Ноябрь 2006

Студия Спасения миксов: Simon Fitzpatrick
«Take My Time»

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в ноябре 2006 года

В этом месяце мы помогаем нашему читателю Саймону Фитцпатрику соединить его синтезаторные, запрограммированные и акустические звуки в связный микс.

Пол Уайт

Песня «Take My Time» была представлена Саймоном Фитцпатриком, читателем нашего журнала «Sound on Sound», который проживает в пригороде Дублина. Он сказал мне, что на песню его вдохновило давление современной жизни, и это же давление оказывало воздействие на расписание сессий записи. В результате чего, вокалы были записаны несколькими сессиями и причём на различных уровнях, хотя он и измерил расстояние до микрофона, чтобы попытаться обеспечить повторяемость результатов.

Микрофон BLUE Baby Bottle использовался в качестве основного при записи вокалиста Райана. Микрофон находился на расстоянии 20 см от певца. Он был включен через довольно хороший предусилитель Avalon VT737SP, на котором, в процессе записи, была сделана лёгкая эквайлизация. Таким путём Саймон пытался компенсировать небольшие изменения тона, которые происходили от сессии к сессии. Хотя Саймон и говорит, что всё ещё может слышать маленькие различия, но Вы, в конечном счёте, достигаете такой точки в любом производстве, когда должны спросить себя: «а не затронет ли это продажи?»

Оригинальное сведение и аранжировка

Аранжировка включала в себя запрограммированные барабаны, синтетический бас, акустические гитары со стальными и нейлоновыми струнами, сэмплерные стринги, синтезаторный подклад (из Alesis Ion) и сэмплерное фортепьяно. Ведущий вокал был увеличен двумя треками вокальной гармонии в правом и левом каналах. Это подразумевало, что всё, кроме вокалов и гитар, было или сэмплировано, или синтезировано.

Оригинальный микс Саймона имел очень представительный звук, но Саймон был обеспокоен, что не смог достичь прозрачности и ясности, какой он хотел для песни. Проблема, как казалось, была в том, что он пытался дать максимальную ясность каждой партии в миксе. В свою очередь, это подразумевало, что все партии стремились занять переднюю позицию. Это не было особым бедствием, и я чувствовал, что заново балансируя песню и выбирая различную реверберацию, смогу подобраться к тому звучанию, какое бы хотел Саймон. Мне понравилось, как акустические гитары использовались для поддержки электронного звука, и что вокальные партии были хорошо записаны и спеты.

Я не стал изменять каким-либо образом аранжировку, поскольку мне казалось, что она была очень хорошо продумана и была очень чувственна. Тем не менее, я отодвинул партии стрингов и подкладов несколько вовнутрь микса, а также попытался рассмотреть одну вокальную секцию через призму эффекта «транзисторное радио» (Altiverb с импульсом «Small Speaker»). Саймон сказал, что скорее всего не будет использовать этот эффект в своей заключительной версии, но и не стал возражать, если я оставлю его в своей, чтобы продемонстрировать технику продюсирования. Он также предоставил мне некоторые альтернативные версии партий фортепьяно и струнных за пару дней до окончания срока работы. Я заменил фортепьяно согласно его инструкциям, но сделал новые многослойные секции струнных с небольшим количеством старых партий.

Основным вокальным ревербератором являлся Universal Audio Plate 140 (эмуляция пластины). На втором посыле находился Altiverb (импульс «ballroom») – он добавлял жизнь акустической гитаре и сэмплерному фортепьяно – но не размывал их. На третий посыл был назначен UAD1 Roland Space Echo – я добавлял его к ведущим и бэк-вокалам, чтобы сделать их попышнее. В изоляции, комбинация эхо + пластина звучала весьма характерно, но в контексте микса, баланс эффекта, на мой взгляд, казался очень подходящим для этой песни. Вокальные обработки этого вида – дело личного вкуса, так что имеется любое количество альтернативных «правильных» способов приблизиться к этому.

