Том Флинт: Подготовка Вашей музыки для мастеринга (часть 1)

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в сентябре 2005 года

Том Флинт

Если Вы надеетесь выпустить в свет запись, сделанную в Вашей домашней студии, то будет хорошеё идеей сделать для неё мастеринг. Мы расскажем, как подготовить Ваши песни к этому процессу, и что специалист может сделать для Вас.

Многие люди задают вопрос: «Почему моя запись не выглядит столь же полированной и блестящей, как коммерческая?» Ответ, который они обычно получают, гласит – это различие из-за того, что эти песни подвергались процессу мастеринга. Такой ответ, вероятно, смущает многих. Но в конце концов, большинство из нас вряд ли когда сможет послушать сырую версию микса, который только что вышел из студии звукозаписи. Таким образом, это остаётся тайной, на что же действительно были похожи подготовленные к мастерингу первичные миксы. Очевидно, что профессиональные микс-инженеры скоро узнают, что же требуется студиям мастеринга. Но что же делать скромному владельцу домашней студии, чтобы подготовить свою работу для мастеринга?

Скоро мы узнаем об этом, беседуя с высококлассным мастеринг-инженером. Мы будем обсуждать формат и финансовые проблемы, и обнаружим, чего можно ожидать, посетив сессию мастеринга. В то время, как в этой статье мы будет иметь дело с проблемами, возникающими при подготовке готового альбома к мастерингу, то в следующей статье я расскажу о дне, проведённом в студии и о настоящей сессии мастеринга.

Исследование

В роли типичного владельца домашней студии, я делал запись и сводил альбом в не совсем акустически корректном помещении. Я использовал не самые прекрасные мониторы и «очень» бюджетное оборудование. Большинство вокальных и гитарных партий было записано в маленькой комнатке, хаотически заглушенной сегментами акустического поролона и толстым драпом. Ритм-секция, орган и фортепьяно были взяты из звуковых модулей и поэтому не причиняли особых проблем. Сведение производилось в общей комнате (размер примерно 4х4). Повторюсь ещё раз: акустическая обработка была довольно кустарной и неточной, и частично осуществлялась за счёт мягкой обивки, книжных полок и общего беспорядка! Это помогло рассеять некоторые «противные» отражения, но деревянный пол не был идеален, из-за его тенденции резонировать с басом.

В качестве мониторов я использовал пару колонок B&W DM303, которые, хоть и относятся к классу Hi-Fi, известны своим довольно нейтральным ответом. Я установил их на стойки, чтобы уменьшить колебания, передающиеся в деревянный пол, и поместил их на расстоянии 0,5 м от тыловой стены (это рекомендуется в руководстве, чтобы избежать басового усиления). Я не смог выдержать рекомендованное расстояние в 1,5 м между ними (из-за месторасположения двух дверей), но попытался разместить их по возможности настолько далеко друг от друга, чтобы получить приемлемое стереоизображение.

Все миксы перепроверялись через наушники Sony MDR7509 (известны своим хорошим басом), и через некоторые высококачественные колонки JVC. Драматическое различие в звуке между различными колонками не позволило мне удостовериться, какой же звук честнее. Таким образом, я решил заставить каждую песню играть лучше всего через лучшие колонки, и не стал заморачиваться с выслушиванием с выслушиванием материала на очень низких и очень высоких уровнях. Хоть я был уверен, что в полном объёме проверил свои миксы, но я всё ещё не мог предположить, как же они будут звучать после профессионального мастеринга. Опять же, у меня не было никакого способа проверить, что комната не искажала моё восприятие.

Мой выбор пал на мастеринг-инженера Рэя Стаффа из Alchemy Soho (Лондон). Выбор правильного специалиста является довольно серьёзной задачей, ибо трудно предположить, на что же была похожа запись до того, как её подвергли мастерингу, и поэтому невозможно оценить то, что было сделано мастеринг-инженером! К счастью, я знаком с одним опытным продюсером, который порекомендовал мне несколько человек – и Рэй был на вершине его списка.

