Marcella Arayca - Timbaland: «The Way I Are»

Секреты микс-инженеров: Marcella Arayca

Timbaland: «The Way I Are»

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в феврале 2008 года

Непревзойдённый статус продюсера Timbaland основан на тщательно подобранной команде звукоинженеров, микс-инженеров и продюсеров. Для сведения своего хитового сингла «The Way I Are» он обратился к микс-инженеру Марчелле Арайке.

Пол Тинген

Бесспорно, один из величайших хитмейкеров 21 века – продюсер Tim ‘Timbaland’ Moseley – сделал серьёзный шаг к мировому господству в качестве артиста в своём собственном стиле, выпустив альбом Shock Value. В записи этого альбома принимали участие такие звёзды, как Justin Timberlake, Nelly Furtado, Missy Elliott, The Hives, Fall Out Boy и Elton John. Одним из хитовых синглов с этого альбома была песня «The Way I Are». Она была записана совместно с певицей Keri Hilson и рэппером DOE.

Эта песня (как и несколько других), была смикширована Марчеллой Арайкой, которая входит в маленькую группу инженеров записи, микс-инженеров и продюсеров, которых регулярно нанимает Timbaland. Кроме неё, в команду входят микс-инженер Jimmy Douglass, инженер записи / микс-инженер Demacio ‘Demo’ Castelleon и продюсер, клавишник и программист Danjahandz (более известный, как Danja). Несмотря на то, что музыкальная индустрия «сопротивляется» тому, чтобы женщина находилась за микшерным пультом, Арайка работала в роли звуко- и микс-инженера с такими известными артистами, как Missy Elliott, the Pussycat Dolls, Jamie Foxx, Nelly Furtado, Britney Spears и, конечно же, Timbaland.

«Я работала с Тимом в течение пяти лет и считаю, что это – самый большой подарок судьбы для меня» - комментирует Марчелла, разговаривая с нами из студии Hit Factory Studios (Майами). «Когда я только начинала,Demo взял меня под своё крыло. Я многое узнала от него, и поэтому считаю его одним из своих наставников. С самого начала я стремилась к профессии микс-инженера и получала ответы на свои вопросы, помогая Джиму и наблюдая за его работой. Когда началась работа над Shock Value, Тим сказал, чтобы я и Демо смикшировали по половине альбома. Запись и сведение были растянуты во времени, и проходили творчески и весело. Тим – прирождённый комик, и все эти прикольные голоса, которые он издаёт, вылетают из него спонтанно. Это изюминка, кайф и кач его песен. Это – часть его гения. Например, его глубокомысленная речь в конце песни «Scream» была записана непосредственно во время сведения. Это была чистой воды импровизация! Я валялась на полу от смеха».

Взгляд на вещи

Арайка начала микшировать «The Way I Are» в первую очередь. «Песня была записана в студии Тима в Вирджинии. Стоило мне только услышать сырой материал, как я её тут же «захотела». Меня не волновало, микшировала ли я весь альбом, или часть его – мне хотелось смикшировать именно эту песню. Я влюбилась в неё и знала, что это будет хит. Я люблю разную музыку, но особенно мне нравится танцевальная музыка. Каждый мой поход по ночным клубам похож на «домашнюю работу». Я слушаю то, как звучат вещи на клубной акустике и наблюдаю способ, которым они затрагивают людей на танцполе».

«Моё видение того, как должна выглядеть «The Way I Are», прибыло с каникул, которые я провела на Ибице в 2003 году. Я была наполнена звуками из ди-джейских миксов, услышанных мною на танцполе. Особенно вдохновила меня работа Benny Benassi и его композиция «Satisfaction». Способ, которым звучит бочка в этой вещи – это как раз то, чего я хотела достичь для нашей песни. Я хотела смикшировать её так, чтобы я снова смогла ощутить что-то подобное. Тим разрешил мне сделать такую попытку. Он только сказал: «Делайте то, что хотите сделать, и позовите меня, когда всё будет готово». Я провела целый день, микшируя её на консоли SSL в студии Pacifique Studio B (Бербанк, Калифорния). Другие песни с этого альбома я сводила в нашей комнате в The Hit Factory (Майами)».

