Август 2008

Студия Спасения миксов: Awash
Seven Years

Опубликовано в журнале Sound on Sound  в августе 2008 года

Пол Уайт

Песня «Seven Years», которую мы будем рассматривать в этом месяце, записана голландской группой Awash. Первоначально она была написана для голоса и акустической гитары. Они то и послужили базовой основой всего трека (играл и пел Маартен Лайтенберг), который потом был украшен различными дополнительными партиями. Кроме мужского вокала, в песне имеется женский вокал и подпевки (от Шарлотты Бродер). Маартен добавил барабаны из Toontracks EZ Drummer Nashville Kit, чистую электрогитару в запевах и припевах, бас (записанный в линию), сэмплерное пианино и короткую струнную секцию в середине песни. Есть также пара коротких органных секций, треки шейкера, тамбурина и реверсированной тарелки.

Группа Awash (слева направо): Maarten Ligtenberg, Charlotte Broeder, Geert van der Burg, Peter Süoss.

Проблемы

Честно говоря, микс Маартена не был уж совсем плохим. Но ему не нравилось звучание акустических гитар и, к тому же, он считал, что миксу не хватает веса. Кроме того, Маартену хотелось улучшить звучание записанного в линию баса, но он не знал, как это лучше сделать. Прослушав трек, я пришёл примерно к таким же выводам, но, кроме этого, в его оригинальном миксе была очень заметна работа Авто-тюна. Поэтому я попросил, чтобы Маартен прислал мне исходные сырые вокальные файлы. В них были весьма заметны проблемы с интонированием, а также присутствовали места, где мужская и женская партии звучали вразнобой друг с другом. Тем не менее, это всё-таки был живой вокал с естественным звучанием.

Была партия акустической гитары, сыгранная боем (дабл-треки). К ним был добавлен третий трек с вариациями основного ритма, который сыграл гитарист Герт ван дер Бург. Мне прислали версии треков, записанные как с микрофона, так и в линию. Но микрофонные версии мне показались не очень хорошими – то ли из-за размещения микрофона, то ли из-за акустики помещения, то ли из-за того и другого. DI-треки звучали приятно и чисто, но имели несколько резкие высокие частоты (такое звучание часто предоставляют звукосниматели, расположенные под бриджем).

Настройка сессии

Песня прибыла ко мне в виде 35 отдельных файлов-треков (стерео и моно). Маартен разделил барабаны на отдельные элементы (включая треки оверхэдов и окружения). Благодаря этому, я мог иметь хороший контроль над звучанием барабанов в миксе. Таким образом, моей первой задачей надо было создать подгруппу для них. Я также сделал подгруппы для вокалов, струнных, пианино и синтезаторов, электрических гитар.

С 35-ю треками легко запутаться, но если развести часть каналов по подгруппам, Вы получите более компактный и управляемый проект. Кроме того, используя эффекты не на индивидуальных каналах, а в подгруппах, Вы уменьшаете нагрузку на процессор.

Акустическая гитара

Процесс получения хорошего гитарного звука оказался не самым лёгким. После множества попыток с использованием эквализации и компрессии, я решил удалить микрофонные треки и работать только с DI-сигналами. Если Вы пытались обрабатывать эквалайзером записанную в линию акустику, то наверняка заметили, что очень трудно удержать энергию в высоких частотах, не оставляя при этом резкость, пришедшую из пьезодатчика. В итоге, я решил сделать ход конём и прибегнуть к такому процессору, как Logic Match EQ. Этот эквалайзер снимает «отпечаток» спектра референсного источника, после чего пытается подогнать под него звучание обрабатываемого трека.

Первоначально, в качестве референсного источника я выбрал запись гитарного соло, которая имела яркий и чистый тон. Match EQ снял её характеристики, которые были применены к DI-трекам. На мой взгляд, звучание значительно улучшилось, но это всё ещё было не то, что я искал для гитарного боя. Если бы у меня был соответствующий «правильный» образец, то эта стратегия, без сомнения, удалась бы на все 100%. Короче, я настроил микрофон и записал свой собственный образец… но, тут я вспомнил, что мой процессор Fishman Aura только что возвратился из ремонта. Это устройство специально разработано для того, чтобы добавить естественности записанной в линию гитаре. Насколько я знаю, этот процессор работает примерно по такому же принципу, что и Logic Match EQ: его пресеты созданы путём снятия характеристик с различных реальных инструментов. Таким образом, я отправил один трек наружу и пропустил его через Aura. Потом я начал перебирать пресеты, пока не нашёл тот, который лучше всего работал в контексте песни. Возможно, я бы и дальше пошёл этим путём, и обработал бы процессором все три трека, но вместо этого решил немного поэкспериментировать.