Для нашего примера запись осуществлялась в типичной домашней студии, с некоторой акустической подготовкой помещения. Консультация с мастеринг-инженером гарантировала, что заключительные миксы ответят хорошим звуком на стадии мастеринга.

Цена работы

Для многих людей, цена является критическим фактором при выборе той или иной студии мастеринга. Цены достаточно широко варьируются, но CD-альбом обычно стоит в пределах от 900 до 1800 фунтов (с НДС). Виниловый и многоканальный мастеринг стоят значительно дороже.

Тем не менее, в большинстве случаев студии назначают почасовую оплату, и таким образом, не всегда точно известно, сколько будет, в конечном счете, стоить проект. Рэй Стафф объясняет: «Средний альбом потребует для себя рабочий день, но сколькоэто в итоге будет стоить, зависит от продолжительности сессии. Работа может занять и восемь, и десять часов. Иногда приходится работать над альбомом несколько дней, потому что надо произвести массу тонких частотных, громкостных и т.д. урегулирований. Зачастую это происходит из-за различия в звуке, если люди работали в более чем одной студии. Вы можете заметить, что микс, сделанный в середине ночи, может казаться очень ярким; тогда как другой, сделанный в середине дня, будет казаться свежим и милым. Задача мастеринга – заставить их сидеть рядом».

Многие студии предлагают свои услуги через Интернет и назначают довольно небольшую цену, ориентируясь на небольшие лейблы. Большинство из них принимают треки по электронной почте (как целиком альбом, так и отдельные песни). Но лучший вариант (хоть и стоящий дороже) – это личное взаимодействие с мастеринг-инженером и присутствие во время сессии. Это позволит Вам видеть, какое оборудование используется и кто делает работу.

Я спросил у Рэя, какие различия могут быть между бюджетными мастеринговыми студиями и дорогими. «Если кто-то предлагает отмастерить альбом всего лишь за 300 фунтов, то этому есть причина. Для нас весьма обычно получать запросы от артистов, в которых говорится, что фирма грамзаписи послала их к какому-то умельцу, который думает, что он – классный мастеринг-инженер, потому что дома у него есть компьютер. Артист закончил тем, что разочаровался результатом и приехал к нам, чтобы сделать мастеринг заново. Некоторые студии используют дешёвое оборудование, программное обеспечение и плагины, и быстренько замазывают глаза клиенту, нарушая все качественные правила нашей работы».

«Особенно это критично, если Вы хотите выпустить альбом на виниле. У Вашего мастеринг-инженера должен быть соответствующий опыт. Мне часто попадают отмастерённые вещи, подготовленные без этого опыта, и они полностью непригодны».

«Чтобы сделать хороший мастеринг для Audio-CD, Вы должны знать, как правильно соединить цифровое оборудование; понять такие вещи, как клокинг и дизеринг; узнать, как же поднять громкость, но не создать при этом искажений. Цифра, в принципе, стоит недорого – и это прекрасно, но есть хорошее цифровое оборудование, а есть и не очень; также как есть и очень дорогое, и очень дешёвое. Со своей точки зрения, я думаю, что есть только лишь три или четыре цифровых эквалайзера, пригодных для мастеринга. И кстати, у меня есть бзик относительно людей, которые посылают материал на фабрику на компакт-диске (имеется в виду, очевидно, формат Audio-CD - BVV), вместо того, чтобы использовать формат DDP на ленте Exabyte. На мой взгляд, множество поступивших в продажу компакт-дисков было произведено из дерьмового звука master CD, но это – единственный формат, который большинство из дешёвых студий могут Вам предоставить».

Начинаем

Зная, что у моей комнаты, скорее всего, не совсем корректная акустика, я хотел выяснить у Рэя, могу ли я провести какие-нибудь тесты и установить, насколько хорошо я могу балансировать свои миксы. Рэй объяснил, что если у меня нет должным образом акустически откалиброванной комнаты (настраивать должен специалист), то я никогда не буду до конца уверен, что мои миксы свободны от проблем. Поскольку у немногих домашних студий имеется нейтральная акустика, Рэй позволяет людям присылать треки ещё в начале сведения. Так он может обеспечить своего рода обратную связь и дать свои рекомендации везде, где это требуется.

