стали появляться более совершенные и продвинутые лимитеры (ограничители). Сегодняшние процессоры с функцией «look ahead» (предвидение) позволяют легко устанавливать максимальный уровень (обычно -0.1 или -0.2 dBFS) и не волноваться о цифровых перегрузках и искажениях. Однако, за всё надо платить, и, зачастую, такая громкость достигается в ущерб звуковому качеству.


Избыточное количество мастер-компрессии или ограничения (как при сведении, так и при мастеринге) называется таким термином, как гиперкомпрессия. Этого явления следует избегать любой ценой по следующим причинам:
■ Убрать её из готового материала уже невозможно.
■ Она может полностью убить жизнь в треке, сделав неразборчивое монотонное звучание.
■ Lossy-кодекам (как MP3), довольно трудно декодировать гиперкомпрессированный материал, что может привести к нежелательным побочным эффектам.
■ Исследования показали, что такое звучание быстро вызывает усталость слуха. Как следствие, потребители не будут слушать Ваш трек долго или часто.
■ При трансляции по радио, гиперкомпрессированный трек может звучать хуже в результате взаимодействия с вещательными процессорами.


В гиперкомпрессированном треке нет никакой динамики; он звучит громко, но при этом безжизненно и неинтересно. Если загрузить его в DAW, то мы увидим практически не изменяющуюся волновую форму, полностью заполняющую регион на тайм-лайне. Ниже приведена иллюстрация, которая показывает, как за эти годы изменились уровни. Это хит из 80-х и его последующие переиздания. (см. Рисунок 10.1).


Рисунок 10.1 Пример гиперкомпрессии.


Получение большой громкости не единственная задача мастеринг-инженера в процессе регулировки уровней при подготовке альбома к выпуску. Важный аспект – это сделать так, чтобы каждая песня на диске воспринималась так же громко, как последующая (или предыдущая). Ключевое слово здесь – «воспринята», поскольку это свойство не может быть непосредственно измерено и должно регулироваться на слух.


Как добиться "горячих" уровней


Большая часть работы по получению правильных уровней делается при помощи двух первичных инструментов любого мастеринг-инженера – компрессора и лимитера. Компрессор используется для поднятия сигналов со слабым и средним уровнем, а лимитер держит под контролем пики. Не забывайте, что настройка и непосредственный звуковой характер этих процессоров окажут влияние на финальное качество материала (и не факт, что в лучшую сторону), особенно при экстремальных параметрах обработки.


Цепь обработок
Хотя эквалайзер может стоять и перед компрессором, и после него, типичная цепь обработки похожа на то, что изображено на рисунке 10.2. Лимитер всегда стоит последним, потому что именно он создаёт дополнительный уровень и предохраняет от перегрузок.


Компрессор тоже даёт очевидный прирост уровня и не менее важен, чем лимитер. Если Вы хотите, чтобы Ваша работа звучала профессионально, то используйте оба процессора.


Рисунок 10.2 Типичная цепь обработок при мастеринге.


Лимитер (ограничитель)
Чтобы понять, как работает ограничитель в контексте мастеринга, Вы должны понять, для начала, из чего состоит типичный музыкальный сигнал. Так вот, самый высокий пик в исходном материале (в данном случае, песне) определяет самый высокий уровень, который может быть достигнут в цифре. Но, поскольку многие такие пики имеют очень малую продолжительность, их можно уменьшить на несколько децибелов с минимальными побочными эффектами. В результате, весь уровень можно будет поднять на то же количество. Как следствие – более высокий средний уровень и громкость.


