Октябрь 2007

Студия спасения миксов
Hamlet Sweney: Perfect Day

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в октябре 2007 года

В этом месяце мы пропалываем чрезмерно перегруженный микс, но не жертвуем при этом «большим» звуком.

Пол Уайт

Песня «Perfect Day», которая была полностью записана Гамлетом Суини, прибыла к нам в виде гигантского проекта с почти что 60-ю треками. Однако, немного разумного пропалывания и использование монофонического субмикса четырёх треков хлопков (как мне сказали, созданных из 20 различных наложений этого звука), помогло привести проект к более управляемому размеру. Эта песня – с любой из сторон – казалась весьма обычной, но я видел в ней определённый потенциал для создания современного поп-трека.

Начинаем

Были некоторые проблемы, весьма очевидные в вокальной записи (и в основных линиях, и в многодорожечной гармонии). Эти треки казались очень окрашенными и бедными в области присутствия. Я предположил, что это произошло из-за окружающей среды, в которой происходила запись. Гамлет объяснил мне позже, что он записывался в «невылеченной» комнате, но поставил позади микрофона импровизированный экран из пухового одеяла. Если Вы располагаете только одним пуховым одеялом, то лучшие результаты могут быть достигнуты, размещая его позади певца – поскольку именно оттуда прибывает большинство проблематичных отражений (при использовании кардиоидного микрофона). Но если Вы поместите ещё одно одеяло или Reflection Filter позади микрофона, то это ещё больше поможет Вам. Ещё одна причина окраски – это когда певец слишком близко поёт к микрофону. Из-за эффекта близости может возникнуть серьёзное доминирующее басовое повышение. Эти вещи лучше всего решать ещё на стадии записи, попытавшись избежать проникновения окраски в микрофон. Компрессия такого «невылеченного» вокала ещё больше усугубляет проблему. 

Песня включала в себя несколько многодорожечных гитарных партий, сыгранных перебором. В оригинальном миксе эти партии казались несколько деревянными и неестественными (это общая проблема, когда все слои играет один человек). Однако, за исключением некоторых вокалов (спетых грудным голосом), треки в изоляции казались довольно приличными. Проект включал акустические барабаны, которые прибыли из EZ Drummer. Комплект был разделён на отдельные треки близкорасположенных микрофонов, оверхэдов и микрофонов комнаты. Трек окружения (комнаты), как мне показалось, не добавлял ничего интересного, так что я отказался от него. Также я отбросил вторую партию акустической гитары, которая, на мой взгляд, дублировала оригинал. Но я использовал последний аккорд из неё, поскольку было немного шума во время затухания оригинала (возможно, из-за перемещения инструмента). 

В дополнение к обычной гитаре, басу и барабанам имелась также партия органа, которая вступала в конце песни, и горстка многослойных стринговых партий. Дополнительная перкуссия присутствовала в форме хлопков, тамбурина, шейкера и треугольника. Множество гитарных партий и слоёв было развёрнуто по всей аранжировке. В изоляции орган казался довольно мягким, поскольку к нему был применён статичный эффект вращения динамиков. Я предложил бы использовать во время исполнения контроль за скоростью вращения, но так как это уже было записано, то я использовал Logic Guitar Amp Pro, чтобы «загрязнить» его немного, и затем применил жёсткий низкочастотный срез, чтобы препятствовать загрязнению баса и барабанов. Я добавил немного искажения и эха к хлопкам, чтобы обострить их, а потом смикшировал их так, чтобы они хорошо гармонировали с малым барабаном.

Единственный способ удержать в руках микс с большим количеством отдельных партий состоит в том, чтобы создать подгруппы, которые позволят Вам управлять группами звуков посредством одного фейдера. Также, благодаря подгруппам, Вы сможете обработать несколько треков одной цепочкой плагинов. Я сделал подгруппы для барабанов, струнных, вокальных гармоний; для разных треков с различными секциями ведущего вокала; для арпеджиированных гитар и перкуссии. Это позволило мне управлять большей частью заключительного микса, используя приблизительно 12 фейдеров.

Барабаны

[Image]
Низкочастотный спад, объединённый с широким повышением в районе 16кГц, помог акустической гитаре выделиться в миксе, но при этом не принести никакого низкочастотного загрязнения.

