Noisia

Каждые три или четыре месяца, Nik Roos из датской группы Noisia пытается выкроить несколько дней и провести это время подальше от их студии, находящейся в городе Гронинген (несколько часов езды на северо-восток от Амстердама). Он объясняет: «Мне нравится идея, что так я могу дать отдых своей голове и ушам. Но, к сожалению, мне никогда не удаётся сделать это. Мы были чертовски заняты в течение прошлых десяти лет! Впрочем, в прошлом месяце мне удалось ненадолго съездить в кемпинг в Данию. Шёл дождь, и поэтому я вернулся обратно в студию». 

К счастью, Roos и его товарищи по Нойзии Thijs de Vlieger и Martijn van Sonderen решили поработать в одной из самых впечатляющих студий, когда-либо нами виденных – их прежнее помещение превратилось в три современные специализированные комнаты с плавающей конструкцией! Именно здесь группа заканчивала недавний альбом I Am Legion, созданный в сотрудничестве с британским рэпером Foreign Beggars.

«Мы любим работать с другими группами и продюсерами» - говорит Roos. Действительно, на их счету огромное количество совместных проектов и ремиксов с самыми разными исполнителями, начиная от Pendulum и Bad Company UK до Skrillex и даже Robbie Williams. «Если мы ремиксируем трек или у нас в студии есть другие люди, то обычно работаем быстрее. Если же работаем над своими вещами, и там только я, Thijs и Martijn, то мы тратим слишком много времени, безрезультатно ходя вокруг да около. Иногда, нам определённо нужно дать пинка под зад!»

cm: В Facebook размещены фантастические картинки студии, которую Вы строили последний год. Она уже закончена?

Nik Roos: Почти. Три производственные комнаты и офисы полностью закончены, но нам нужно ещё установить мебель и сделать внешнюю отделку. Я думаю, что студия – это немного больше, чем только лишь оборудование. Среда, оформление и прочие маленькие вещи имеют большое значение для того, как ты будешь себя чувствовать. Атмосфера влияет на настроение, и это может повлиять на музыку.

cm: Здесь есть три отдельных студии. По одной для каждого члена группы?

NR: Именно этого мы и хотели. В прошлом, я по большей части занимался продюсированием, а Martijn и Thijs играли на концертах. И когда они возвращались, я всё ещё сидел за компьютером.

cm: Можете сделать нам экскурс по студии?

NR: Фактически, всё довольно просто. На PC работает последняя версия Cubase с набором хороших плагинов. Также у меня есть Roland SH-201 для аналоговых звуков и Korg SV-1 для стрингов. На протяжении многих лет я пользовался мониторами Adam, но теперь переключился на ATC SCM 110.

cm: Ты и Кубейсом тоже пользовался много лет, не так ли?

NR: Да, практически с того времени, как он появился на PC. Фактически, когда мне было 14, я начал с Fruity Loops и Acid. Мой отец был учителем в школе искусств и один из студентов дал ему компакт-диск с музыкальными программами. На этом диске были FruityLoops, Acid и ранняя версия ReBirth. Все они были очень наглядными, и я нашёл, что с ними мне будет сравнительно несложно создавать свои песни. Конечно, это было намного легче, чем сочинять в трекерах.

Когда я говорю «песни», то подразумеваю, что я и Thijs просто валяли дурака. У нас не было амбиций стать продюсерами или чем-то вроде того. По сути, мы просто нажимали кнопки. И только когда мы подошли к шестнадцатилетию, то наконец стали относиться к вещам более серьёзно. Это было тогда, когда мы открыли drum 'n' bass. Мы думали: «Вау! Это реально крутой музон. Мы хотим делать песни, которые звучат также».

cm: И это сподвигло Вас приобрести больше оборудования?

NR: Все говорили: «Если ты делаешь drum 'n' bass, то тебе нужен сэмплер». Поэтому, я подкопил денег и купил сэмплер Yamaha A3000, Roland MC-505 и Yamaha CS6R. Теперь у меня был аппарат и требовалось что-то, чтобы управлять всем этим… Тогда-то я и начал использовать Cubase, поскольку он имел немного больше MIDI-функциональности по сравнению с Fruity Loops.

На протяжении следующих нескольких лет музыкальное производство постепенно начало перемещаться в «коробку», но большая часть именитых drum 'n' bass-продюсеров всё ещё работала с дорогими микшерами и сэмплерами. Казалось, что все лучшие мелодии приходят из настоящего железа. К сожалению, мы не могли себе позволить купить оборудование высшего класса и не могли получить приличный звук от того скромного набора инструментов, что у нас был. И поскольку VST-инструменты стали доступны, то вполне естественно, что мы отправились в направлении «коробки».