«Я добавила небольшое интро, на которое вдохновило меня моё пребывание на Ибице. На пляже был большой танцпол, над которым пролетали самолёты, идущие на посадку в аэропорт (он находился неподалёку). Каждый раз, когда сверху был слышен звук садящегося самолёта, возникал этот огромный взрыв радостного волнения о людях, которые прибыли чтобы присоединиться к party. У меня был этот звук, и я понизила его, чтобы дать ему механическое звучание. Этот звук циркулирует между ударами и вносит во всё это элемент сумасшествия – что-то вроде чрезвычайного положения. Я возвратилась в студию на следующий день, чтобы удостовериться, что я не сошла с ума за предыдущую ночь и потом позвала Тима. Он сидел и слушал, и это был единственный раз, когда он ничего не хотел изменить в моём миксе. Он просто сказал: «Это великолепно звучит, и это прекрасно».

Организация

Вокальные экспромты Тима были эквайлизованы средствами McDSP Channel G. «Компьютеризованный» вокал Кери Хилсон был создан при помощи URS S-series EQ. Её же «бессловесный» бэк-вокал рассматривался через Waves Enigma, а её же гармония и бэк-вокалы обрабатывались при помощи Waves Renaissance Compressor и URS 1980 Compressor.

«Когда я получаю проект (Session) для сведения, то в первую очередь упорядочиваю его сверху донизу. Музыка будет располагаться на первых местах, затем будут идти ведущие вокалы. Потом я вычищаю треки, удостоверяясь, что нет никаких щелчков, потрескиваний, артефактов от некорректного редактирования и т.п. Потом я делаю субмикширование. В проектахPro Tools обычно имеется слишком много треков, чтобы можно было управлять каждым непосредственно на микшере. У «The WayI Are» было, например, 94 трека! После субмикширования я направляю каналы в микшер, где делаю черновой микс. Мне нравится работать на консолях SSL, и моё предпочтение отдано моделям SSL 9000 J-series – они очень универсальны и я люблю их звучание. Они дают аналоговую теплоту, и это добавляет характер к Вашему звуку. Динамический диапазон этих микшеров просто удивителен. В отличие от них, цифровые пульты являются очень «темпераментными» и очень легко делают искажения. На мой взгляд, они не кажутся столь же хорошими. Кроме того, на SSL Вы можете сводить любым способом, и любой из них будет прекрасным. Например, когда Тим пришёл в последнюю минуту, чтобы записать ещё одну вокальную партию (как в «Scream»), я просто переключилась в режим overdub и это ни сколько не помешало мне в моей работе над сведением».

«Что касается дебатов «Аналог VS Цифра». У меня нет большого опыта работы с аналоговыми магнитофонами. Мне довелось с ними более-менее поработать разве что в школе Full Sail school, где я училась. Но я скажу, что у аналога действительно есть этот тёплый и толстый звук. На мой взгляд, это происходит за счёт повышения среднечастотного диапазона, но это – очень приятные средние частоты. Многие люди говорят, что не слышат разницу между аналогом и цифрой. Я не понимаю их – ведь это настолько очевидно. Но если честно, с точки зрения практичности, Вы не можете побить простоту цифровых технологий. Перематывание ленты туда-сюда занимает очень много времени, и если Вы занимаетесь музыкальными проектами с достаточно ограниченными бюджетами, то в этих условиях цифровые вещи работают лучше. Но, из-за звуковых особенностей, я часто делаю сведение на полудюймовую аналоговую ленту (в зависимости от типа песни). Также, я иногда переписываю на такую ленту свои барабаны и бас, а затем загоняю их обратно в Pro Tools. Так я получаю более качовое звучание».

«Сделав черновой микс, я начинаю заниматься уже серьёзно. Я начинаю работать над вокалами. Это – очень деликатная вещь, и Вы должны рассматривать их очень тщательно. После них я добавляю бочку и малый барабан – таким образом я могу услышать их частоты и то, как они взаимодействуют с вокалом. Потом я подмешиваю различные музыкальные треки – один за другим. В последнюю очередь я добавляю бас, поскольку он всегда хочет быть «звездой всего шоу». Приходится очень тщательно следить за ним. На этой стадии я «пощипаю» всё, что привлечёт моё внимание и сделаю автоматизацию».