Хотя, на мой взгляд, бесполезно тратить слишком много времени на оптимизацию треков в изоляции (поскольку в контексте микса они будут звучать по другому), я всё таки провёл некоторое время, настраивая изолированное звучание барабанов. Не смотря на то, что EZ Drummer основан на тщательно записанном наборе сэмплов, бас-барабан имел как бы призвук отскока педали после каждого удара. Чтобы ликвидировать это, я использовал гейт, а затем применил параметрический эквалайзер, чтобы добавить звуку побольше удара. Был использован канальный эквалайзер Logic, поскольку мне нравится его графическое представление кривой эквайлизации. Я увеличил обычную область 80Гц, но сбалансировал этот подъём сокращением в районе 270Гц, чтобы избежать коробочности в низкой середине. Горб в области присутствия (3кГц) подчёркивал щелчок колотушки. С хай-хэтом я ничего не делал, кроме как добавил минимальное количество plate-реверберации, установленной в шине посыла. Малый барабан очень приятно ответил на гейт (и верхний, и нижний микрофоны); к верхнему микрофону было также добавлено небольшое повышение в области присутствия (3,25кГц). Это дало ему лёгкий хрустящий призвук. Также, к малому барабану было добавлено немножко plate-реверберации. Оверхэды были тоже эквайлизованны: я убавил частоты ниже 200Гц и повысил в воздушной области 12кГц. Уборка низкочастотного диапазона повышает разборчивость, заставляя весь комплект казаться менее грязным. Когда Вы работаете с реальными барабанами, это может стать эффективной стратегией, если установка записана в маленькой (или не льстящей звуку) комнате. Я вставил в барабанный субмикс компрессор UAD LA2A, чтобы добавить «кача», но использовал его достаточно экономно. EZ Drummer – очень хороший виртуальный барабан, и таким образом, те маленькие регулировки что я сделал, будут не большими, чем Вы могли бы сделать к любой другой студийной записи хорошего комплекта.

Гитары

Снятую микрофоном партию акустической гитары я решил сделать тоньше, поскольку в заполненном миксе Вам важнее слышимость более высоких частот. Убавление низкочастотных составляющих предотвращает «свалку» в середине. Как показано на скриншоте, я сделал нежный спад от 500Гц и дал щедрый подъём (4 – 5dB) в «воздушной» области 16кГц. Поскольку у эквалайзера была широкая полоса пропускания, этот подъём распространился и вниз, в область 5 – 10кГц. В контексте общего микса это даёт акустической гитаре хороший звонкий звук. Я не добавлял реверберацию к ней или к большинству партий электрогитары, но я использовал задержку на арпеджио и в секции соло.

[Image]
Плагин Universal Audio Space Echo использовался, чтобы сделать менее твёрдым многослойное арпеджио, сыгранное на электрогитаре.

Партии электрогитары (все записаны через Line 6 Pod XT) довольно неплохо звучали при слушании их в соло, и мне требовалось только лишь сбалансировать их. Также, требовалось убрать излишнюю твёрдость в многослойном арпеджио. Я вставил в подгруппу плагин Space Echo и настроил его так, чтобы эхо «падало» примерно рядом с нотами. Это реально работало лучше, чем я ожидал. Эхо смягчало звук и давало ему более современное чувство. Первоначально, я также заглушил партии перебора в первом запеве и в первой половине второго запева. Позже, мы решили оставить их во всём втором запеве, поскольку Гамлет и я заключили, что это будет более естественно.

К басу была применена компрессия от плагина TC Tube Tech. Я не обрабатывал его эквалайзером, поскольку, как мне казалось, он и так хорошо сидел в миксе, хоть и был записан через прямое включение (DI).

Струнные

Я снова скатил низкие частоты и обработал подгруппу струнных плагином UAD Roland Dimension D. Он добавляет богатое ансамблевое чувство, не создавая при этом слишком очевидного хорусоподобного эффекта. Но и в этом случае, струнные, которые были представлены главным образом низкими виолончельными партиями, слижком уж терялись в миксе. Когда я повысил их громкость, то они заставили микс казаться грязным, несмотря на уборку в низких частотах. В конечном счёте, я решил заглушить всё, кроме хорошей смычковой секции в середине песни. В конце песни я вернул их обратно, чтобы помочь построить динамику.

