Мастеринг Вашей музыки

Зачем вам это надо, где это можно получить и как использовать это с максимальной пользой

Зачастую мастеринг понимается неправильно, и иногда его путают со сведением. Так что же это такое - мастеринг? Это – определённая последовательность шагов перед выпуском компакт-диска. Некоторые люди могут даже сказать, что это – решающие шаги. После того, как Вы закончили запись и сведение своих песен, Ваши треки будут сформированы, «изваяны», эквализованы, скомпрессированны, отполированы и «вскрыты звуковым лаком» благодаря процессу, известному как мастеринг. Мастеринг – это то, что даёт глубину, удар, ясность, кач и объём Вашим трекам. Это и наука, и ремесло, и, в кое в чём, даже алхимия…точно также, как и сочинительство, пение, исполнение или запись.

Громкость против гордости

Вопреки широко распространённому мнению, мастеринг заключается не только в создании более горячего звука. С одной стороны, никто не спорит, что в результате мастеринга повышается громкость, но может случиться и так, что «сырые» децибелы будут наименее критическим аспектом этого процесса. Более важной задачей мастеринга является создание уникального, качественного звука для треков. В конце концов, мастеринг заключается не столько в «громкости», сколько в «гордости».

Говорят мастеринг-инженеры

«Мастеринг – это решающий, критический и заключительный творческий шаг в создании аудиозаписи» - заявляет Арт Сайеки (Art Sayecki - Art Mastering). «Когда Ваша работа находится в руках мастеринг-инженера, это означает, что все звуковые суждения уже сделаны, вся необходимая психоакустическая обработка уже применена и содержание Вашего проекта становится последовательным и сложным акустическим созданием. Когда мастеринг-инженер делает свою работу должным образом, это реально помогает отделить потенциальные хиты от остальной части рынка».

Нэнси Маттер (Nancy Matter - Moonlight Mastering) соглашается: «Мастеринг помогает сбалансировать все треки между собой, создавая для слушателя ощущение непрерывности от начала до конца…Это должно быть верно для любого звука, независимо от аудиосистемы, на которой он воспроизводится».

Маттер (среди её недавних работ такие проекты, как Peter Gabriel Live Concert Series "Up" Tour, Duran Duran Live Concert Reunion Tour и саундтрек к фильму «Однажды в Мексике»), указывает, что «громко – это хорошо, но только пока не разрушена динамика песни. Слишком большое увеличение громкости (обычно через компрессию) может акустически повредить проект, а не помочь ему…»

«Взгляд из домика»

Эмилия Лазар (Emily Lazar - The Lodge, Нью-Йорк) – музыкант и мастеринг-инженер в одном лице. Она работала с такими исполнителями, как David Bowie, Jeff Buckley, Sonic Youth, и участвовала в работе над саундтреком к фильму «Goldmember». «Я подхожу к мастерингу с такой идеей, что музыка, как и любая другая художественная форма, пытается как-то затронуть человека, что-то донести до него. Она рассказывает какую-то историю – с текстом, или без него. Есть общие черты между человеком и музыкой – они часто ищут между собой значащую связь. В этом и заключается моя работа как мастеринг-инженера – помочь музыке рассказать историю, которая будет резонировать глубоко в сердце слушателя».

Взгляд артиста

Карл Верхайен (Carl Verheyen) – сессионный гитарист, чью работу Вы еженедельно слышите на записях хитовых песен, в кино, на телевидении и радио. Он – соло-гитарист в группе Supertramp и лидер своего коллектива Carl Verheyen Trio. Каждый год он играет перед десятками тысяч слушателей, но по крайней мере, половина его профессиональной жизни проходит в студиях, и к него есть своё твёрдое мнение относительно мастеринга.

«Мастеринг – это точная настройка и заключительное выравнивание музыки для получения статуса вещательного качества. Он помещает все частоты в правильные диапазоны так, чтобы бас не был слишком громок, верха не свистели и громкость была соотносима с другими компакт-дисками на рынке». Свой новый релиз (под названием SIX), Карл отдаёт в руки Эдди Шрейера (Eddy Schreyer - Oasis Mastering) и называет его «очень заботливый и талантливый художник».