«У песен, которые к нам попадают, может быть совершенно разный частотный спектр. Например, в мониторной системе человека, занимавшегося сведением, имеется большая дыра в районе 60Гц, которая ничего не затронула в каких-то песнях. Если же в других вещах в этой области играет бас-гитара, то он может повысить её (или наоборот, ничего не делать, даже если требуется некоторое понижение), чтобы достичь, на его взгляд, разумного баланса. Когда же она попадает к нам, все задаются вопросом: откуда же прибыл весь дополнительный бас? Таким образом, Вы не можете удостовериться, что Ваши миксы совершенны. Вы можете только обобщить и сказать, что вещи кажутся правильными».

«Были один или два человека, которые предоставили материал, чтобы спросить наше мнение, и кто потом ушёл и свёл материал по-новому. Недавно, парень вёл запись, которая была настолько закомпрессированна, что я должен был сказать ему, что я вряд ли смогу потом что-либо сделать с этим. Но поскольку проект был всё ещё в процессе записи, он вернулся в студию, вспомнил настройки и уменьшил обработку, чтобы сделать хорошо звучащий микс».

Проблемы формата

Здесь Вы можете видеть опции в программе Roxio Toast, которые позволяют устанавливать форматы прожига компакт-дисков. ISO 9660 – наиболее совместимый формат, и таким образом, это – хороший выбор, когда Вы создаёте CD-ROM, чтобы послать файлы в студию мастеринга.

Если Вы сделали свои треки в формате 16 бит/ 44,1кГц, то у Вас может возникнуть желание самостоятельно скомпилировать порядок песен в альбоме и прожечь его в виде Audio-CD. Однако, как объясняет Рэй, у Вас могут возникнуть некоторые проблемы с качеством: «Если Вы можете выбирать, в каком виде сохранять треки - WAV, AIFF или Sound Designer II, а не только в формате Audio-CD – то я Вам гарантирую, что эти файлы будут казаться лучше, чем Audio-CD – поскольку это «низший» производный формат. Вы ограничены его спецификациями (16 бит/ 44,1кГц), и если Вы делали запись / сведение с разрядностью 24 бита, то Вам нужно будет понизить разрядность и применить дизеринг (и у Вас могут быть проблемы с джиттером и ошибками квантования).

«Большинство студий может работать с любыми типами файлов, хотя файлы формата Sound Designer II могут вызвать определённые проблемы. Как я понимаю, они предназначены для работы на форматированном под MacOS драйве. И если у Вас почасовая оплата, то Вам не захочется тратить лишнее время и деньги, чтобы заставить свои файлы заиграть. Таким образом, лучше всего сохранять свои треки в виде файлов WAV или AIFF».

«Иногда могут быть проблемы с чтением компакт-дисков. Если данные записаны на обычный CD-ROM по стандарту ISO 9660, то каких-либо проблем возникать не должно. Принося нам диск, записанный на PC, у Вас будет всё в порядке с совместимостью, но если Вы работаете на Mac, позаботьтесь об этом. В Roxio Toast, например, есть кнопка Make PC Compatible».

«Вы должны начать с максимально возможного качества и лишь потом понижать его… Если начинать с самого низкого качества, да ещё потом понизить его до уровня MP3, то трудно будет ожидать хороший результат».

Определение ошибок

Хотя я и провёл много часов, обдумывая относительные уровни различных элементов в моих миксах, я хотел знать, с какими же ошибками обычно сталкивается мастеринг-инженер во время сессий. Я хотел проверить, не делал ли и я какие-либо из них! «Для исходного материала весьма обычна некоторая жёсткость, особенно если он был записан на цифровом оборудовании» - говорит Рэй. «Вы можете подумать, что это из-за того, что люди используют при сведении Hi-Fi колонки, которые слишком уж приукрашивают звук. Но и многие современные мониторы тоже кажутся весьма «нахальными». Таким образом, удивительно, что люди не прибирают немного среднечастотный диапазон. Я думаю, что они пытаются увеличить энергию трека, но пошли неправильным путём. Я недавно мастерил альбом, где кто-то сильно повысил область 3 – 5 кГц на некоторых треках, заставляязвучать их «нахально» и остро. Остальные элементы миксов были прекрасны, но я не мог уменьшить эту область, потому что вся энергия песни была сосредоточена именно в ней. В этой ситуации, уменьшение середины равнозначно уменьшению громкости, и поэтому, такую проблему уже достаточно трудно устранить на этапе мастеринга».