Сначала я хотел использовать утилиту Logic Impulse Response (IR), чтобы создать ответный импульс Fishman Aura (он может использоваться в свёрточном ревербераторе Space Designer). Эта утилита пропускает синусоидальную развёртку через устройство, характеристики которого Вы пытаетесь захватить, записывает выходной сигнал, анализирует его и создаёт ответный импульс. (Если Вы не используете Logic, есть подобные утилиты от Waves, Voxengo и Audioease). Эксперимент был достаточно успешен, поскольку IR – это хороший способ захватить характеристики линейных процессов, таких, как эквализация или реверберация (этот способ не работает с процессорами динамики).

Далее, я рассудил, что поскольку Aura является, по сути дела, эквалайзером с очень большим количеством полос, то при помощи Match EQ я смогу успешно клонировать его (и заодно облегчить нагрузку на процессор).

Электроакустический гитарный звук изначально был не очень естественным, но Пол значительно улучшил его, обработав через «виртуальный клон» процессора Fishman Aura (его характеристики были сняты плагином Logic Match EQ).

Я взял небольшой фрагмент DI-трека и переписал через процессор. Его я использовал в качестве образца. Сняв с него отпечаток, я сохранил пресет для Match EQ, и потом применил его ко всем трём трекам акустической гитары. На мой слух, результат был практически неотличим от работы настоящего процессора. Теперь у меня был тон, пригодный для дальнейшего микширования. Стоит отметить, что поскольку Aura имеет 16-битовый конвертер, то версия от Match EQ будет звучать несколько тише (чем оригинальный сырой трек). Главное, что теперь надо было сделать – это подрезать низкие частоты на всей гитарной подгруппе. Это поможет лучше усадить их в микс и позволит избежать загрязнения низкой середины.

Электрогитара и бас

На трек баса я повесил плагин Logic Guitar Amp Pro и начал экспериментировать с различными моделями усилителей, кабинетов и эквалайзеров. В итоге, я остановился на комбинации «UK 30 Watt Combo» + «British EQ» + кабинет «4 x 12» + конденсаторный микрофон, расположенный вне оси динамика. Эта цепочка подчеркнула середину и сделала бас более слышимым, а также помогла замаскировать высокочастотные призвуки от касания струн пальцами (благодаря «естественному» завалу по верхам в спикосимуляторе). Чтобы выровнять звук, была применена лёгкая компрессия от плагина LA3A (для системы UAD).

Для обработки двух треков электрогитар я снова обратился к плагину Logic Guitar Amp Pro, поскольку чувствовал, чтооригинальный звук был несколько стерильным. В припевах я установил этот плагин после компрессора, чтобы дать звуку больше сустейна. В запевах же не требовалось никакой компрессии, кроме той, что возникала в эмуляторе усилителя. Здесь я использовал следующую комбинацию: «UK Class A combo» + «Modern EQ» + кабинет 4 x 12 с закрытой задней крышкой. Использовались низкие значения перегрузки, чтобы создать почти чистый звук лишь с небольшим намёком на теплоту. Кроме того, было добавлено немного вокальной реверберации.

Не всегда требуется использовать специализированные басовые настройки для плагина, чтобы получить хороший басовый звук из DI-источника. Многие модели усилителей в комбинации с «правильным» кабинетом способны привести к очень хорошим результатам.

