Аудиомастеринг на Вашем компьютере: как достичь классно звучащих результатов - Часть 3

Сборка альбома

Вы можете собрать альбом в многодорожечной программе и экспортировать его в виде одного большого файла. Потом Вы можете передать его в программу записи компакт-дисков, чтобы добавить маркеры, CD-текст и т.п. Если Вы работаете в многодорожечном приложении, то Вы можете импортировать файлы как на один трек, так и на разные. Например, у одного проекта, с которым я работал, было три отчётливо различных «аромата» в разных миксах: некоторые были сведены в студии, у которой, вероятно, была плохая акустика (бас был слишком тяжёл); другие миксы были очень нейтральны (то, с чем я люблю работать); третьи – уже обрабатывались компрессором и были слегка придавлены.

Я рассортировал каждый тип на отдельный трек и применил такую обработку, чтобы согласовать разнородные треки друг с другом. Треки, тяжёлые в басу, нуждались в некоторой эквализации, чтобы привести их в соответствие с «нейтральными» файлами – и к обоим видам я добавил многополосную компрессию. Песни, к которым уже применялся компрессор, больше не компрессировались, но зато они нуждались в изрядном количестве эквализации. Это создало несколько пиков, и поэтому, пришлось добавить небольшое лимитирование.

Для большинства мастеринговых задач прекрасно подойдёт многополосный динамический процессор Waves C4, который даёт самые прозрачные результаты. Однако, это не означает, что Вы не можете использовать полнодиапазонный компрессор типа Universal Audio 1176SE, если Вам нравится добрый старый пампинг.


Все песни альбома были собраны на разных треках Magix Samplitude, и к каждому треку была применена индивидуальная обработка. Когда все параметры настроек плагинов будут выставлены как положено, Вы сможете экспортировать проект в виде единого файла.


Как уже упомянуто ранее, многодорожечная программа позволяет делать вещи, которые довольно трудно реализовать со специализированным редактором. Это особенно верно для танцевальной музыки, когда Вы создаёте непрерывный поток звука. В ней легко создать кроссфейды между треками (как в ручном, так и в автоматическом режиме). Вы можете посвятить отдельный трек переходам и звуковым эффектам; можете использовать автоматизацию на треках, чтобы применять различные эффекты (например, включать high-pass фильтр и изменять частоту его среза). Этот процесс, по существу, создаёт подобие «мега – микса», где вместо того, чтобы микшировать индивидуальные треки и получить двухканальный файл, Вы микшируете двухканальные файлы и получаете на выходе заключительный альбом.

Маршрутизация мастеринговых эффектов

Как мы уже отметили, у Steinberg Cubase SX имеются ячейки как до фейдера, таки после него. Обычно, плагины обработки помещаются до фейдера, а процессор дизеринга – после него. Однако, вопрос усложняется, если Вы хотите использовать эффекты. Предположим, что Вы сводите песню, у которой должен быть резкий конец, но Вы хотите, чтобы дилэй или хвост реверберации затихли естественным образом. Если эффект произведён до мастер-выхода, и Вы стремительно сбрасываете мастер-фейдер для резкого окончания, то эхо остановится тоже. Поэтому, Вы должны поместить дилэй после фейдера, но до процессора дизеринга.

У некоторых программ нет пост-фейдерных ячеек, и это мешает осуществить вышеописанный эффект. Например, у Cakewalk Sonar мастер-фейдер всегда является последним в выходной шине. Но на ней имеется что-то вроде регулятора чувствительности (TRIM), который изменяет уровень сигнала, подающегося на шину. Это изменяет уровень сигнала, идущего в эффект, но не его выход. С вышеупомянутым примером Вы можете попробовать оба средства управления: сбросить входную чувствительность шины, чтобы создать резкий конец, и когда эхо затухает, убирать фейдер основной выходной шины.

