Майкл Романовски. Мастеринг: какие творческие элементы стоят позади этого последнего этапа музыкального производства

Опубликовано в журнале Electronic Musician в августе 2013 года

Майкл Романовски

Для многих людей мастеринг до сих пор является довольно загадочной процедурой. Так что же реально происходит во время мастеринга? Чего можно ожидать от него? Почему нужно обращаться к профессиональному мастеринг-инженеру и почему нельзя самостоятельно отмастерить свой материал? Это большая тема с многими вопросами и самыми разными мнениями.

Давайте, так сказать, начнём с самых основ. Мастеринг, по существу, это последний шаг творческого процесса и одновременно первый технологический этап процесса тиражирования и распространения. Как и все остальные аспекты звукозаписи, он развивался в течение долгого времени, начиная со «старинного» производства строгих копий исходных треков (иными словами, переноса мастер-ленты на виниловый диск), и заканчивая современными процессами компиляции материала из множества источников и формирования заключительного звукового представления.

Как и любой другой аспект процесса звукозаписи, мастеринг включает такие элементы, как наука и искусство. И в этой статье я предлагаю Вам свой взгляд на второй элемент.
Студия мастеринга
Автор статьи в своей студии Michael Romanowski Mastering в Сан-Франциско.

Большая картина: художественная цель

Художественная цель мастеринга в нашем реальном мире – это переносимость. Люди слушают музыку в самых разных условиях и на самых разных устройствах: больших и маленьких колонках, наушниках, автомобильной акустике, телевизорах, ноутбуках и даже на мобильных телефонах. Если Ваша цель состоит в том, чтобы музыка везде звучала так, чтобы по возможности максимально точно передать замысел, вложенный в неё исполнителем, то Вы сможете расширить круг аудитории и предоставить ей больше удовольствия от прослушивания Вашей музыки.

Мастеринг-инженер создаёт устойчивую связную конструкцию из набора неких песен, и звучание этой конструкции сильно зависит от того, как была понята художественная цель. Песни в любом альбоме записаны и смикшированы в течение какого-то периода времени, часто в разных студиях и с разными звукоинженерами. Поэтому, между треками зачастую возникают довольно существенные различия в звучании. Здесь я как раз поспешу опровергнуть аргумент, что мол «никто теперь не слушает альбомы целиком, а все слушают только синглы». Я считаю, что всё это чушь, так что оставим эту тему на другой день.

Процесс мастеринга: пошаговый анализ

Для начала, немного о себе. Я профессионально занимаюсь мастерингом с 1994 года; я владелец и главный инженер мастеринговой студии Michael Romanowski Mastering и владелец студии звукозаписи Coast Recorders (обе они находятся в Сан-Франциско). Я также совладелец лейбла The Tape Project, который выпускает релизы только на магнитной ленте.

Мастеринг обычно начинается с того, что артист/продюсер/звукоинженер предоставляет мне свои миксы. Песни могут иметь самые разные формы, причём, даже внутри одного проекта. В основном, сейчас принято предоставлять аудиофайлы, созданные в DAW, хотя я всё ещё получаю материал на 1/4", 1/2" и даже 1" лентах. (А некоторые проекты использовали в качестве мастер-носителя компакт-кассеты и виниловые пластинки!) Я всегда поощряю клиента присутствовать на сессии мастеринга, поскольку это очень субъективный процесс. Как и микширование, мастеринг – это искусство, а искусство основано на опыте, и это находится в ушах наблюдателя. То, что клиент находится рядом, помогает ответить на любые вопросы, которые могут возникнуть как у меня, так и у него. Клиент может захотеть узнать, как ему лучше подготовиться в следующий раз. У него может быть своё мнение по поводу общей звуковой картины или он может просто хочет понаблюдать за моей работой, чтобы, так сказать, развеять мистический флёр, связанный с этим процессом. В некоторых случаях, и мне полезно больше узнать о том, что происходило во время трекинга или сведения. К примеру, выяснить, преднамеренно ли были использованы какие-то специфические звуки, обсудить достоинства разных версий миксов или определить наши действия, если требуется несколько форматов мастера для распространения по различным каналам (например, в виде виниловых дисков или HD-audio).

