Демацио «Демо» Кастеллон - Madonna, Timbaland, Justin Timberlake: «4 Minutes»

Секреты микс-инженеров: Демацио «Демо» Кастеллон
Madonna, Timbaland, Justin Timberlake: «4 Minutes»

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в июле 2008 года

Популярность Мадонны не собирается сдавать своих позиций из-за её способности находить ультрасовременных и талантливых продюсеров. Микс-инженер Демо Кастеллон рассказывает, как был создан её последний хит.

Пол Тинген

Мадонне будет 50 лет в этом году, но всё же ей ещё удаётся держать руку на пульсе рынка молодёжной музыки. Её недавний сингл «4 Minutes» занял высшую строку в хит-парадах многих стран и попал в десятку лучших хитов в истории американской музыки.

Её успех отчасти был вызван сотрудничеством с тщательно подобранной командой музыкантов и продюсеров. Несколько треков с её нового альбома Hard Candy было создано совместно с продюсером Timbaland, который пока что является одним из самых выдающихся хит-мейкеров 21 века. После диско-альбома Confessions On A Dance Floor (2005), следующий за ним Hard Candy обратился к стилю хип-хоп/R&B.

В создание треков с этого альбома была вовлечена регулярная когорта Тимбаланда в составе Nate 'Danja' Hills, Justin Timberlake, Marcella Araica и Demacio 'Demo' Castellon. Демацио работает с Тимбаландом с 2002 года, и также сотрудничал с такими исполнителями, как Wyclef Jean, Jay-Z, Ludacris, Rihanna, Fergie и Nelly Furtado. В то время, как Danja и Timberlake помогали сочинять, программировать и продюсировать треки, Кастеллон и Арайка занимались записью и сведением.

Моцарт нашего времени

«Я не участвовал в записи первого набора сессий для альбома Мадонны» - говорит Демо. «Я работал с другим проектом, но по его окончании был счастлив присоединиться ко второму набору сессий. Когда я прибыл, примерно 65% песни было уже готово – от барабанов до основных клавишных линий. Я сделал запись остальных партий и запрограммировал некоторые секции, большей частью во вступлении и в конце песни. Тим – это наша движущая творческая сила. На мой взгляд, он – Моцарт нашего времени. Наблюдая за ним каждый день, Вы не можете не думать: «Проклятье, как же он хорош!» Я просто пытаюсь добавить к его гению то лучшее, что я могу делать».

Запись «4 Minutes» осуществлялась в SARM Studio 3 в Западном Лондоне. Использовалась консоль SSL 9080 с 72 каналами. «Мы записывали напрямую в Pro Tools в формате 44,1/24. Я не обращаю внимания на теорию, я обращаю внимание только на то, что нравится моим ушам. Я могу услышать различие между 16 и 24 битами, но не слышу различие между 96 и 44,1кГц. Я не думаю, что средний потребитель тоже сможет услышать это различие. И когда Вы работаете в формате 96/24, файлы только лишь становятся смехотворно большими».

Тим и Danja использовали свои Akai MPC3000 и Ensoniq ASR10, Yamaha Motif и некоторые виртуальные синтезаторы, чтобы построить инструментальное сопровождение для «4 Minutes». «Я думаю, что духовые прибыли из Motif, но не уверен» - говорит Демо. «Там были также аналоговые клавиши и виртуальные синтезаторы. Мы всегда экспериментируем и всегда используем любое оборудование, которое имеется в студии, где мы работаем. Именно поэтому, наш материал кажется отличным от всех других. Мы постоянно облетаем вокруг всего мира: мне нравится говорить, что мой дом - American Airlines. Мы работаем во многих разных студиях. Мы используем любые микрофоны и предусилители. Мы настраиваем наши звуки, развиваем их прежде, чем они войдут в Pro Tools. Таким образом, наши вещи изначально звучат так, как мы этого хотим».

