Январь 2007

Студия Спасения миксов: Adrian Bannister
«Liar»

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в январе 2007 года

В этом месяце – спасение и укрепление слабо звучащей виолончели

Пол Уайт

Материал для «Спасения миксов» в этом месяце был предоставлен Адрианом Баннистером, который пользуется псевдонимом AD, когда не работает вместе со своей группой Magic 8. «Liar» - броская поп-мелодия, которую Адриан сочинил и записал самостоятельно, исполнив её на двух акустических гитарах, бас-гитаре, виолончели и тамбурине. Первоначальный микс в формате MP3, который он прислал нам, имел довольно сухой и жёсткий звук. Я чувствовал, что он может быть дополнительно «подслащён», используя небольшое количество базовой обработки, и это придаст ему более коммерческое звучание.

Исходные материалы

Адриан написал песню на акустической гитаре и записал её через MOTU 896 и Line 6 Toneport в Logic Pro 7 на Макинтоше. Он сказал, что его вдохновила на создание этой песни композиция Бека «Sea Change», и он сделал сознательное решение не использовать барабаны и записать множество виолончельных линий.

Сначала он записал под клик целиком всю песню, подыгрывая себе на гитаре. Затем заново записал гитару (электроакустическая Takamine G-series) как через прямое включение, так и через микрофон Rode NT1 (направленный от звукового отверстия в гитаре). Далее была прописана партия баса с использованием функции моделирования баса на Toneport (чтобы придать звучанию более плотный и низкий звук). Вокалы записывались, опять же, через Rode NT1 и потом корректировались в Melodyne.

Первоначально, Адриан хотел использовать сэмплерную виолончель в EXS24, но звук разочаровал его, так что он решил приобрести настоящую виолончель и попытаться изучить её, как он выразился, «за два дня (конечно, в очень базовых чертах). После многих часов проклятий и криков (главным образом со стороны соседей), я сумел получить что-то близкое к тому, чего желал, и настроил и отредактировал потом это в Melodyne».

Он скомпилировал лучшие варианты (дубли), затем добавил панорамирование, EQ и компрессию к индивидуальным трекам, и создал шины для ревербератора и дилэя. Адриан объяснял: «Я имел некоторые проблемы с эффектами. Пробовал получить правильный баланс между элементами и полнотой звучания, не загромождая и не загрязняя при этом микс. Я также не мог получить радующий меня вокальный или виолончельный звук – так что, я решил посмотреть, сможет ли Студия Спасения миксов помочь и мне!»

Анализ

При первичном прослушивании я сразу выделил жёсткие, ломко звучащие партии акустической гитары. Несмотря на хорошее исполнение, вокал также просил некоторого «подслащивания». К счастью, эта песня была представлена мне как проект Logic, так что я мог видеть, какая обработка использовалась в оригинальном миксе и какие там имелись проблемы. Ревербератор Logic Space Designer на шине не обеспечивал оптимальную обработку для этого вокала, и эквалайзер, использованный на акустических гитарах, заставлял их звучать агрессивнее, чем они были на самом деле (послушайте фрагмент «сухой» партии гитары).

Потом я подробнее послушал оригинальные треки, и, как мне показалось, наиболее проблематичными треками были виолончельные линии. Я не думаю, что Адриан обидится, если я скажу, что он играл на ней больше благодаря энтузиазму, чем какому-либо опыту. Правда, я не знаю кого-либо ещё, кто мог бы добиться большего успеха всего за два дня занятий – по крайней мере, это точно не я! Однако имелись проблемы, нуждающиеся во внимании. Были очень очевидные ошибки интонирования (несмотря на обработку Melodyn’ом) и некоторые, довольно бессвязно звучащие ноты. Также был слышен какой-то разговор на заднем плане, хотя и с малозначащим уровнем.

Виолончель

Каждая из линий виолончели на этой песне имела простой мотив, в основном из трёх – четырёх нот. Несмотря на предшествующее использование Melodyne на некоторых из них, я применял к каждой партии плагин Logic Pitch Fix. Я активировал в шкале только те ноты, которые были фактически сыграны, и настроил время отслеживания немного быстрее, чем я обычно делаю для вокалов. Результатом стало значительное уменьшение девиаций высоты звучания. По крайней мере, теперь, исправленные ноты при совместном воспроизведении всех треков не создавали ощущение работающих двигателей бомбардировщика WW2. Правда, всё ещё имелись некоторые секции, которые всё равно не «стояли» на месте. Однако, остаточная расстройка дала виолончельным партиям почти что волынкоподобный «скирл», который весьма неплохо работал под треком.