Со стороны артистов и продюсеров может существовать очень большая лояльность к определённым мастеринг-инженерам. Мишель Сембелло (Michel Sembello – автор и исполнитель множества хитов, автор музыки к прекрасному фильму «Flashdance») сказал как-то Арту Сайеки: «После того, как я послушал, что вы сделали с песней «Maniac», Вы являетесь единственным человеком, которому я позволю мастерить мой материал».

P.S. «Maniac» - это песня из кинофильма «Flashdance» (Танец-вспышка, 1983 год).

«Взгляд из кабины»

Ларри Крэйн (Larry Crane) является владельцем Jackpot! Recording и издателем журнала Tape Op. Он правильно понимает практический результат мастеринга: «Это – заключительная стадия подготовки миксов перед тиражированием…последний шаг в создании релиза». Совет Ларри по поводу того, стоит ли обращаться к мастерингу: «Не тяните с этим!»

Обозреватель и консультант высказывает своё мнение

Бернард Баур (Bernard Baur) – один из редакторов и авторов журнала Music Connection. Также, он является независимым консультантом в A&R. Во всех этих своих ипостасях ему приходится слушать множество разных компакт-дисков каждый месяц. И вот вопрос: а оказывает ли наличие / отсутствие мастеринга на этих треках какое-либо влияние на рецензентов и руководителей A&R? «Иногда, даже очень большое» - говорит Бернард. «Когда Вы получаете какие-то вещи, которые никто не мастерил, то Вы задаётесь вопросом – а насколько артист осведомлён о том, что ему требуется делать? Те исполнители, которые в «игре», знают, что практически всегда требуется переводить свою исходную запись на следующий уровень, и мастеринг – непременная часть этого».

Признавая, что качество песни как таковой всё ещё имеет первичную важность, Баур отмечает, что при прочих равных условиях, отмастерённый трек будет привлекать к себе больше внимания. «Люди в журналах и фирмах грамзаписи привыкли слушать полностью законченные и отполированные треки. Сравнение с немастерённым материалом может быть тревожным». Сейчас мастеринг используется в большем количестве ситуаций, чем когда-либо раньше. «Даже демо-треки и то мастерят в наши дни» - замечает Баур.

Мастеринг демонстрационных треков

«Мастеринг демонстрационных треков (дисков) становится обычной практикой при нынешней сверхконкуренции на музыкальном рынке», отмечает Арт Сайеки. Легко увидеть почему: лейблы наводнены демо-треками (демо-альбомами) от стремящихся к славе артистов. Сайеки продолжает: «Мастеринг демо-записей может стать важным шагом для того, чтобы артист получил дополнительную фору на этом соревновании».

Великолепный звук

«Мастеринг – в изяществе», говорит Мэтт Форжер (Matt Forger). Его имя находится на 200 миллионах альбомах. Он участвовал в их создании в качестве инженера записи, микс-инженера или продюсера. После работы с Полом Маккартни, Майклом Джексоном и бесчисленным множеством инди-артистов, Мэтт приобрёл уникальный взгляд на аудиоматериал. Увидев его в студии, когда он вставлял один барабанный звук в один из треков Pro Tools, я могу засвидетельствовать и его посвящённость, и его радость при работе с музыкой.

«Иногда Вы имеете дело с крошечными приращениями на эквалайзере или компрессоре» - говорит Форжер. «И интересно, как какая-то мелочь в одной части микса может оказать огромный эффект на весь трек. Но независимо от того, что Вы делаете во время сведения, мастеринг может взять кое-что, что кажется хорошим, поднимет это на вершину и заставит великолепно звучать». Сайеки соглашается, и указывает, что уровень вкуса инженера может стать в результате главным фактором: «Иногда необходимы и причудливые украшения, а иногда стоит призвать и к скромности».

Поскольку производственные бюджеты уменьшаются, то всё больше проектов изготавливается (по крайней мере частично) на домашних системах. Эдди Шрейер отмечает, что «это может привести к менее качественному звуку. Использование передовых мастеринговых средств зачастую помогает радикально улучшить конечный продукт. Мастеринг увеличивает уровень и «размер» Вашей записи».