«Мы не используем Pro Tools так, как это делает большинство людей. Мы конечно используем плагины, но не столь обширно. Большая часть обработки происходит на внешнем аналоговом оборудовании. Мне нравятся некоторые плагины, и я думаю, что они могут быть действительно крутыми. Но, тем не менее, я придерживаюсь маленькой группы плагинов, таких, как Metaflanger и D-Verb. Я работаю почти что со всеми плагинами Waves. Практически в каждой студии есть то или иное программное обеспечение от этой компании, и так как я никогда не знаю, где собираюсь работать, то стараюсь придерживаться продукции Waves. Я хоть и думаю, что плагины могут быть действительно крутыми, но на мой взгляд, они все слишком уж одинаковые. У них нет опознаваемого звука. Но у каждого аналогового устройства есть свой собственный звук. Для многих людей плагины – их основное оружие, но, как говорится, каждому – своё. Некоторые парни работают в Pro Tools с плагинами и их материал великолепно звучит. Другие парни всё ещё пользуются кассетными деками и DAT-магнитофонами».

Микширование «4 Minutes» было сделано в Hit Factory (раньше называлась Criteria Studios) в Майами. Использовалась 96-канальная консоль SSL серии J. «Моя любимая консоль - Neve VR60», комментирует Кастеллон. «Я думаю, что она соответствует моему стилю. Я люблю её звук и способ, которым я могу воздействовать в ней на громкость звуковых сигналов. Я могу перегрузить их, но всё равно это великолепно звучит. Но я не слишком придираюсь к тому, на чём мне приходится работать. Мне нравится и SSL, и я ничего не могу сказать о нём плохого. Это – определённо Кадиллак среди микшеров, и я сделал много миксов на них. Но мои любимые миксы всё же были сделаны на Neve. Я не сторонник микширования в «коробке». Я – человек старой закалки. Некоторым парням нравится сводить в «коробке», и я не порицаю их, потому что они могут вытащить «большой» звук из этого. Но я не могу делать таких вещей. Мне нравятся кнопки, к которым можно прикоснуться руками. Сидеть возле компьютера и управлять всем при помощи мышки – это не для меня. Когда Вы играете с компьютером, то это напоминает мне, будто Вы дома делаете офисную работу. Сидеть за большим микшерным пультом гораздо более вдохновляющее занятие».

«4 Minutes»
Авторы: Madonna, Timbaland, Justin Timberlake, Danja
Продюсеры: Timbaland, Danja, Justin Timberlake

Инструментальное сопровождение в этой песне состоит, главным образом из духовых, синтезаторов и ударных. Это может показаться Вам очень простым, но действительность обманчива – утверждает Кастеллон. «Проект реально намного больше, чем большинство людей могло бы себе представить. Дело в том, что Тим и Danja любят разрабатывать свои собственные звуки. Иногда может оказаться, что один какой-то звук – это восемь звуковых слоёв, сложенных друг на друга. Много второстепенных партий может быть сложено несколько раз. Барабаны и перкуссия в этой песне находились на 23 стереотреках (46 моно); было 16 стереотреков духовых. Ну, и так далее. Всего, проект (session) содержал около 100 треков. Я сделал некоторое субмикширование и отправил 80 выходов из Pro Tools на консоль SSL».

«Я управлял фейдерами при помощи контроллера CM Labs Motormix, потому что не хотел использовать автоматизацию SSL. Я перескакивал между различными миксами, и поэтому не хотел волноваться о компьютере SSL, который, как это уже случалось, портил мои «смеси» при переключении карт автоматизации между разными песнями. На некоторых пультах, когда Вы сбрасываете автоматизацию и загружаете новую, фейдеры иногда стартуют не с того места и портят микс. Если бы тогда я работал только с одной песней, то использовал бы автоматизацию SSL (она мне действительно нравится), но в этой ситуации я не испытывал желания играть с огнём. Таким образом, я использовал автоматизацию в Pro Tools. Я делал «поездки» на фейдерах на маленьком контроллере Motormix, которого обычно ношу с собой. Он не является ничем специальным – просто банк из восьми фейдеров, связанный с Pro Tools через Ethernet».

«Всем остальным я управлял через SSL, на котором делал эквайлизацию, компрессию и панорамирование. Для меня было важно использовать микшер, потому что я хотел, чтобы все сигналы пробежали через аналоговые цепи, и чтобы всё суммирование произошло в нём. Конечно, я также подсоединил к SSL и навесные эффекты. Как я уже сказал, я предпочитаю навесные оборудование, и поэтому во время сведения использовал достаточно немного плагинов. Почти все плагины использовались ещё в стадии записи. Одна из дополнительных причин такого подхода то, что я не знал, где песня будет сводиться, и таким образом, я должен был удостовериться, что эти плагины будут доступны везде, где бы мне не пришлось работать. Поэтому я и использовал очень немногие из них».