Барабаны, перкуссия, клавишные

Первым делом я создал подгруппы для всех треков, в основном – для барабанов / перкуссии, акустических гитар, клавишных и вокалов. Бас был отрегулирован индивидуально, но партии фортепьяно я сгруппировал с другими клавишными элементами. Я предполагаю, что барабанные сэмплы были взяты из секции single-hits плагина Spectrasonics Stylus. Бас-барабан имел какой-то странный призвук на «излёте» звучания, так что я поставил на него гейт. Я также использовал эквалайзер, чтобы отгородиться от некоторой коробочности в районе 200Гц и добавить определённости в районе 4,3кГц. Это намного улучшило звук, но всё ещё не звучало достаточно «акустическим» образом (как мне нравится). Сэмпл малого барабана также был немного легковесен. В конце концов, я обратился к моему обычному трюку с использованием функции из арсенала Apple Logic - Audio To Score (Звук в ноты). Я хотел извлечь MIDI-удары из треков бочки и малого барабана и поручить им вызывать соответствующие барабанные сэмплы – в нашем случае из Toontrack EZ Drummer. Смикшированный на несколько dB ниже существующих партий, EZ Drummer добавил реальности в звучание бочки и малого барабана. Честно говоря, я бы никогда не принял такой подход к усилению барабанных треков, если бы не занимался проектами для Студии Спасения миксов. Но этот метод заслуживает большого внимания, и он может быть очень эффективным средством устранения многих недочётов при условии, что барабаны находятся на разных треках и не страдают от слишком большого взаимопроникновения.

Совсем немного обработки использовалось на индивидуальных треках, хотя, по предложению Саймона, я использовал флэнджер на интро перед вступлением основной барабанной партии. Эффект контролировался при помощи автоматизации. Гейт и эквалайзер на бочке я уже упомянул, и также пришлось скомпрессировать высокую линию фортепьяно (чтобы приподнять её уровень), так как некоторые ноты имели излишнюю тенденцию к доминированию. Я также сделал некоторое деструктивное редактирование, чтобы поднять до соответствующего уровня самые тихие ноты.

Звук синтетического баса, как мне показалось, вовсю пытался «прикинуться» бас-гитарой до такой степени, что я задался вопросом, почему они вообще не сыграли эту линию настоящим басом. Я использовал на нём плагин Noveltech Character, чтобы дать больше среднечастотной определённости, а после него – лимитер Waves L1, чтобы поймать некоторые странные «горячие» ноты. Это дало сильный звук, не переходящий дорогу другим элементам микса – что я всегда и одобряю.

Чтобы распространить (по стереополю) фоновый звук из Alesis Ion, я выбрал ещё один плагин от UAD – на сей раз Roland Dimension D, поскольку его очень тонкий хорус добавляет нежное движение в звук и помогает разместить его на заднем плане. Для партий струнных требовалась только лишь реверберация. Если Вы не имеете плагин Roland Dimension D, то возьмите нежный стереохорус или питч-шифтер, и сместите добавочные партии на несколько центов вверх и вниз – так Вы получите хороший пространственный эффект.

При помощи автоматизации был добавлен флэнджер во время интро к основной барабанной партии.

Ведущий вокал и гитары

Переместившись к ведущему вокалу, я использовал лёгкую питч-коррекцию с медленной атакой и хроматической шкалой, чтобы корректировать только лишь любые продолжительно спетые ноты. Фактически, ведущий вокал был очень хорошо спет, но тонкая высотная коррекция поможет «поджать» секции, где вступает вокальная гармония. И с главными, и с бэк-вокалами обращались при помощи комбинации пластина + ленточное эхо. Ведущий вокал также слегка подогрели в середине, используя UAD1 Neve EQ и подравняли динамику, используя собственный компрессор из Logic (с отношением 3,2:1). Эффект от Altiverb (small-speaker) был вставлен прямо в канал и включался в нужных местах при помощи автоматизации.

Хотя я никак и не обрабатывал индивидуальные треки акустических гитар, но я обработал их подгруппу очень нежным эквалайзером, чтобы убрать среднечастотную коробочность и излишний звон на частотах 175Гц и 1,2кГц. Также, я добавил небольшое повышение от 8,5кГц, чтобы раскрыть верха. Я экономно использовал плагин Noveltech Character, добавляя жизни к гитарному звуку. Я использовал подобные же установки чтобы немного приоткрыть и клавишные, но без того, чтобы они звучали, как говориться, «прямо в лицо». Общая компрессия гитарной подгруппы обеспечивалась компрессором из Logic, но на сей раз с отношением 6,3:1 – чтобы держать общий уровень более постоянным.