Барабаны

EZ Drummer Nashville Kit прекрасно звучит и без всякой эквализации, но Маартен хотел получить «большой» звук. Поэтому, я решил испытать плагин SPL Transient Designer, недавно добавленный к моей коллекции для системы Universal Audio UAD1. Первоначально, SPL Transient Designer был доступен только в виде автономного железного устройства, но теперь есть его виртуальные версии для различных систем и хост-приложений. Это один из самых изящных процессоров, с которыми мне приходилось сталкиваться: у него всего два регулятора, несмотря на всю сложность происходящих внутри процессов. По сути дела, это разновидность компрессора, который имеет автоматически регулируемый (плавающий) порог, непрерывно приспосабливаемый к динамическим изменениям в исходном материале. Этот процессор может работать с очень широким диапазоном входных уровней без потребности в какой-либо ручной настройке порога. Основная его задача – модифицировать огибающую сигнала. Одна ручка добавляет или убирает атаку в поступающем сигнале, вторая – делает то же самое с сустейном. В нашем случае, я поместил стереоверсию плагина в барабанную подгруппу и использовал только регулятор Release, чтобы добавить эффектный сустейн после каждого удара. В итоге получился достаточно большой и просторный звук, который было бы трудно (или практически невозможно) получить другими средствами. Чтобы добавить ещё немного мяса, я обработал подгруппу эквалайзером (с настройками типа «кривая улыбка»).

Вокалы

Получив исходные вокальные файлы, я решил использовать Melodyne, чтобы осуществить их коррекцию. Я позволил программе сделать автоматический тюнинг, установив глубину коррекции примерно на 95%. После этого я вручную подправил отдельные ноты, которые она отработала неправильно, и кое-где изменил глубину высотного дрейфа. Тем не менее, оставалось ещё несколько мест, далёких от совершенства, но здесь кибернетика уже была бессильна. Таким образом, я решил закончить с тюнингом, чтобы голос не стал звучать неестественно. Как только вокал был откорректирован, я экспортировал треки в новые файлы, и вставил их в проект вместо оригиналов.

Дольше всего пришлось повозиться со взаимной синхронизацией партий Маартена и Шарлотты, поскольку некоторые секции имели разную фразировку. Если слова имеют правильную длину, но находятся в неправильном месте, Вы можете просто разрезать файл и переместить слова в нужные позиции. Но если они слишком длинные или слишком короткие, придётся прибегнуть к другим способам. В длинном слове обычно присутствует какой-нибудь «расширенный» гласный звук, поэтому можно вырезать его середину и сделать кроссфейды между оставшимися кусочками. Наблюдая за формой волны, Вы можете выстроить в одну линию согласные звуки, и отредактировать продолжительность гласных звуков между ними.

Для профессионально звучащих вокалов правильный тайминг важен не меньше, чем правильное интонирование. Если возникают проблемы с таймингом, и нет возможности переписать партию, не бойтесь использовать средства аудиоредактирования свой DAW. Вы удивитесь, каким незаметным становится это вмешательство, когда эти добавочные партии будут воспроизведены вместе с основным вокальным треком.

Задача усложняется, если слова являются слишком короткими. К счастью, все современные DAW снабжены продвинутыми функциями тайм-шифтинга, позволяющими изменять ритмическую структуру звука прямо внутри целого файла (в окне редактора). Вы можете растягивать слова и индивидуальные слоги (ничто не мешает использовать эту же технологию и для укорачивания слов) – и, в случае с подпевками, любые артефакты этой обработки будут настолько незначительны, что совершенно замаскируются в миксе. Вокальные секции, отмеченные на скриншоте розовым цветом, были обработаны при помощи этого метода. И я должен сказать, что результат превзошёл все мои ожидания!

Эффекты посыла

В шине посыла я использовал только один эффект – плагин-ревербератор UAD Plate 140 с распадом в 1,8 секунды и предзадержкой 50 мс. На эффекте были срезаны частоты ниже 200 Гц. Чтобы как следует усадить вокал в микс, требовалось довольно много реверберации, но не настолько, чтобы эффект стал явно заметным. Обычно, чтобы получить устойчивый вокальный уровень, используется автоматизация, но здесь я решил прибегнуть к деструктивной обработке, при помощи которой я повышал или понижал громкость отдельных секций. Я не использовал компрессию или эквализацию на индивидуальных вокальных каналах. Вместо этого применялась обработка в подгруппе. Использовались штатный эквалайзер Logic и компрессор UAD LA2A. Эквалайзер немного «подогрел» голос, повысив область 240 Гц. Одновременно было сделано понижение в районе 1,3 кГц (чтобы убрать носовые призвуки) и повышение на 3,5dB в области 12,8 кГц, чтобы создать ощущение воздуха и презенса.