Учитывая большое количество инструментальных треков и тот факт, что многие из секций песниочень заполнены, легко предположить, что одной из главных задач сведения было удостовериться, что музыка не сокрушает вокалы. Демацио с готовностью подтверждает это и объясняет, что эта задача привела его к необычному подходу. «Я начал с вокалов, потом добавил музыку, а барабаны пришли последними. Это необычно для меня, даже притом, что у меня нет жёстко фиксированного набора способов микширования. Всё это зависит от песни. Иногда я начинаю с того, что ближе всего ко мне на микшерном пульте. Я всегда начинаю с уборки треков, установки кроссфейдов, проверки материала на наличие пролитий от наушников или «плевков» (поппинга). Я ненавижу «плевки». Я трачу много времени, чтобы удостовериться, что всё является чистым и гладким».

Очень немного плагинов использовалось при сведении «4 Minutes». Частично, это было из-за того, что Демо Кастеллон предпочитает звук навесного оборудования, и частично из-за того, чтобы гарантировать портабельность микса между студиями.

«Когда я открыл сессию «4 Minutes», то уже знал, что первым делом я должен удостовериться, что вокалы будут «прорубаться» через микс, и будут полностью гармонировать друг с другом. Единственный способ добиться этого – начать работу с вокалов. После этого я занимался другими партиями вокруг них. Другая задача – это удостовериться, что всё в течение трека будет ясным, и что Вы сможете услышать каждый инструмент, каждый слог и каждый вздох. Кроме того, я практически всегда воздействовал на трек линейно. Сначала я обрабатываю одну секцию песни, потом – вторую, и так далее до самого конца».

Вокалы: канальный эквалайзер и компрессор SSL; Yamaha REV5; Roland Dimension D; MXR flanger; Lexicon PCM42 и PCM70; Waves Metaflanger и Renaissance Compressor; Eventide H3500; TC3000; Pioneer CDJ1000

«Я начал работать с вокалами в том же порядке, в каком они появлялись в треке. Таким образом, я начал со вступительных вокалов Тимбаланда. Потом я воздействовал на вокал Мадонны, а после него занялся Джастином. Я попытался получить звучание вокалов как можно ближе к тому, чего бы я хотел для финального микса. Вокал стал моей отправной точкой и я должен был удостовериться, что он хорош насколько только возможно. Воздействуя на вокалы, я иногда помещал бочку или духовые (или синтезаторы) рядом с ними, чтобы увидеть, как они звучат в контексте».

«На вокалах Тима я использовал канальный эквалайзер пульта, чтобы немного прибрать низа. Также был применён его же компрессор (отношение не больше 6:1). Местами вокал был очень громким, и я хотел удостовериться, что компрессор поймает все эти всплески до того, как произойдёт клиппинг. Я также добавлял небольшой холл к звуку комнаты от его вокального микрофона. Если бы Вы послушали трек в соло, то услышали бы звучание комнаты, и я хотел её дополнительно подчеркнуть. Для этого, на основных вступительных вокалах я использовал Yamaha REV5, а на его фразах «ad libitum» применялся Roland Dimension D».

«Есть также эффект флэнджера от MXR и маленькая slap-back задержка от Lexicon PCM42. Я добавлял к ней хорус от Waves Metaflanger, чтобы разнообразить её звучание. Этот простой в использовании телефонный эффект мы часто применяем на вокалах Тима («он прибывает из небольшой старой красной коробки», точную природу которой Демо отказался обнародовать). Однако, в данном случае я не хотел использовать его. Вместо него я решил попробовать PCM42 и он мне понравился, но всё равно, на мой взгляд, его звук был слишком стандартным. Когда я добавил Metaflanger, он сделал его уникальным. Может Вам интересно, откуда пришло искажение на бэк-вокалах Тима? Он сделал это непосредственно сам. Это – способ, которым он играет с микрофоном. Он очень хорошо умеет подражать своим голосом различным звукам. Таким образом, он сделал этот эффект самостоятельно своим голосом. Я только лишь добавил немного той реверберации, что использовал на его основных вокалах».