Подготовка и сведение

Прежде, чем идти дальше, я решил вырезать пустые места во всех треках, поскольку некоторые из этих якобы беззвучных секций содержали низкоуровневые утечки от наушников (или просто шум). Также, требовалось сделать выводные фейды на некоторых последних нотах (особенно на гитаре и на басу), поскольку некоторый гул и шум были заметны во время затухания этих нот.

[Image]
Басу требовалась только лишь небольшая компрессия, которую предоставил TC Electronic TubeTech (для платформы Powercore).

На мой взгляд, песня заканчивалась как-то неестественно. Гамлет завершил свой микс единственной басовой нотой и тарелкой, но по каким-то причинам я не смог найти их в файлах, которые он мне предоставил. Чтобы сделать вразумительную коду, я зациклил в петлю секцию гитарного перебора и позволил ей постепенно замирать под заключительной вокальной линией. Я не считал это решение идеалом, но, учитывая доступные в то время варианты, это казалось мне самым опрятным решением. Однако, когда я вернулся к проекту через день, это перестало удовлетворять меня. Таким образом, я решил сократить оригинальное окончание с «выставленным на показ» вокалом, чтобы дать песне более позитивное завершение. Это повлекло за собой сокращение вокальной гармонии, которая теперь оказалась длиннее, чем главная вокальная линия. Перепроверяя партии гармонии, я нашёл «выступы» в конце каждого припева, которые (на мой взгляд) делали не слишком музыкальную работу. Я обрезал их и использовал короткие фейды, чтобы избежать резкого обрыва звучания.

Когда наступила очередь панорамирования, я сделал обычную уловку разделения любых многослойных инструментов, играющих одну и ту же линию (это относилось и к бэк-вокалам). Барабаны, бас и ведущий вокал были помещены в центр, а перкуссия панорамирована весьма тонким способом. Была необходима небольшая автоматизация уровня, чтобы держать вокал наверху микса. Также, я поднял уровень гитарного соло как раз перед вступлением финальной вокальной линии.

Первоначально, когда вокалы возвращались, я хотел полностью удалить гитару чтобы остановить их затопление. Но Гамлету нравился способ, которым продолжала развиваться песня. Так что, я восстановил гитару обратно и ещё больше поднял вокал, чтобы «держать его голову выше воды» во время очень заполненного последнего припева. После некоторого урегулирования это заработало, на мой взгляд, очень неплохо.

Точная настройка

По сравнению с оригинальным миксом, моя ритм-секция стала немного выше и приобрела более «хрустящее» звучание, а гитары отодвинулись немного назад. Вокалы же выдвинулись во фронт микса. Были некоторые проблемы с таймингом в вокальных партиях, где главные вокалы и бэки не слишком синхронно работали друг с другом. Это особенно было заметно на звуках «С» и «Т». В таких случаях, гораздо лучшие результаты можно получить, если переписать эти партии заново, а не подвергать их усиленному редактированию. Перезапись займёт намного меньше времени и будет казаться более естественной. Одна из уловок при обработке многослойных вокалов заключается в смягчении свистящих звуков и установке фейдов на окончаниях слов в бэках. Дополнительно, можно подрезать слова (фразы) во вспомогательных вокалах, чтобы добиться большей синхронности с главным. Я чувствовал, что всё, что я мог здесь сделать, заключалось в тщательном укорачивании окончаний в партиях гармонии, чтобы заставить её сидеть более аккуратно.

[Image]

[Image]

Ведущие вокалы были обработаны эквалайзером, чтобы компенсировать окраску комнаты, захваченную при записи. Также была добавлена plate-реверберация (от TC Electronic Classic Verb).