Крис Геринжер (Chris Gehringer - Sterling Sound, Нью-Йорк) мастерил альбомы для Jewel и Roy Hargrove, а также обрабатывал многие альбомы в стилях хип-хоп и латин. Он замечает, что к мастеринг-инженерам часто обращаются с предложениями отмастерить какой-то материал, хотя на самом деле, работа над ним будет похожа не столько на мастеринг, сколько на какой-то вариант сведения. «В идеале, треки уже должны быть сведены и все Ваши звуковые решения уже должны быть приняты к тому моменту, когда Вы обращаетесь к процессу мастеринга. Но с развитием цифровой звукозаписи мы получаем всё больше треков с массой альтернативных миксов, с большим количеством стемов или даже с дополнительными взятиями голосов и инструментов. Мы часто работаем как студия сведения, но обращаемся с материалом с точки зрения мастеринга». Геринжер отмечает, что современное оборудование предоставляет большую гибкость, которая является и благословлением, и проклятием.

Что Вы получаете

Практически при каждой сессии мастеринга выполняются следующие действия:

- Оптимизация среднего и пикового уровня для получения надлежащей относительной громкости.

- Обработка – эквайлизация и компрессия.

- Определение порядка следования треков.

- Определение продолжительности пауз между треками.

- Установка «звукового поля» для всех треков.

- Размещение маркеров треков.

- Удаление нежелательных шумов.

- Вставка PQ-кодов.

Оборудование

Все соглашаются, что достижение совершенного звука является основной целью мастеринга. «Когда артист во время записи сотрудничает с мастеринг-инженером, то получение совершенного звука очень даже реально» - говорит Сайеки. «Но это – сложный процесс. Это требует опытного, технически грамотного профессионала, обладающего артистическими способностями и действительно любящего своё дело. И это требует также и высококачественное оборудование».

В таком деле, как мастеринг, нельзя полностью полагаться на стандартное оборудование. «По большей части, серийные компоненты, приобретённые в магазине, не могут выполнить такую обработку, которая требуется мастеринговым студиям мирового класса. Все студии высшего эшелона используют или индивидуально разработанное, или очень серьёзно переделанное оборудование» - говорит Арт Сайеки.

Он раскрывает дотошный подход к оборудованию в своей студии (Art Mastering): «Мы проектируем своё собственное (патентованное) оборудование, чтобы на передовом уровне выполнить все задачи по обработке звука…Мы используем дискретную электронику (Class-A) и высококачественные электронные лампы…Наше оборудование превышает запросы даже самого отъявленного аудиофила…» Сердцем его студии является сделанная по спецзаказу мастеринговая консоль Telefunken-Neumann (единственная в США).

У Нэнси Маттер (Moonlight Mastering) имеется тонна превосходного оборудования, но всё же она говорит: «Я рекомендую артистам делать своё окончательное сведение на аналоговую ленту. Есть теплота и аромат, которые рождаются в «недрах» этого носителя и приводят к чудесным результатам при мастеринге. Цифра этого не имеет».

Сколько времени это занимает?

Хотя нет никакого предела времени или деньгам, которые могут быть потрачены на мастеринг, но в среднем, на каждый альбом тратится 8 – 12 часов (или около часа на каждую песню). Это предполагает, что исходный материал был хорошо записан, и не было востребовано никакой дополнительной обработки. Дополнительное время может потребоваться в зависимости от условий оригинальной записи, спецификаций клиента, необычных или специальных потребностей.

Затраты

Стоит с осторожностью относиться к выбору того человека, который будет делать мастеринг Ваших записей. Ларри Крэйн сравнивает продукцию некоторых «мастеринг-инженеров» с романом ужасов: «Группа получила за 25$ мастеринговую работу от «живого» звукоинженера. Он чуть ли не в первый раз увидел Pro Tools и не знал то, чего делал. Миксы были искажены, кругом была цифровая перегрузка и вообще, всё звучало гораздо хуже, чем оригинальные, без какого-либо мастеринга треки».

Конечно, цены достаточно широко варьируются, но Вы можете получить превосходную работу за 120$ / час. В принципе, Вы можете потратить и больше (а иногда и намного больше), но в большинстве случаев можно планировать затраты из расчёта 2$ за минуту работы.

Немного истории

Бобби Харт (Bobby Hart) – соавтор многих хитов от Little Anthony, Chubby Checker, Paul Revere & The Raiders. Как самостоятельный артист и продюсер The Monkees он наблюдал за изменениями в искусстве мастеринга за все эти годы.