Некоторые мастеринговые студии, такие, как Soundmasters, предлагают услуги по удалённому мастерингу через Интернет. Вы можете отправлять и получать файлы, например, по электронной почте. Этот подход несомненно удобен, но так Вам недоступно личное взаимодействие с специалистом и наблюдение за работой.


Одним из самых трудных предметов, о которых можно пытаться рассуждать в условиях домашней студии, является бас. Требуется масса усилий и материалов, чтобы уменьшить низкочастотную отдачу в студии. С высокими частотами справиться гораздо проще. Мягкая обивка поможет устранить высокочастотные резонансы и эхо, но низкие частоты обычно требуют изготовленных на заказ басовых ловушек, чтобы эффективно нейтрализовать «горячие» басовые точки. К тому же, если запись сделана в комнате с деревянными перекрытиями, то есть возможность, что весь пол будет резонировать с басом, заставляя его казаться более мощным относительно средних и высоких частот. Рэй рассказывает: «Имеется очень много записей, где одна нота является доминирующей. Это особенно характерно на басах (приблизительно в районе 60 – 70Гц), но если Вы пытаетесь прибрать эту область эквалайзером или скомпрессировать её, то процесс затронет все элементы, которые в ней находятся. Например, уменьшение баса иногда затрагивает низ вокала, барабанов или вынимает из гитар «тело». Я могу эффективно убрать низкочастотный грохот в области 20 – 35Гц, но громкие басовые ноты вынуждают пойти на большие компромиссы».

«Каждый раз, когда я пытаюсь заняться индивидуальным инструментом, мне приходится идти на компромисс, поскольку я по любому затрагиваю весь микс. Бас – не единственная проблема: агрессивные сибилянты тоже очень распространены. Нет такой особенной области, где все делают ошибку. Многие люди никогда не имели опыта работы вместе с мастеринг-инженером над множеством разного материала. В их студиях всё великолепно звучало, и таким образом, они испытывают огромное разочарование, когда добираются до стадии мастеринга – звук им уже не кажется правильным. Не надо думать, что из профессиональных студий всегда приходят беспроблемные материалы. Не имеет значения, какое оборудование они используют, всё зависит от человека. Хорошие микс-инженеры с большим количеством опыта умеют выпускать материал, с которым очень легко потом работать. С другой стороны, и некоторые «маленькие» парни тоже делают неплохую работу».

Микс в целом

Кроме проблематичных частот в пределах микса, есть вопросы по поводу того, как нужно обрабатывать микс до мастеринга. Я хотел знать, какие могут быть процессы и стоит ли обращаться к общей компрессии микса. Я хотел проверить, достаточно ли мои миксы закончены и готовы для мастеринга. Рэй отвечает: «У меня нет общего правила, моя стратегия разрабатывается,чтобы удовлетворить каждой отдельной песне и тому стилю, в котором она играет. Это – вопрос опыта. Компрессия изменяет звук и музыкальность Вашего материала, и Вы должны подойти к ней должным образом, чтобы она была действительно эффективной».

Студия мастеринга обычно наводнена компакт-дисками с маркировкой «Мастер», так что постарайтесь включить всю соответствующую информацию – формат файлов или CD; частоту дискретизации и разрядность; название проекта; список песен и контактную информацию.