После того, как вокалы были обработаны компрессором, я использовал де-эссер, чтобы удалить наиболее свистящие звуки из субмикса гармонии. Однако, это придало им «шепелявый» оттенок, так что я отклонил его. Чтобы приручить низкие частоты и добавить присутствия, я использовал канальный эквалайзер Logic. Я пробовал применять плагин Antares Avox Choir, который зачастую даёт неплохие результаты, когда в нём выставлен четырёхголосный режим. Он добавляет глубину и интерес, заставляя бэк-вокалы казаться более обширными, чем они есть на самом деле. Однако, в нашем случае, он придал вокалам раздражающий синтетический призвук, так что я отказался и от него. Вместо этого я решил использовать дилэй ленточного типа, где постепенное уменьшение высоких частот в задержанном сигнале помогло смягчить звук. Если бы эта песня предназначалась для выпуска в виде сингла, я бы лучше предложил спеть бэк-вокалы заново. Гамлет предложил выбросить из второго запева все мешающие партии, но я чувствовал, что это поставит под угрозу способ, которым развивается песня. В итоге, я просто немного подстроил их уровень. Вы можете, конечно, углубиться в редактирование и потратить на это много времени. Некоторые звукоинженеры любят подобные вызовы, но на мой взгляд, если певец фактически умер, то быстрее и проще спеть эти партии заново. 

Чтобы ещё больше подсластить ведущий вокал, я выбрал TC Electronic Classic Verb, который является традиционным синтетическим ревербератором с очень простым набором средств управления. Я добавил 90 – 100мс предзадержки к вокальной пластине. Я оставил ранние отражения на максимальном уровне, но уменьшил уровень и время распада хвоста, чтобы дать более ясный и близкий звук. Это хорошо воздействовало на голос после того, как я дал при помощи эквалайзера компенсацию окраске, проникшей в микрофон. Было убрано «коробочное» гудение в районе 200 – 250Гц. Средние и высокие частоты были повышены, начиная от 3кГц, чтобы подчеркнуть присутствие и воздух. Эти манипуляции были довольно успешны, хотя Вы и не сможете полностью удалить окраску, пришедшую из «невылеченной» комнаты. Это происходит из-за того, что резонансные частоты ведут себя подобно реверберации. Компрессор Tube Tech CL1B работал очень приятно и усиливал вокал, не добавляя в него эффект «накачки» звука.

Ограниченная компрессия

Как только трек был более менее сбалансирован с минимальным использованием автоматизации, я вставил в его основную шину обычный лимитер, чтобы избежать клиппинга. После того, как я сделал дальнейшие подстройки и урегулирования внутри микса, я поменял его на довольно неплохой Universal Audio UAD1 Precision Limiter. С самым лёгким намёком на ограничение в пиках сигнала, микс стал казаться очень слитным и устойчивым без дальнейшей обработки. Исследуя другой вариант, я назначил вместо лимитера компрессор Tube Tech CL1B. Я использовал минимальную степень компрессии – с одним или двумя децибелами подавления. Микс стал казаться немного более слитным, громким и полным. Без сомнения, современная мастеринговая студия выжала бы намного больше громкости из этого, но, как мы уже говорили, большая громкость не обязательно даёт музыкальному звуку одну лишь только пользу.

Итоги

В целом, Гамлет Суини сделал хорошую работу по записи этой песни. Исключение составляли вокалы, которые были записаны в «невылеченной» комнате. Также, он попал в ловушку использования слишком многих партий, которые занимают одну и ту же область частотного спектра. На мой взгляд, ему требовалось бы немного пересмотреть свою аранжировку, поскольку некоторые партии слишком рано появлялись в песне. Это ограничивало степень, до которой могла развиваться песня, не становясь при этом чрезмерно перегруженной. В эту ловушку легко попасть, и комбинация частотного сокращения и брекетинга могут помочь Вам выбраться из неё.

Если Вы боретесь с переполненным миксом, то кнопки заглушения (MUTE), могут стать самыми великими Вашими союзниками. Как говорит народная мудрость: лучше меньше – но лучше. Как только я убрал электрогитару из первого запева, я удивился, насколько всё яснее и чище стало звучать; и когда начался припев, повторно введённая гитарная партия дала ему больше воздействия. Конечно, нет никакого абсолютно «правильного» способа сделать сведение или аранжировать песню, и то, что я придумал, было всего лишь одним из вариантов. Но это было тем, чего хотел Гамлет для своей песни и тем, что я чувствовал и мог принести в неё.

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в октябре 2007 года

Звуковые примеры здесь: 
http://www.soundonsound.com/sos/oct07/articles/mixrescueaudio.htm

Перевод подготовил Бережной Вячеслав
www.unisonrecords.ru


Загрузка беседы