Большинство цифровых ограничителей, используемых при мастеринге – это так называемые brickwall-лимитеры. Это означает, что независимо от того, что поступает на вход, выходной сигнал никогда не пересечёт заранее определённый уровень и не будет никаких цифровых перегрузок. Последнее поколение цифровых ограничителей имеет эффективные средства для управления пиками, что ещё более облегчает задачу достижения высоких уровней. Это стало возможно благодаря функции предвидения (look-ahead), которая сейчас используется практически в любом цифровом лимитере. Эта функция использует небольшую задержку сигнала (около 2 мс), чтобы процессор успел подготовиться к «ловле» очередного пика. Таким образом, ничего лишнего через этот прибор пройти не может, поэтому он и называется brickwall (кирпичная стена).


Корректно настраивая цифровой ограничитель, мастеринг-инженер может легко получить несколько децибелов дополнительного уровня, просто благодаря тому факту, что пики теперь под полным контролем.


Компрессор
Прежде всего, компрессор используется для усиления низкоуровневых сигналов, а лимитер – для ослабления громких. [Хотя, принцип работы компрессора тоже заключается в ослаблении уровня громких сигналов и уменьшении разницы между самыми тихими и самыми громкими компонентами звука. Как следствие, уменьшается динамический диапазон и появляется возможность увеличить общий уровень сигнала.] Ключевые параметры компрессора, имеющие огромное влияние на общее звучание всего микса – это атака (Attack) и восстановление (Release), поэтому важно понять, как они работают. Говоря в общем, параметры атаки определяют, как компрессор будет реагировать на транзиенты и ударные звуки. Восстановление – это время, за которое компрессор должен вернуться в исходное состояние и перестать подавлять сигнал.


В случает типичного поп-микса, быстрая атака заставит компрессор реагировать на барабаны и понижать общий уровень. Если, вдобавок, установлено и очень малое время восстановления, то компрессор будет быстро возвращаться в исходное состояние, однако это может вызвать слышимый эффект понижения общего уровня в моменты ударов барабанов. Такой эффект называется «пампинг». Каждый раз, когда начинает или прекращает звучать доминирующий инструмент, появляется раскачка общего уровня.


Чтобы минимизировать пампинг, компрессор должен иметь очень гладкую кривую и достаточное продолжительное время восстановления.


Правила «горячих» уровней
Процесс настройки уровней может быть самой важной частью мастеринга, поскольку от него зависит не только получение конкурентоспособной громкости, но и то, будет ли альбом звучать как единая связная коллекция. Вот несколько простых правил:
1.Настраивайте максимальный выходной уровень ограничителя в пределах -0.1 или -0.2 dB. Так вы удержите пики и избежите цифровых перегрузок.
2.Чтобы получить прирост уровня, установите отношение в компрессоре в пределах 1.5:1 или 2:1. Обычно, при мастеринге используется медленное восстановление (может быть синхронизировано с барабанами) и подавление около 5 dB (чаще меньше).
3.Время атаки настраивайте в зависимости от того, сколько транзиентов Вы хотите пропустить. Чем медленнее атака, тем больше «панча» (агрессии) будет в общем звучании.
4.Отрегулируйте восстановление так, чтобы не было слышно пампинга. Чтобы сохранить панч, попробуйте синхронизировать его с темпом (к примеру, чтобы компрессор отпускал сигнал к началу следующего удара). Если хотите более гладкое звучание, используйте медленное восстановление.
5.Теперь, поднимайте уровень музыкальной программы до нужного значения, пользуясь регулятором Output своего компрессора.
6.Сравните песню с другими песнями в сессии, пока они ещё все на одном и том же уровне. (Пользуйтесь ушами, а не приборами).


Некоторые дополнительные советы по настройке компрессора
Ещё раз повторюсь, сказав, что параметры атаки и восстановления компрессора и/или лимитера могут оказать просто удивительный эффект на общее звучание микса.
■ Медленное восстановление делает подавление менее заметным. Однако, одновременно понижается воспринимаемый уровень звуковой программы.
■ Медленная атака заставляет компрессор игнорировать барабаны и другие быстрые сигналы, но он всё ещё продолжает реагировать на вокалы и бас.
■ Медленная атака позволит пикам-транзиентам свободно пройти через компрессор, что может вызвать перегрузку следующего за ним устройства.
■ Подавление, вызванное ударами барабанов, может понизить уровень вокалов и баса, и вызвать понижение общего уровня музыкальной программы.
■ Обычно только быстрые значения атаки и восстановления приводят к пампингу.
■ Чем сильнее прыгает измеритель уровня, тем, скорее всего, заметнее для слуха будет работа компрессора.