«Не надо использовать слишком сильную компрессию. В нашу эпоху, многие люди имеют тенденцию очень сильно обрабатывать свой звук, и если вещи будут сверхкомпрессированы, то это будет слишком плотно для нас, чтобы работать далее. Вы можете компрессировать, но не дальше, чем это начнёт вынимать энергию из трека и всё будет казаться тихим. Прежде, чем использовать компрессор, спросите у себя – зачем это нужно и чего можно достичь при его помощи. Если компрессия поднимает общий уровень, то стоит уравнять громкость обработанного и оригинального миксов, чтобы увидеть, что же в действительности делает компрессор и стоит ли это делать вообще. Бас-гитара обычно требует много компрессии, потому что без контроля она может пойти везде. Но тем не менее, выбирайте подходящий вид компрессии».

«Не стоит нормализовывать всё до максимального уровня. Нет никакой потребности занимать весь динамический диапазон, и поэтому я предлагаю, чтобы люди просто сводили свои треки на разумной громкости и не нормализовывали их вообще. Это не настолько проблематично, когда я передаю цифровой сигнал в аналоговую область, поскольку я так или иначе должен управлять уровнем, но если вся работа проводится в пределах цифровой системы, то это слишком громко. Первым делом, я должен буду уменьшить уровень трека, чтобы возвратить некоторый динамический «зазор» (headroom), иначе не будет никакого места для того, чтобы добавить, например, немного баса или верхов».

«Опытные микс-инженеры обычно предоставляют нам два варианта трека – один без какой-либо компрессии, а другой – со всей обработкой, которую они прменили для предварительного прослушивания. Я рекомендую использовать плагин-лимитер Waves L2 Ultramaximizer и применить 2 – 4dB подъёма. Наличие двух треков даёт возможность взять «голую» версию и работать над ней дальше».

Поставка и требования

Кроме понимания правильного звука, важно также снабдить свои треки правильной сопроводительной информацией, чтобы мастеринг-инженер смог удовлетворительно сделать свою работу. Все звуковые файлы, переданные в мастеринговую студию, требуют детализированной идентифицирующей маркировки. Если используются коды ISRC (в Великобритании), то получите их заранее из Phonographic Performance Ltd (PPL) для того, чтобы они могли быть вставлены в каждый трек в конце сессии мастеринга. Рэй объясняет: «Нам не нужно знать о чём эта песня, нам нужны только название и маркировка, которая скажет,кому принадлежит проект и кто исполнитель. Часто к нам попадают диски, маркированные как «Мастер». Но в месте, где суетятся сотни компакт-дисков, это не адекватно. Текущий заказ мы действительно должны знать. Конечно, мы можем всё это исправить, но гораздо эффективнее, если Вы заранее обо всём позаботились. Каждый раз, когда Вы делаете изменения, это будет задерживать работу или стоить дороже».

Если Вы желаете использовать коды ISRC (чтобы отслеживать использование Вашей музыки в радиопередачах), то обращайтесь в Phonographic Performance Ltd (PPL) за ними. Вы можете заполнить заявку через Интернет.

Стоит также рассмотреть такой существенный вопрос, как паузы между песнями. «Обычно, я предпочитаю, чтобы люди посетили сессию и послушали промежутки между песнями, поскольку мнения могут сильно различаться. Как-то раз, я сделал так, чтобы люди прислали мне немастерённый диск, но где они на свой вкус определили паузы между песнями. Я прочитал оглавление диска (Table Of Contents) и получил их тайминги, и таким образом точно подогнал свою компиляцию под их пожелания. Но послушав мой мастер, они решили, что паузы не кажутся правильными. Возможно, это потому, что они услышали какие-то новые детали, или потому, что мои фейды кажутся им слишком гладкими. Если кто-то говорит, что «я предпочитаю свои напряжённые промежутки», то это – прекрасно, потому что у меня есть критерий, от которого можно начинать работу. Однако, нет никакой замены вместо того, чтобы посетить сессию мастеринга и удостовериться, как же действительно «звучат паузы».