«Почти что до самого конца я контролирую свой микс на Yamaha NS10. Когда я начинаю думать, что микс приобрёл хороший и правильный звук, то я буду слушать его через мониторы KRK, через динамики на ноутбуке и т.д. Когда я слышу бас-барабан, практически разрывающий бедные маленькие динамики моего компьютера, я знаю, что это – хорошо! Почему я добавляю бас в последнюю очередь? С ним вещи могут стать очень «хитрыми». Очень легко потерять Вашу бочку, когда Вы добавляете бас. Если вещи эквайлизованы не совсем правильно, то Вы получите баса больше, чем фактически имеется в ударе бас-барабана. Вы должны рассматривать бас и барабаны совершенно по разному, иначе Вы наживёте себе неприятности».

«The Way I Are»

Авторы: Timbaland, Danja, Keri Hilson, Balewa Muhammad, Candice Nelson, J Maultsby

Продюсеры: Timbaland и Danja

Вокалы: Waves Renaissance Compressor, Enigma и Q8, Tube-Tech CL1B, SSL EQ, McDSP Channel G, Prosoniq Orange Vocoder, Lexicon 480 иPCM42, Antares Auto-Tune, Eventide DSP4500, URS S-Series EQ и 1980 Compressor.

Чтобы добавить движение в перкуссионный звук, использовался плагин-дилэй Waves SuperTap

«Я начала с вокалов Тима. Я хотела дать им большое, представительное и немного роботизированное звучание. Я использовала на них Waves Renaissance Compressor и Waves Q8 EQ, просто «щипая» вещи тут и там. На его ведущих вокалах я также применяла Tube-Tech CL1B и делала лёгкие мазки при помощи SSL EQ. Это дало мне основные параметры настройки эквайлизации. Позже, я добавила к некоторым его вокальным экспромтам плагин McDSP Channel G. При его помощи я приспособила их текстуру, сокращая низкие частоты и добавляя в районе 10кГц. Я имею тенденцию использовать навесное оборудование для динамической обработки и плагины для эффектов. Так Вы можете очень быстро и точно автоматизировать вещи. На микшере это займёт больше времени. Из эффектов, в основном, использовались дилэи, которые были смешаны на достаточно низком уровне. Я сделала копию его вокалов и при её помощи управляла дакером на дилэе. Это сделало эффект не столь заметным. Вы можете его услышать в окончаниях строчек запевов. Также я использовала на его вокале плагин-вокодер Prosoniq Orange Vocoder, а после него послала сигнал на Lexicon 480 (пэтч «Whispering Reverb»). Это – один из моих любимых ревербераторов. Я использовала его на всех вокальных партиях в этой песне».

«На голосе Кери я использовала связку различных эффектов. Я сделала некоторые «щипки» при помощи Auto-Tune. Я не корректировала высоту её вокалов: я хотела дать им механическое звучание. Я хотела, чтобы у них было фантастическое, не совсем реальное звучание. Когда я делала её вокалы, то думала о фильме «S1m0ne» (в котором Аль Пачино создавал компьютерную женщину). Это дало мне понятие того характера, который я хотела воспроизвести в вокале Кери. Таким образом, я «скатила» низа и часть середины в её ведущем вокале, используя плагин URS. Затем он был обработан средствамиAntares Auto-Tune. Я вошла в графический режим и таскала звуки до тех пор, пока не получила нужный мне результат. Потом я пропустила его через плагин Waves Enigma (пресет «Raspberry Sparkle»). Lexicon PCM42 добавил очень короткие задержки. Они работали наподобие slapback-дилэя. Мне нравится PCM42: он кажется более естественным, чем задержки из Pro Tools. Реверберация пришла из Eventide DSP4500, а флэнджер – из Lexicon PCM70. Мой ассистент обычно подключает 10-12 внешних процессоров эффектов к микшеру, так что мне не приходится ограничиваться работой только лишь в «коробке».

Основные клавишные треки были обработаны плагинами Waves Metaflanger и Enigma. Это помогло «расширить» их. MondoMod использовался, чтобы добавить движение к синтезаторному подкладу.