Частотный баланс


Эквализация – это процесс, зачастую предоставляющий массу неприятностей звукоинженерам, решившим самостоятельно отмастерить свои миксы. По не опытности, они пытаются компенсировать огрехи, допущенные при сведении, значительно поднимая эквалайзером те или иные частоты (обычно басы). Однако, эти попытки часто приводят только лишь к полному разрушению частотного баланса.


Вот первое правило, которое поможет избежать этого:
1.Перед тем, как заняться настройкой эквалайзера, послушайте свои любимые компакт-диски (но не MP3). Чем больше дисков Вы послушаете, тем лучше.


Так Вы сможете получить точку отсчёта, с которой будете сравнивать своё звучание.


Второе правило:
2.Если Вы видите, что требуется значительное воздействие на те или иные частоты (более 2 – 3 dB), то лучший вариант – это заново смикшировать песню.


При сведении нередко используется значительное количество эквализации (до 15 dB), однако, мастеринг практически всегда оперирует намного меньшими диапазонами. Приращения обычно составляют десятые доли децибела, в редких случаях – 2 или 3. Если посмотреть на профессиональные настройки мастерингового эквалайзера, Вы увидите большое количество подъёмов и опусканий, распределённых по всему звуковому диапазону, однако величина их будет очень мала.


К примеру, можно увидеть следующие параметры: -1 на 30 Гц, +0.5 на 60 Гц, 0.2 на 120 Гц, -0.5 на 800 Гц, -0.7 на 2500 Гц, +0.6 на 8 кГц и +1 на 12 кГц. Обратите внимание, что во многих местах приращения буквально крошечные.


И, как уже было сказано, если требуется радикальная эквализация, то лучше опять займитесь сведением. Именно так и делают профессионалы. Мастеринг-инженер запросто может позвонить микс-инженеру и порекомендовать ему исправить проблемные места.


Третье правило не менее важно:
3.Сравнивайте эквализованную версию с оригиналом, а также с другими песнями в сессии.


Задача мастеринга, прежде всего, состоит в том, чтобы после эквализации песня звучала лучше, а не хуже. Не попадайте в ловушку, когда звучание кажется лучшим только лишь потому, что оно громче. Единственный способ понять, что Вы на правильном пути – это слушать с одинаковой громкостью как обработанный трек, так и оригинал. T-RackS имеет прекрасное средство для этого. У него есть функция A/B-сравнения, которая позволяет компенсировать увеличение уровня, чтобы Вы смогли понять, действительно ли улучшается звучание в результате Вашей обработки.


Четвёртое правило:
4.Сравнивайте текущую работу со всеми остальными обработанными песнями в проекте.


Идея заключается в том, чтобы добиться для всех песен достаточно однородного звучания. Для исходного материала весьма характерен разброс в звучании, даже при условии, что миксы делал один человек на одном и том же оборудовании. Однако, Ваша работа как раз и заключается в том, чтобы устранить эти несоответствия, сделав гладкий музыкальный поток. Звучание песен должно быть максимально близким друг к другу, или, по крайней мере, чтобы не было заметных перепадов между ними.


Помните: даже если Вы и не сможете заставить свои песни звучать так, как на самом лучшем CD из Вашей коллекции, Ваш мастеринг всё ещё можно будет назвать профессиональным, если Вы сможете добиться для всех песен одинаковой тональности и громкости!


Перевод подготовил Бережной Вячеслав
www.unisonrecords.org

Загрузка беседы