«В день мы делаем столько хорошей работы, сколько можем. Но убедиться в её правильности Вы сможете лишь только тогда, когда Вы побездельничали и послушали материал пару раз. Это забавно, как промежутки, кажется, изменяются в зависимости от того, в каком настроении Вы находитесь. Для многих людей весьма обычно сказать – «начало следующей песни здесь» - сразу после того, как предыдущая песня закончилась. Это происходит из-за того, что человек не расслаблен и находится в ожидании. Но часто это заканчивается тем, что они потом звонят к нам и просят добавить по секунде к каждому промежутку. Если у Вас идут подряд две энергичные песни, то Вы можете разместить их прямо друг за другом; но Вы, возможно, нуждаетесь в более длинном промежутке между «большой» живой песней и более медленной и «капризной». Вы должны слушать как с музыкальной, так и эмоциональной точки зрения, и делать то, что создаёт хорошее чувство. Большинство мастеринг-инженеров привыкло делать это, и делают эту работу хорошо».

Сравнение и контраст

Если бы мы жили в идеальном мире, то у артиста или продюсера было бы время, чтобы сесть с мастеринг-инженером и обсудить, как течёт и убывает энергия каждой песни, и как каждый трек соотносится с другими в пределах альбома. Конечно, такая беседа привела бы к тому, что вряд ли какая-либо работа была бы сделана за обозримое время, да и стоила бы она целое состояние! Рэй объясняет, что всё-таки может быть сделано: «Я советую людям приносит с собой несколько компакт-дисков,музыку с которых они знают и любят. Пусть они послушают их в моей комнате и привыкнуть к обстановке. Мало того, что это помогает им почувствовать себя удобнее в моей студии, это ещё и даёт мне общее представление о вещах, которым они пытаются подражать. Конечно, если люди записывались в домашней студии, и хотят, чтобы их звук походил на U2, то это вряд ли осуществимо на все 100%. У меня было несколько человек, которые приносили материал, записанный дома за 5000 фунтов. Но они хотели звук, как у Anastacia, хотя она тратит, наверное, не менее 300000$ на производство альбома. Я не могу дать им такое же качество, но я могу сделать так, чтобы это было в «одной конюшне».

Подготовка ингредиентов

Приняв во внимание советы Рэя, я сделал окончательное сведение, записал проекты на CD-RW в виде 24-битных WAV-файлов и переписал их на компьютер, чтобы собрать их все в одной папке (судя по рисунку, Том записывал свои песни на какой-то портастудии – BVV). Общий размер всех файлов оказался больше ёмкости одного CD-ROM’а и поэтому я разбил их на два диска. Прожиг диска я делал в Easy CD Creator. Я заказал ему сделать диск с данными по стандарту Joliet ISO9660, чтобы гарантировать совместимость с системой Рэя Стаффа.

На лицевой стороне каждого диска я написал своё имя и номер телефона, название группы и дату. Я также добавил информацию о файлах, записанных на диск. Я включил данные о количестве песен, формате, битрейте и о том, что диск записан по стандарту ISO9660. Я удостоверился, что диски маркированы «1 из 2», «2 из 2» - чтобы стало ясно, что они были вместе.

Я отправил материал в студию мастеринга вместе с сопроводительным письмом, в котором объяснял содержание. Мы договорились с Рэем, что я перезвоню через несколько дней, давая ему время послушать материал. В случае, если у него не будет возможности проверить каждый файл, то в сопроводительном письме я выдвинул на передний план один ключевой трек, который, как я думал, будет наиболее представительным. Но когда я перезвонил, оказалось, что Рэй получил представление о каждом треке.

К счастью, не оказалось никаких проблем с форматом, и Рэй чувствовал, что мои миксы были «весьма гибкими» - он мог успешно с ними работать, и мог заставить их звучать так, как я этого хотел. Я преднамеренно отбросил любую общую эквайлизацию или компрессию, чтобы дать Рэю больше пространства для манёвра – и я был рад услышать, что сделал всё хорошо. Следующим шагом надо было заказать день для сессии мастеринга. Между тем, я решил повторно рассмотреть некоторые треки и кое-где немножко подвигать фейдеры. Потом бы я взял новые версии и принёс бы их на сессию.

P.S. В следующей статье мы посмотрим, что происходит во время сессии мастеринга, и узнаем, как скромная домашняя запись превращается в отмастерённый предпечатный материал.

Перевод подготовил Бережной Вячеслав www.unisonrecords.ru


Загрузка беседы