«На вокалах Мадонны я добавил немного высокой середины и использовал лёгкую компрессию с отношением 2:1. Я не использовал на ней навесные эквалайзеры или компрессоры – всё было сделано в пульте. Я добавил дилэй (синхронизированный с восьмыми нотами) от Lexicon PCM42 и реверберацию от Eventide H3500 (в запеве) и TC3000 (в крюке). Задержка была настроена для того, чтобы дать её голосу больше пространства. Я думаю, что больше ничего не использовал».

«Я рассматривал вокалы Джастина примерно таким же способом: вынимал эквалайзером некоторую низкую середину и компрессировал с отношением 4:1 (всё от SSL). Кроме того, я использовал «маленький» хорус из Lexicon PCM70. В первом запеве, когда Джастин начинает петь «Oooh», я записал его вокал на компакт-диск, поставил этот диск в Pioneer CDJ1000 и прокрутил его задом наперёд как заправский ди-джей. Эквалайзер на вокалах использовался, чтобы сделать переходы между этими тремя певцами более гладкими. Компрессия на всех трёх вокалах помогала удостовериться, что ничто и никуда не выскакивает. Создание переходов от Тима к Мадонне и от Мадонны к Джастину было трудной задачей. Они различные исполнители, с разными стилями и тембрами, и один из них – женщина. Их вокалы были столь же различными, как и они сами. Я хотел удостовериться, что переходы между ними будут гладкими и безупречными. У меня не было цели заставить эти три вокала казаться одинаковыми, но я действительно хотел заставить их быть как «братья и сестра». Вся компрессия была применена на субмиксах подгрупп. Я также добавил Waves Renaissance compressor на подгруппу THC, которая содержала все вокалы крюка».

Основное окно проекта «4 Minutes»

Духовые и клавишные: канальный эквалайзер SSL

«Духовые прибыли из клавишных. Были трубы, тромбоны и я думаю, там была даже туба. Я рассматривал все 32 трека индивидуально, начиная с первого трека в списке. Я обрабатывал его и помещал куда надо. Затем приступал к следующему треку и так далее. Я не добавлял реверберацию или какие-нибудь другие эффекты. Была только эквайлизация, установка уровней и панорамирование. Фактически, я вообще не добавлял эффектов к музыке. Если бы я сделал это, то потерял бы вокалы. Треки и так уже были хороши, и это здорово облегчало мне жизнь».

«Вы можете ощутить различие между великим продюсером и средним продюсером по тому, как они создают свои звуки, как они их проектируют. В случае с «4 Minutes» Тим я самого начала имел видение того, как должны идти дела, особенно в плане звучания. Он – настоящий продюсер. Он смотрит не только на музыку, но и на звук тоже. Он прекрасный звукоинженер и у него невероятные уши: он знает точно, как сочетаются вещи в звуковом спектре. Он знает, как сделать так, чтобы его вещи изначально звучали хорошо. И это действительно облегчило мне работу. Всё, что мне надо было сделать, так это удостовериться, что всё чисто и слышно».

«Вы действительно не можете услышать все индивидуальные клавишные партии, поскольку они вложены друг в друга. Главное, что Вы слышите главные клавишные линии и бас. Но вместе с вокалами и духовыми это образовало огромное количество материала. Это означало, что я должен был найти для всего своё место. Выполнение этого было самой главной задачей в песне. Я потратил много времени то поднимая один трек, то опуская другой. Снова повторюсь: не было никаких эффектов, только лишь умеренная эквайлизация от SSL, чтобы сделать вещи пригодными для совместной работы. Эти парни – лучшие, и поэтому треки уже изначально звучали великолепно. Так что мне не пришлось их корёжить. Главное – это удостовериться, что я оставил достаточно места для барабанов и перкуссии».

Барабаны и перкуссия: канальный эквалайзер и компрессор SSL; Waves Renaissance Compressor; Focusrite D2

«То, что делают Тим и Danja с барабанами, просто феноменально. Единственная проблема состоит в том, что иногда они кажутся слишком уж хорошими, и иногда их бывает слишком много. Так что, в некоторых случаях мне приходится «выключать» определённые вещи. Я использовал некоторую эквайлизацию и компрессию в микшере, чтобы получить более напряжённое чувство и удостовериться, что всё соответствует друг другу. Прежде, чем послать барабаны в пульт, я добавил к бочке компрессию от Waves Renaissance Compressor, чтобы получить нужный мне уровень. Как я уже говорил, у плагинов нет своего звука (по крайней мере, на мой слух), так что Renaissance только лишь помогал мне контролировать уровень, не изменяя при этом звучание».