«Кери сделала довольно много вокальных наложений. Она также записала «бессловесный» ведущий бэк-вокал. Кери напевала что-то на основе песни «Push It» группы Salt ’n Pepa (сэмплы в моём миксе не использовались). Я обработала этот трек (TunaKeriHa2) плагином Waves Enigma (пресет «Harmonic Swept Rezonance»). Он дал ему определённое фантастическое звучание. Я поместила эффект непосредственно в трек и настраивала его уровень регулятором MIX. Я также сделала некоторую эквайлизацию на этом вокале, добавив частоты в районе 2,2кГц и 7,5кГц. На других её бэк-вокалах я использовала два разных компрессора: Waves Renaissance Compressor на гармонии (непосредственно перед «крюком» - KH), и URS на субмиксе её бэк-вокалов в секции «В» (опять же перед «крюком»).

«И наконец, я решила держать вокалы рэппера DOE прямыми и устойчивыми. Его голос как бы возвращает действительность в песню. Я только лишь использовала некоторую реверберацию и задержку, чтобы дать ему больше чувства. Я продублировала его вокалы на определённых словах, потом сделала субмикс и скомпрессировала его плагином URS».

Барабаны: Urei 1176, Focusrite D6, Waves SuperTap, SSL EQ, Lexicon 480 и 960

Waves Renaissance Compressor использовался в качестве экспандера, чтобы изменить динамику баса.

«Я переписала их на полудюймовую аналоговую ленту и потом загнала обратно в Pro Tools. Это заставило их казаться более «качовыми». Я хотела, чтобы в них был удар, и причём сильный удар. Бочка была записана на стереотреке. Я эквайлизовала её и управляла её звуком через два компрессора Urei 1176 black-face. Я не добавляла эффектов на малый барабан, я просто пропустила его через эквалайзер Focusrite D6, на котором добавила высокую середину. Я хотела заставить его казаться «жирным», но в то же время удостовериться, что он прорубается через микс. Также имеется какой-то перкуссионный инструмент, который играет на протяжении всей песни. Я назвала его «block». На нём я использовала плагин SuperTap (дилэй), чтобы добавить побольше движения. Также, он был эквайлизован и к нему была добавлена реверберация от Lexicon 480 и 960 (вероятно холл)».

Клавишные: Waves MondoMod, Enigma и Metaflanger, Eventide DSP4500, Sony DPS V77, Lexicon PCM42

Я назвала основную синтезаторную линию словом «Nutts», потому что это – действительно такой сумасшедший звук. Я расширила и «одурманила» его при помощи двух флэнджеров от плагинов Waves Enigma и Metaflanger. Я также прибрала на нём низкие частоты, используя канальный эквалайзер пульта. Больше не делала с ним ничего. Имелся синтезаторный подклад, который звучал на протяжении всей песни. Я обозвала его «Coolio» (я иногда даю трекам глупые названия). Я хотела дать ему немного больше движения и поэтому пропустила его через MondoMod (пресет «Medium Chorus»). Интро к песне я сделала, взяв звук с какого-то её другого места; я растянула и транспонировала его, а затем бросила на него миллион всевозможных эффектов, таких, как Eventide DSP4500, Sony V77 [multi-effects] и PCM42. Демо добавил слова «state of emergency» (чрезвычайное положение)».

Бас: Waves Renaissance Compressor

«Как всегда, это было последней вещью, которую я обрабатывала для микса. На мой взгляд, это – настоящий вызов микс-инженеру, который должен сделать так, чтобы бас и бочка соответствовали друг другу. Но для «The Way I Are» это не было существенной проблемой. Бочка играла очень чёткий ритм, и у неё был этакий помпезный звук с довольно округлой атакой и практически без распада. Это был просто удар и он очень хорошо работал с басом. Я поместила в трек баса Waves Renaissance Compressor, но использовала его как экспандер. Он заставлял звук казаться более сильным, и это помогало ему лучше усесться в миксе».

«Самым большим вызовом для меня при сведении этой песни было то, что требовалось заставить вокалы как положено сидеть с остальными элементами микса. Я помню, что немного расстроилась, потому что никак не могла заставить их работать вместе. Я пересмотрела микс, поставив все фейдеры на ноль (но я не трогала эквалайзеры и эффекты, потому что они были прекрасны). В конце концов я поняла, что требуется намного сильнее скомпрессировать вокалы Тима. Обычно я не делаю очень большую компрессию на вокалах, но в этом случае, я должна была понизить порог на Tube-Tech, чтобы удостовериться, что Вы можете услышать вокалы Тима. В конце дня это заработало очень хорошо»

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в феврале 2008 года

Перевод подготовил Бережной Вячеслав www.unisonrecords.ru


Загрузка беседы