Мастеринг сингла за 2,5 часа - Часть 2

11:30 – 12:00. Точная настройка уровня, тона, стереообраза и динамической высоты

Точная настройка уровня обычно является не очень сложным процессом. Как я уже говорил, эта песня потребовала увеличения уровня на 9dB. Важно понять, что этот параметр может измениться в зависимости от того, какие манипуляции Вы делаете с песней (в равной степени, это относится и ко многим другим звуковым параметрам). Первоначально я думал, что будет достаточно увеличения уровня на 7dB, но к тому времени, когда я настроил ширину стереобраза и тональность песни, возникла потребность в более сильном подъёме.

Настройка тональности является более сложным процессом. Автоматически сгенерированные MAutoEqualizer’ом кривые эквализации лишь на 60% помогли мне приблизиться к желаемому звучанию. Тщательно сравнивая свою песню с референсными треками, я сделал следующие настройки эквалайзера:

Вот обработанный фрагмент: LGO-2.Tone.wav

На следующем этапе мы будем настраивать ширину стереообраза. Для этого я буду использовать T-RackS EQ в режиме mid/side-обработки. Это позволит мне увеличивать или уменьшать ширину стереобазы в различных частотах. Большинство песен получает выгоду от фокусировки низких частот в центре и от расширения «размерности» в более высоких частотах. Но точная реализация будет различна для каждой песни.

Вот мой подход конкретно к этой песне:

Сжатие низких частот в моно
Эта обработка фокусирует бочку и бас. Поскольку был использован очень плавный низкочастотный срез, то это довольно мало затронуло низкую середину.

Уменьшение ширины в средних частотах
Это помогло сфокусировать ведущий вокал, который в этой песне был весьма тёмным и приглушенным.

Увеличение ширины в высокой середине
Уменьшение ширины в низких частотах может негативно повлиять на воспринимаемую «размерность» песни. Чтобы компенсировать это, я расширил верхнюю середину. Благодаря этому песня кажется широкой, даже при том, что низа и вокал являются весьма узкими.

Вот мои настройки T-RackS EQ:

Вот обработанный фрагмент: LGO-3.Width

Заключительный этап состоит в настройке динамической высоты для этой песни. Вы помните, что я поднял уровень исходного сырого трека на 9dB, чтобы получить такую же громкость как в референсных песнях. Нетрудно догадаться, что это заставило пики выпрыгивать за пределы 0dBfs. Теперь, чтобы обуздать пики, но удержать громкость на том же самом воспринимаемом уровне, я буду использовать многополосный ограничитель T-RackS Multiband Limiter.

Я считаю, что самое прозрачное ограничение получается при использовании многополосного клиппера/сатуратора (clipper/saturator). При небольших уровнях подавления (когда RMS остаётся неизменным), клиппинг/сатурация обычно работает более прозрачно, чем «чистое» ограничение. С другой стороны, «чистое» ограничение даёт более прозрачные результаты при использовании экстремальных настроек (когда ограничитель изменяет RMS).

Настраивая T-RackS Multiband Limiter, я использую очень короткое время восстановления и максимальный уровень перегрузки. Быстрое восстановление гарантирует, что подавление воздействует только лишь на пики и его не слышно в моменты после них. Максимальная перегрузка уменьшает количество подавления и делает его ещё менее слышимым за счёт небольшого клиппинга.

Тем не менее, в общем, артефакты ограничения и клиппинга являются не настолько заметными, как Вы этого могли ожидать. Дело в том, что этот процессор разделяет сигнал на три группы, и каждая группа обрабатывается отдельно. Это означает, что воздействие ограничения и клиппинга намного меньше, чем это могло бы быть при использовании широкополосной обработки. Это также означает, что возникает намного меньше интермодуляционных искажений, когда сигнал в одной частоте влияет на весь спектр песни. Такой многополосный подход означает, что в случае необходимости, бас может быть подвергнут тяжелому ограничению и клиппингу, но при этом середина и высокие останутся в абсолютной чистоте. Точно так же, всплески в средних или высоких частотах никак не повлияют на всё остальное.

Вот мои настройки T-RackS Multiband Limiter:

Таким образом, в этой песне я был в состоянии уменьшить пики более чем на 7,5dB, но не затронуть при этом уровни RMS и не создать слышимых артефактов.

Вот обработанный фрагмент: LGO-4.Headroom.wav

12:00 – 12:20. Отдых и обед

Мои уши работали в течение нескольких часов, и теперь им надо отдохнуть. Отдых очень важен на данном этапе. Часто бывало так, что к этому времени я думал, что уже точно настроил все параметры звучания. Но, возвратившись через полчаса, понимал, что работа ещё не закончена.

12:20 – 12:30. Финальная проверка, подрезка и фейды, экспорт

После заключительной проверки звука я подрезал начало и конец файла, поставил фейды и сделал экспорт. Всё! Работа сделана!

Здесь заключительная версия: LGO-5.Final.mp3

Как улучшить звучание микса

Я считаю, что работа по мастерингу этой песни удалась, но, возможно, результат был бы ещё лучше, если бы исходный трек был немного усовершенствован.

Самое большое потенциальное усовершенствование находится в верхней середине. Вокал был очень слаб в высоких частотах, что заставляло его звучать тускло и несколько неразборчиво. Как мне кажется, при сборке микса этот провал пытались компенсировать, используя много звуков с острыми высокими частотами. Если бы в вокале подняли высокую середину, то это сделало бы его более ясным и отчётливым (и можно было бы использовать не такие «острозвучащие» инструменты).

Ещё одна область для усовершенствования находится в басовом барабане. Как и вокал, он был довольно тусклым и мутным. Ему можно было дать больше отчётливости и презенса, если сформировать в звуке больше атаки (или использовать другой, более «атакующий» сэмпл). Другой подход, который также можно применить для усовершенствования уже готового микса – это подложить под оригинальный барабан ещё один звук с острой атакой (такой, где осталась практически одна только секция атаки). Это даст бочке больше атаки, но при этом не затронет низкие частоты.

Перевод подготовил Бережной Вячеслав
www.unisonrecords.ru

←ЧАСТЬ 1


10720752800723


Загрузка беседы