Следующий шаг – это прослушивание миксов. Я не принимаю никаких решений до того, пока критически не прослушаю материал и не получу объективное суждение о нём. Фактически, я полагаю, что одна из главных задач мастеринг-инженера – это получить суждение, основанное на объективном восприятии.

Это важно. Очень важно. Моя мантра: «Я не должен делать никаких изменений в аудио, пока моё восприятие не дало достаточной информации, чтобы сформировать суждение». Суждение о чём? – спросите Вы. О том, достаточно ли баса в миксе? Или о том, натурально ли звучит вокал? Что предыдущая песня ярче, чем следующая? Или о том, какой динамический диапазон – естественный или пережатый? Или, может, что перспектива предполагается со стороны барабанщика?

Как я формирую эти вопросы или как пробую решать эти проблемы? Я слушаю. Я думаю о том, на что похожа музыка, и на основе этого формирую идеи. Я думаю о том, на что она могла бы быть похожа. Это основа нашего искусства: моё суждение развивалось на протяжении долгого времени в результате тысяч и тысяч часов прослушивания – не прослушивания содержания [имеется в виду мелодия, аранжировка, исполнение], а прослушивания представления. Между прочим, поддержание объективности – это именно та причина, почему микс-инженер не должен быть мастеринг-инженером. Когда Вы очень близко знакомы с проектом или эмоционально вовлечены в него, чрезвычайно трудно быть объективным.

Теперь, когда я определил Пункт А (то есть, на что похож материал) и Пункт Б (на что он мог бы быть похож), то следующим шагом я должен выяснить, как добраться из А в Б. Единственный путь, благодаря которому я могу быть уверенным в своём процессе принятия решений – это уверенность в правильности своего восприятия тех миксов, с которыми я буду работать. Здесь я хочу подчеркнуть, что хотя мастеринг-инженер и пользуется множеством специализированных инструментов, всё же самый главный элемент оборудования в моей комнате – это и есть сама комната.

После того, как я буду в состоянии слушать и делать правильные суждения о звуковой картине, только тогда я начну думать о том, какое оборудование использовать. Только так и никогда раньше. В противном случае, можно уподобиться человеку, который солит пищу раньше, чем её попробует. (Между прочим, я считаю, что пищевые аналогии очень хорошо работают при обсуждении звуковых аспектов).

Мастеринг – это своего рода Дзен-подобный процесс: я полагаюсь на своё восприятие и суждение, чтобы направлять свои действия. Это верно для каждого этапа студийного производства. Инженер записи принимает решения, связанные с захватом индивидуальных звуков – от выбора правильных микрофонов и способа их расположения, до маршрутизации сигналов, использования того или иного оборудования и так далее. Их главная функция – максимально точно перенести элементы исполнения на носитель записи. Микс-инженер приводит к балансу записанные элементы и создаёт звуковое представление, которое предполагает артист или продюсер. Инженер мастеринга создаёт переносимость и общее звуковое представление всего альбома. Снова о пищевых аналогиях: Кто-то выращивает пищу. Кто-то её готовит. А кто-то её подаёт. Фермер (инженер записи) знает свою почву, воду, какие требуются удобрения и какие семена сажать. Повар (инженер микширования) знает баланс ингредиентов – химию комбинаций и вкусов. Обслуга (инженер мастеринга) знает, как оформить блюдо и как подать его клиенту. В правильных порциях (EQ) и правильном месте. В правильное время (последовательность песен и фейды) и с правильной температурой (динамика). Это заключительный контроль качества между созданием и потреблением, между исполнителем и слушателем.

ЧАСТЬ 2→


Загрузка беседы