«Также есть Focusrite D2 EQ на бочке в одном месте крюка. Бас-барабан в этом месте столкнулся с другими треками и поэтому Тим заменил его другим барабаном с совершенно иным тембром. D2 позволил мне сделать соответствие между ним и остальными звуками бочки. Я реально впечатлён тем, как это получилось. Даже я, слушая потом песню, практически не могу выявить различие. Барабаны идеально вписались в то место, которое было им оставлено. Я не думаю, что микс получился бы таким же самым, если бы я начал работать противоположным способом – от барабанов к вокалам».

Сделайте мне громче...

«…Сведение песни заняло целый день. После этого я оставил её на два дня, а затем вернулся к ней для некоторой точной настройки. Сведение может занять и четыре часа, и четыре дня – всё зависит от песни. В некоторых случаях это может быть очень привередливая работа… В этой песне эффекты были очень легки, но балансирование было весьма жёстким».

«Я записал финальный микс обратно в Pro Tools в формате 24/44,1. Я взял WAV-файлы и отнёс их Крису Геринжеру (Sterling Sound, Нью-Йорк) для мастеринга. Я всегда стараюсь присутствовать при мастеринге моих миксов. Мастеринговые войны? Ха-ха! Тим и я частично виноваты в этом! Мы сделали некоторые записи, которые были очень громкими и в результате стали чем-то вроде законодателей моды. Конечно, на некоторых записях это может сократить динамику, и Вы определённо можете устать, слушая такую громкую музыку в течении долгого времени. Но это – то, чего люди хотят услышать. Если Вам нравится такой звук, то прекрасно. Если Вы делаете джазовую запись, то Вы ж не собираетесь сделать её такой же громкой, как запись популярной музыки. Вы же не пытаетесь заставить блюз звучать громче, чем хэви-металл. Хип-хоп – это новая популярная музыка, а поп должен быть громким!»

Обман автотюном?

В отличие от некоторых звукоинженеров, Демо Кастеллон с лёгкостью признаётся, что использовал высотную коррекцию на вокале Мадонны. Но, тем не менее, буквально на том же самом дыхании, он объявляет себя убеждённым противником вокальной настройки. «Я горжусь тем, что редко использую высотную коррекцию на вокале», заявляет Кастеллон. «Изо всех сил я сражаюсь против этого. Я могу заставить любого походить на кого угодно, хоть на Фрэнка Синатру. Но я думаю, что настройка вокалов – это обман. Некоторые люди делают очень большую коррекцию, и меня это не беспокоит. Но это не тот способ, которым мне нравится работать. Мы гордимся способом, которым делаем вещи. Если Вы работаете с нами, то у нас есть определённые высокие ожидания относительно Вас. Мы не собираемся сидеть и смотреть, как Вы лажаете. Если Вы певец, то Вы должны быть в состоянии ПЕТЬ. Если же Вы не можете, то лучше не пойте. А Мадонна не нуждается в настройке. Я благодарю Бога за то, что работаю с лучшими в музыкальной индустрии. Это делает мою работу намного легче».

«Мадонна и Джастин могут петь в «пачке», тогда как многие певцы в наше время даже не знают что это такое. В «4 Minutes» была некоторая настройка на вокалах Мадонны и Тимберлейка, но не потому, что они пели нестройно, а потому, что у Тима было видение того, как трек должен был звучать. Мы использовали Auto-Tune или Melodyne, потому что хотели определённый бесшовный поток между этими певцами. Мы были взыскательны относительно этого, и поэтому решили подправить некоторые ноты. К примеру, Мадонна могла немного понизится в конце слова, а следующий за ней Джастин – взять ноту немного выше. При помощи коррекции мы создали гладкое течение таких нот. Я не могу сказать Вам, где находятся эти откорректированные места: во-первых, я не знаю; и во-вторых, я даже не в состоянии это услышать. Один из моих ассистентов делал эту настройку».

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в июле 2008 года

Перевод подготовил Бережной Вячеслав www.unisonrecords.ru


Загрузка беседы