Осторожная эквайлизация и разумная компрессия помогли обнаружить и высветить лучшее в партиях акустической гитары.

Как только ведущие и бэк-вокалы были смикшированы, я использовал плагин Noveltech Vocal Enhancer (является вокально-ориентированным процессором, и использует ту же технологию, что и Character), прямо по целой вокальной подгруппе. Обрабатывались частоты только лишь выше 5кГц, чтобы добавить вокалу «шипения», но без ненужной остроты. Работало это действительно хорошо, подталкивая вокал к фронту микса и создавая живой, современный звук. Если Вы не имеете подобных плагинов, то можете добавлять воздух и прозрачность в вокальную линию, просто используя широкое и нежное повышение, сосредоточенное в области 10 – 12кГц.

Обработка микса

Для обработки всего микса я, в конечном счёте, предпочёл использовать свой процессор Drawmer DC2476 Masterflow, так как не нашёл плагин, который смог бы сравниться с ним в плане «полировки» финального микса. Он использовался, чтобы добавить самый простой намёк на «воздух» в области 12кГц и применить очень нежную многополосную компрессию с порогом -40dB и отношениями 1,1:1 – 1,2:1. Это добавляет миксу плотность и громкость без очевидного воздействия на динамику, поскольку умеренная компрессия применяется к сигналам на всех уровнях.

Вокал Райана был выдвинут к фронту микса, используя комбинацию из Noveltech Vocal Enhancer и встроенного компрессора Apple Logic.

Возможно, наиболее важный вклад внесла трёхполосная секция эмуляции ламповой сатурации, где был подогрет низ ниже 120Гц, середина обработана как бы в общих чертах, и несколько оживлены частоты выше 3,2кГц. Это, как мне казалось, кристаллизовало микс, подчёркивая пространство между звуками, уменьшая беспорядок в середине и разогревая бас. Этот процессор также включает в себя пиковый лимитер, чтобы ловить переходные процессы (транзиенты), но я попробовал держать уровень сигнала ниже его порога так, чтобы я мог использовать следом за ним Brickwall Limiter от TC Electronic. По слухам, это один из лучших лимитеров.

После балансирования и виртуального микширования я применил автоматизированный fade-out (затухание), так как песня не имела никакого реально структурированного окончания. Если бы эта песня была коммерческим релизом, я мог бы потратить своё время, автоматизируя некоторые «выпадающие» вокальные фразы и слоги (и достигая абсолютной консистенции микса), но иногда, слишком тщательная полировка лишает микс своего волшебства. В конечном счёте, если микс кажется хорошим с небольшой долей автоматизации или вообще без ней – не вините себя относительно этого! 

Большая картина

Хотя я и использую Apple Logic, чтобы делать эти проекты, многие из применённых мною плагинов доступны и для других DAW. Встроенные в Logic плагины и функции также имеют аналоги в других приложениях. Подход к работе обычно более важен, чем фактически использованные инструменты, но Вы нуждаетесь в приличном наборе мониторов – при работе над этим проектом я использовал M-Audio EX66s. Я нахожу, что очень помогает в работе предварительное создание подгрупп, именование треков и проверка их на предмет всяческих странных шумов. Потом стоит оставить проект на пару часов и затем сделать первичный баланс треков. 

Никакие две работы по микшированию не являются одинаковыми, и в нашем случае, важной частью процесса было принятие решения, насколько некоторые партии могли быть понижены в уровне (особенно струнные и клавишный подклад), чтобы получился микс с хорошим открытым звуком. Зачастую, Вы можете потратить слишком много времени, думая об этом и обращая излишнее внимание на второстепенные детали.

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в ноябре 2006 года

Оригинал статьи и звуковые примеры находятся здесь:
http://www.soundonsound.com/sos/nov06/articles/mixrescue_1106.htm

Перевод подготовил Бережной Вячеслав
www.unisonrecords.ru


Загрузка беседы