«Когда мы начинали в 60-х, то главные функции мастеринга заключались в том, чтобы взять Ваш студийный микс и сжать его так, чтобы низа, верха и всё остальное уместилось в узкие рамки радиоэфира. Чтобы заставить музыку нормально работать на радио, требовалось создавать отдельный монофонический микс для АМ-вещания (стерео FM тогда ещё не было). Делая мастеринг, никто особо не был заинтересован в эквайлизации, только в компрессии. Но всё изменилось в 70-е…»

Харт говорит о своём отмастерённом материале: «Я не знаю техническую сторону этого. Я только знаю, что это делает звук большим и лучшим».

Творческие решения

«Тщательное слушание и техническая экспертиза поддержаны творческой способностью и художественной интуицией» - говорит Арт Сайеки. «Чтобы достичь максимального воздействия на слушателя, применяются определённые творческие элементы психоакустики, психологии и изучения целевой аудитории – и всё это, учитывая и признавая цели, поставленные продюсером и лейблом».

Эмилия Лазар также признаёт неосязаемое: «Важно не только поддерживать уважение (слушателя) к целостности музыки, но и не менее важно привнести в проект что-либо новое и уникальное. Найдя свой путь, Вы сможете отделить себя и свою работу от сонма безликих мастеринг-инженеров и одинаково звучащих альбомов…»

Сделайте правильный микс

Что Вы можете предпринять, чтобы Ваши миксы были более благоприятны для мастеринга? Если Вы сомневаетесь в своих силах, то многие мастеринговые студии предлагают дешёвую (или даже бесплатную) оценку Ваших треков. Это превосходный метод узнать, соответствуют ли Ваши миксы требованиям мастеринга. Есть некоторые руководящие принципы, которым стоит следовать при подготовке Вашего микса для мастеринга.

«Прежде всего» - говорит с улыбкой Форжер – «хороший микс – это хороший микс. Если всё находится в надлежащеё перспективе и с хорошим балансом, то Вы готовы пойти дальше. Конечно, это предполагает, что Вы не раздавили всё компрессором. Есть определённая уловка, чтобы проверить качество Ваших миксов: запишите компакт-диск и послушайте его в машине на не очень большой громкости. Шум ветра, дороги и двигателя действуют как фильтр, и это идеально для того, чтобы проверить качество сведения».

«Не компрессируйте целиком свой микс, если Вы не знаете всех тонкостей этого процесса» - говорит Ларри Крэйн. «Эту компрессию потом практически невозможно ликвидировать, и на неё больше всего жалоб от мастеринг-инженеров».

Мэтт отмечает, что «если у Вас есть прекрасный «большой» микс, то и результат мастеринга будет не менее великолепным. Однако, реальный вызов наступает тогда, когда Вы получаете малобюджетный проект, а звук надо сделать как у дорогого. Вот это ещё та работёнка! Здесь важно и Ваше оборудование, и Ваша комната, но более важно то, как Вы это всё используете».

Форжер рекомендует: «Возьмите с собой диск, звук которого Вам нравится и который имеет такой же частотный баланс, какой Вы хотите для своего альбома. Это даст мастеринг-инженеру общее представление о том, чего Вы хотите (при условии, что этот диск в подобном музыкальном стиле). Звучание Вашей музыки в акустической системе мастеринговой студии всегда кажется иным (по сравнению с тем, к чему Вы привыкли), но мастеринг-инженер знает своё оборудование очень глубоко».

Многие мастеринг-инженеры повторяют один совет: если компрессия вызывает у Вас сомнения, то сделайте две версии: одну с компрессией и одну без неё.

Верхайен указывает: «Помните этот важный факт и Вы будете в безопасности: мастеринг-инженер не может пересвести Вашу запись. Он не имеет дело с индивидуальными треками – он работает с частотами. И если Вы придёте с хорошо звучащими треками, то он заставит их казаться ещё лучше!»

Совет эксперта

Немногие мастеринг-инженеры пытаются выкроить время, чтобы оценить Ваши треки и консультировать Вас по поводу тех или иных вопросов сведения материала. Арт Сайеки делает это часто. Нэнси Маттер делает это тоже: «Я постоянно слушаю треки и даю свои советы. Я оказываю эту любезность для людей, которые нуждаются в акустически правильной комнате чтобы получить другую перспективу восприятия их музыки – это помогает им делать финальное сведение их проектов».

Перевод подготовил Бережной Вячеслав www.unisonrecords.ru


Загрузка беседы