Когда в 2000 году Noisia наконец стала публичной группой, мы выглядели несколько экзотично, поскольку тогда уже полностью работали в цифре.

cm: Глядя назад, думаешь ли ты о том, что сделало Ваш звук отличающимся от множества других drum 'n' bass-исполнителей того времени?

NR: Это не было преднамеренно, но, да, я думаю, что мы сделали это. Главная проблема в прошлом была в том, что мы не знали о сэмпл-паках. Мы слышали все эти удивительные песни и…

cm: Кого Вы слушали?

NR: Prodigy, очевидно ж. Fatboy Slim. И весь этот мрачный drum 'n' bass, типа Ed Rush & Optical, Bad Company UK. Мы слушали все вещи, что они делали, и пытались создать такие же звуки без сэмпл-паков. Мы думали, что все делают свои звуки, просто сэмплируя другие записи или программируя синтезаторы.

Поскольку у нас не было сэмпл-паков, мы постоянно искали новые звуки и новые пути для экспериментов с синтезаторами, изо всех сил стараясь соответствовать тому, что слышали на наших любимых записях. VST предоставили нам больше вариантов и дали шанс для экспериментов. 

Как ни странно, нам никогда не удавалось добиться похожести, но, как оказалось, мы нашли свой собственный звук.

cm: Было много чего сказано и написано о «звуке Noisia», и если мы заглянём в домашние студии по всему миру, то уверен, что найдём тысячи продюсеров, пытающихся воссоздать звучание таких вещей, как Machine Gun или Split The Atom. Ты можешь объяснить словами, в чём заключается звук Noisia? Или это просто зависит от правильных плагинов искажения и компрессии?

NR: В некотором смысле – да. Многое зависит от правильного искажения, компрессии и, конечно, эквализации. Но наш звук определяется и многими другими переменными. Тот факт, что Вы тоже используете Trash, FabFilter Pro-C и Pro-Q, не означает, что Вы автоматически получите такой же звук, как и у Noisia.

Люди думают, что я компрессирую всё к чертям и накручиваю искажение не максимум. Но, вообще-то, я весьма осторожно использую эффекты. Trash предоставляет много разных моделей, и поэтому всегда важно подбирать искажение к конкретной песне и пристально смотреть на гармоники. И не забывайте о фильтре боковой цепи в Pro-C!

И ещё один важный момент заключается в том, что каждый отдельный звук в каждой нашей песне обработан по-своему. Я беру звук и добавляю очень индивидуальную комбинацию искажения, компрессии и эквализации. Это отнимает массу времени, но зато позволяет создавать различные характеры в музыке.

Если Вы торопитесь и не прилагаете усилий, то есть риск, что Ваша музыка будет звучать просто как набор модных пресетов… модных фишек и трюков. Прекрасно, если Вы ищите именно такой тип звука, но я думаю, что в данном случае чувствовал бы себя не совсем удовлетворённым.

Есть очень хорошие плагины. Очень удобны штатные компрессоры Cubase, VC2A и 160 от Native Instruments; и хотя у Озоновского многополосника и нет особого характера, это очень аккуратный и точный инструмент.

cm: Ты ранее упоминал о SH-201 и SV-1. Но, по-видимому, в Вашей студии есть и софтовые синтезаторы?

NR: Komplete 9 даёт мне многое, да и FM8 стал чем-то вроде постоянного инструмента Noisia. Многие басы вышли из FM8, также я программировал в нём массу ударных звуков. Я читал, что не все могут ужиться с этим синтезатором, и, в общем-то, признаю, что в нём слишком легко сделать дерьмовый, маленький и жестяной тембр. Конечно, если не знать, что и как там крутить. Но он позволяет детально управлять массой самых разных параметров, и особенно гармониками. Нет ничего, что работало бы также.

Я знаю, что это не совсем синтезатор, но Superior Drummer тоже вносит чрезвычайно важный вклад в наш звук. Так же, как и сэмплер Kontakt. В последние годы я обычно программировал свои барабаны и паттерны буквально с чистого листа, не пользуясь ничьими петлями и сэмплами. Но барабаны в итоге звучали слишком уж чисто. Смешивая разные петли и сэмплы, можно получить широчайшую палитру всяких искажений, нестыковок и странных сочетаний звуков, реально украшающих барабанные паттерны и делающих их более интересными. И, в будущем, я буду использовать намного больше сэмплов.

cm: Расскажи, как проходит день в вашей студии.