Эта выходная шина секвенсора Steinberg Cubase SX посвящена мастеринговым эффектам. Вы видите расположение инсертов: эквалайзер EQ-1 включён до лимитера L1 (у обоих пре-фейдерное включение). В пост-фейдерных ячейках находятся Double Delay и процессор дизеринга UV22HR. Это означает, что контроль за уровнем не будет отрезать хвост реверберации или интерферировать с дизерингом.

В качестве альтернативы, Вы можете использовать эту технику, если поместили плагин-максимайзер в основную шину и хотите добавочно «подогреть» некоторые треки. Например, я вставил Waves L1 в основную выходную шину Sonar (с порогом – 3.0 dBFS и с максимальным согласованным выходом – 0.1 dBFS). Любой сигнал громче – 3.0 dBFS вынудит лимитер уменьшать его. Увеличивая входную чувствительность шины, Вы подаёте больший уровень сигнала на L1, вызывая большую степень максимизации громкости. Независимо от того, насколько Вы выкручиваете входной сигнал, индикаторы clipping / overload гореть не будут, потому что максимальный согласованный выход Waves L1 установлен на – 0.1 dBFS. Так что будьте осторожны, чтобы излишне не переусердствовать.

Виниловый мастеринг

Хотя рынок виниловых дисков сейчас не особенно велик, но он всё равно достаточно важен для таких потребителей, как ди-джеи и некоторые звуковые гурманы (которые считают компакт-диск порождением сатаны, призванным погубить Западную цивилизацию). Так давайте обратимся к проблеме мастеринга для виниловых дисков.

Несмотря на то, что Вы уже слышали, это самый лёгкий вид мастеринга для Вас, поскольку он вовлекает только два шага:
1) Найти мастеринг-инженера, который уже обработал тонны записей для выпуска на виниле;
2) Предоставить этому человеку свои миксы и сказать: «Здесь я хочу это…»

Винил – неумолимый носитель, и мастеринг для него является чрезвычайно трудной задачей. Его динамический диапазон – каких-то жалких 50dB (по сравнению с 80dB или большим на любых видах цифровых носителей). В результате, компрессия выступает в виде ложки для обуви, загоняя широкий динамический диапазон музыки в прокрустово ложе узкого динамического диапазона винилового диска. Но у винила есть и другие проблемы. Есть прямая связь между громкостью и длиной. Дорожка на диске – это прорезанная в пластике волновая форма, и более громкая волна заставит дорожку иметь более широкую траекторию. И если Вы хотите записать много материала на долгоиграющую пластинку (LP), то он должен быть представлен на довольно низкой громкости.

Бас также неприятен. У басовых волн очень широкая траектория, и в случае со стерео, если левый и правый канал хоть чуть-чуть не сфазированы, то игла запросто может «сойти с рельсов», безуспешно пытаясь следовать за разными траекториями левого и правого каналов. Это сейчас появилась концепция стереофонического баса, а в старые добрые времена винила бас должен был быть моно.

И это не всё! Поскольку звуковая дорожка приближается к своему концу (к центру диска), то тонарм касается её под всё большим углом. Это вызывает определённого рода искажения. Из-за этого, порядок песен зачастую организовывают так, чтобы самые мягкие и спокойные песни находились в конце каждой стороны диска и внутренние дорожки меньше подвергались искажению.

В «древности», звукоинженеры хорошо знали об этих ограничениях виниловых дисков, и принимали их во внимание во время записи. Многие из сегодняшних звукоинженеров выросли, практически, в «безвиниловом» мире и не знают о вышеуказанных проблемах. Поэтому, очень важно пользоваться услугами мастеринг-инженера, который является экспертом в этом искусстве. Когда дело доходит до винилового мастеринга, мой совет прост: не пытайтесь делать это дома!

Цифровые эмуляции классических аналоговых эквалайзеров, такие, как TL Audio и Pultec, зачастую приводят к хорошим музыкальным результатам, если применять широкую и нежную обработку.

←ЧАСТЬ 2

ЧАСТЬ 4→


Загрузка беседы