Следуя концепции этой песни, я разместил вокалы значительно ближе всего остального, и сбалансировал уровень реверберации так, чтобы дать хороший «полированный» звук. Слушая вокалы в соло, может показаться, что ревера очень много, но в контексте всего микса, как я думаю, это работает неплохо. В качестве дополнительного украшения, я сделал в одном месте «пролёт» реверсированной тарелки из одного канала в другой. Но всё остальное я держал в относительной простоте, чтобы не мешать вокалу. 

Сведение

Первым делом я решил получить хорошо звучащий баланс всего микса без какого-либо панорамирования. Я начал с барабанов, акустических гитар и баса. После этого я использовал тонкое панорамирование, чтобы создать в припевах некоторое разделение между электрогитарой и пианино. Кроме того, были распанорамированы слои в струнной секции (в середине песни). Все три трека акустической гитары также были распределены в пространстве. Но когда я занялся барабанами, то обнаружил, что оригинальные стереофайлы были слишком широкими, что размазывало установку по стереополю. Поэтому, я вставил плагин Logic Direction Mixer в барабанную подгруппу, и сузил ширину примерно до 50% от оригинала. На мой взгляд, во вступлении, где играл брейк (на том-томах), было слишком много призвуков от малого барабана. Поэтому, в этом месте я сильно понизил уровни оверхэдов и комнаты.

Чтобы дать песне больше динамики, я отключил в первом запеве и первом припеве два трека акустической гитары. Пианино подключается во время первого припева, а остальные партии акустики входят в третьем запеве вместе с органом, что усиливает развитие песни. Кроме того, я решил автоматизировать уровень акустических гитар, чтобы во время плотно загруженных секций создать больше места. Первоначально, была некоторая проблема с фортепьянным соло, которое немного терялось в общей массе инструментов (несмотря на достаточно высокий уровень). Но я довольно жёстко скомпрессировал его, что выдвинуло соло вперёд и дало ему более пробивное звучание.

Полировка

Если Вы собираетесь отдать своё творение на профессиональный мастеринг, то я не рекомендую Вам обрабатывать весь микс какими-нибудь мастеринговыми плагинами. Но в данном случае мы решили нарушить это правило. Для этой цели я использовал PSP Vintage Warmer, сопровождаемый TC Electronic Precision Limiter (Powercore). Последний был нужен только для того, чтобы ловить самые верхушки любых случайных пиков. Так вот, регулятор Drive в Vintage Warmer был установлен в положение +2, а регулятор Knee стоял на 10. Я добавил около 1dB повышения в области 71 Гц, а верха оставил в неизменности, поскольку считаю, что многие современные миксы неприятно яркие. Такие параметры компрессии дают весьма агрессивный уровень подавления, но  когда Вы используете регулятор wet/dry, то эффект становится более тонким, предоставляющим охват и поддержку низкоуровневым звукам, не выдавливая при этом жизнь из более громких. Лимитер (ограничитель) заботился только лишь о самых высоких пиках: он использовался как сеть безопасности, а не как средство получения ещё большего уровня. Мне просто не нравится звук тяжелого ограничения!

Если бы Пол собирался сделать для этой песни профессиональный мастеринг, он не стал бы вешать на мастер-шину никакой обработки. Но в демонстрационных целях он решил использовать плагины PSP Vintage Warmer и TC Electronic Brickwall Limiter, при помощи которых немного подогрел и отполировал микс.

Вообще, при работе над этой песней я был удивлён тем фактом, что многие индивидуальные треки не нуждались в никакой обработке. Вместо этого, во многих случаях я просто обрабатывал подгруппы. Один ревербератор использовался для всего, и, хотя я первоначально настроил два канала эффектов, второй мне не понадобился. Да и автоматизации потребовалось совсем немного.

Мне очень понравилось, как стал звучать микс. Он приобрёл «большой» звук, характерный для современной поп-музыки, не будучи при этом излишне агрессивным. Вокалы стали громкими и ясными, и звучали как одно целое с остальными элементами.

Звуковые примеры здесь:
http://www.soundonsound.com/sos/aug08/articles/mixrescueaudio.htm

Опубликовано в журнале Sound on Sound  в августе 2008 года

Перевод подготовил Бережной Вячеслав
www.unisonrecords.ru


Загрузка беседы