NR: Ну, это зависит от того, какой это день. Как я уже говорил, если я, Thijs и Martijn предоставлены самим себе, то тратим слишком много времени впустую. Вероятно, Вам было бы скучно с нами. Было бы лучше, если б Вы посетили нас в момент дедлайна, когда мы работаем лучше всего. Некоторые дни в процессе записи I Am Legion были просто удивительны. Там была совершенно иная энергетика, нежели в наши обычные дни. Я думаю, что это было в результате встречи двух миров. Мы были очарованы миром грайма и дабстепа Foreign Beggars, а они были очарованы миром нашего провинциального задротского EDM. И где-то в середине Вы найдёте I Am Legion.

cm: И мы называем это альбомом в стиле хип-хоп?

NR: Наверное, но я не возражаю против того, что люди его так называют. Для меня, это просто захватывающая музыка. То, что они делают, заставляет меня по-другому взглянуть на мои биты и аранжировку, и я надеюсь, что то, что мы делаем, и их заставляет как-то иначе подойти к своим вокалам.

Работа с ними проходила очень целенаправленно. Мы не нуждались в дополнительном стимуле, чтобы начать делать трек, поскольку этот стимул, как мне казалось, уже был там.

cm: Вы никогда не боялись экспериментировать с различными музыкальными стилями и жанрами. Всегда ли у Noisia было стремление смотреть шире рамок того стиля, что мы называем drum 'n' bass?

NR: Это никогда не было сознательным движением. У нас никогда не появлялось мыслей типа: «ОК, почему бы не сделать трек в стиле хаус. Или почему бы не сделать в стиле электро». Мы не делаем треки только лишь для того, чтобы поставить галочку. Но мы могли бы сделать трек, если б какой-то специфический звук возбудил наше воображение.

Я не пытаюсь сравнивать нас с Prodigy или с кем типа того, но в их звуке есть много различных граней, без проблем принятых сообществом. Несомненно, в drum 'n' bass-сообществе есть некоторые люди, которым не нравится всё, что мы делаем. Но, до некоторой степени, именно из-за этого я и люблю эту сцену. Люди говорят то, что думают.

см: За последние три или четыре года границы между жанрами становились всё более размытыми. Реально ли сейчас, в 2013 году, быть только лишь drum 'n' bass, house или dubstep-продюсером?

NR: Всегда было размытие этих границ. Именно так и развивалась электронная музыка. Есть движение и есть противодвижение. Есть мейнстрим и есть андерграунд. Мейнстрим может попытаться пойти в одном направлении, а андерграунд может пойти своим путём. Андерграунд всегда будет существовать и никуда не денется. И он всегда будет искать самую интересную музыку.

Но что сегодня отличается, это темп этих изменений. Сцены могут развиваться и исчезать с невероятной скоростью. Могут возникнуть проблемы, если Вы DJ или продюсер, связанный только лишь с одной специфической сценой, которая внезапно исчезла. Если Вы не будете осторожны, то исчезнете вместе с ней. 

Независимо от типа музыки, которым Вы занимаетесь, не забывайте об одной самой важной вещи. А именно, никогда не пытайтесь заставить себя делать песни только в одном определённом стиле. Не «запрыгивайте» на стиль, если он не живёт в Вашем сердце. Если Вы по-настоящему не интересуетесь тем звуком, который делаете, то люди услышат это в Вашей музыке.

Делайте музыку только тогда, когда Вы действительно этого хотите, и делайте её на совесть. Это звучит как расхожий штамп, но другого способа нет.

Список оборудования и программного обеспечения:

Аудиоинтерфейс RME Fireface UCX
Компьютеры MacBook и iPad для концертной деятельности
Мониторы АТС SCM110
Мониторный контроллер Coleman SR5.1
Синтезаторы Roland SH-201 и Korg SV-1
DAW Steinberg Cubase 7
Виртуальные инструменты NI Komplete 9
Эффекты iZotope Alloy, Trash и Ozone; FabFilter Pro-C и Pro-Q
Виртуальные барабаны Toontrack Superior Drummer 2

Опубликовано в журнале Computer Music за ноябрь 2013 года

Перевод подготовил Бережной Вячеслав
www.unisonrecords.ru


Загрузка беседы