Чтобы подогреть довольно жёсткий звук виолончелей (как я думаю, из-за слишком близкого микрофона), я отправил их на стереофоническую подгруппу, панорамировал их, чтобы создать более широкий образ и применил общую компрессию ко всему виолончельному миксу (а не к индивидуальным трекам как в оригинале). Я также поместил Altiverb (импульс «концертный зал») в инсерт подгруппы, чтобы дать этому слишком «близкому» звуку ощущение реального пространства. Наконец, чтобы ещё больше смягчить звук, я обработал виолончельный микс через Universal Audio Roland Dimension D, давая ему мягкий хорусоподобный эффект.

Эта обработка, в результате, создала намного лучшее и слитное звучание, но имелисб некоторые грубые грани, которые нуждались в маскировке. Я создал новый трек и записал на него основную струнную мелодическую линию (используя сэмплы струнных инструментов), и поместил его ниже настоящих виолончелей, помогая «склеить» их вместе. Комбинированный эффект был очень неплох и подчёркивал характер живого смычка.

Не только вокалы извлекают выгоду из частотной коррекции. Звук виолончели тоже значительно улучшился благодаря плагину Logic Pitch Fix.

Гитары

Для акустических гитар я использовал некоторую компрессию и затем применил плагин UA Neve EQ, чтобы пригладить резкую верхнюю середину. Ревербератор Space Designer был назначен на первый посыл (с импульсом «Guitar Chamber»). Я несколько подрезал его огибающую, чтобы слегка уменьшить ранние отражения, и сделал спад по низам, чтобы избежать загрязнения. Это дало богатый гитарный звук, который хорошо поддерживал трек, особенно в тех местах, где играли две гитарные линии.

Нежная компрессия и лёгкая эквайлизация, удалившие оскорбляющие «носовые» призвуки, улучшили базовый гитарный звук и передали его ревербератору.

Голос

На главном вокале я подстроил автоматизацию громкости, использованную Адрианом, чтобы пригладить её наиболее очевидные девиации. Потом я скомпрессировал трек, урезая пики в районе 4 – 6dB. Я использовал Noveltech Vocal Enhancer, чтобы добавить голосу среднечастотной «содержательности». Несмотря на его простой интерфейс, я нашёл, что это один из наиболее искренних инструментов для обработки вокала.

Для основного вокального ревербератора я сделал канал посыла и поместил туда Space Designer с импульсом пластины, но опять изменил её огибающую, чтобы подчеркнуть ранние отражения и слегка уменьшить уровень хвоста. Также, был сделан спад в низах. Это дало хороший фронтальный звук, с явным характером и маленькой реверберацией, когда вокал звучал в контексте всего трека. В нашем соло-примере ревербератор кажется очень явным, но в миксе его звучание намного более тоньше. 

Вокальные партии припева (She thinks he's a liar) находились в отдельном треке, и я скопировал их на новый трек и перетасовал вокальные линии так, чтобы когда они играли вместе с оригиналами, то мы бы слышали те же самые фразы, но как бы с двумя различными исполнениями. Это дало хороший эффект дабл-трека, который был ещё больше усилен, используя небольшую стереозадержку (с резким срезом по верху и низу) и реверберацию. Это приподняло вокал в припевах, сделало его более «пышным».

Эффекты на шинах посылов: отметьте уменьшенные ранние отражения для гитарной реверберации (вверху) по сравнению с реверберацией для вокала (внизу). Стереофоническая задержка также помогла сделать вокал более «пышным» в припевах.

Бас

Бас имел очень глубокий звук и широкий динамический диапазон: некоторые ноты звучали гораздо громче остальных. Чтобы нормализовать его уровень применялась компрессия с отношением 6:1. Затем я использовал канальный EQ из Logic, чтобы сделать срез ниже 50Гц (с крутизной 24dB/октава), поддержанный нежным высокочастотным спадом, чтобы пригладить верхушки. Чтобы добавить больше характера в среднечастотном компоненте басового звука, я сделал пару пиков в районах 340Гц и 2350Гц. Теперь бас сидел в миксе очень приятно, имел глубину, но не переходил дорогу другим инструментам.

Тамбурин был единственным ударным инструментом, и я слегка обработал его гитарным ревербератором (с первого посыла). Всё остальное оставил без изменений.

Мастеринг

После балансирования микса я применил к нему очень нежную трёхполосную компрессию, используя Logic Multipressor с очень низким отношением (не более 1,3:1). За ним следовал TC Brickwall limiter только для того, чтобы ловить любые пики. После некоторых подстроек баланса и создания «мёртвой тишины» в паузах треков, работа была сделана. Я не стремился к «сверх-мастерингу», поскольку не верю в увеличение громкости без ущерба качества звука, так что лимитер только лишь урезал децибел или два от самых громких пиков. 

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в январе 2007 года

Оригинал статьи и звуковые примеры здесь:
http://www.soundonsound.com/sos/jan07/articles/mixrescue_0107.htm

Перевод подготовил Бережной Вячеслав
www.unisonrecords.ru


Загрузка беседы