Марк Казинс. Исправляем недочёты в записанном материале

Опубликовано в журнале MusicTech Magazine

По сути дела, эта статья продолжает тему, начатую в статье Стива Скиннера «Подготовка материала к сведению». Там рассматривались, в основном, техническо-организационные аспекты звукового редактирования, но в этой публикации основной упор будет сделан на исправление ошибок исполнения.

Марк Казинс

Если бы мы жили в идеальном мире, то каждый звук и каждое исполнение, захваченные в процессе трекинга, были бы безупречны. Никто б даже и не знал о таких вещах, как ритмические и высотные ошибки. Однако, реальный мир далёк от совершенства – даже высококлассные музыканты иногда косячат, особенно, когда поджимает время. С другой стороны, даже если у Вас есть возможность записать множество дублей одного и того же исполнения, может получиться так, что самый эмоциональный и музыкально возбуждающий вариант будет иметь некоторые досадные шероховатости.

Каждый звукоинженер должен знать и понимать принцип работы различных инструментов, предназначенных для коррекции недочётов в записанных треках. И каждый звукоинженер должен знать пределы возможностей этого инструментария. Не стоит всегда полагаться на автоматику, надеясь, что она самостоятельно разрешит проблемные ситуации и предоставит приятные для слуха результаты. Иногда, звукоинженер должен быть не меньшим музыкантом, чем сам музыкант.

Исправление ритмических ошибок

Итак, скорее всего, первое, к чему Вы обратитесь – это выявление и исправление ритмических ошибок. Поскольку большинство современных музыкантов пишется под метроном (клик-трек), довольно несложно - визуально или на слух - идентифицировать ноты, слишком далеко убежавшие от ритмической сетки. Конечно, здесь нужно избегать фанатизма и стараться исправлять только то, что заметно и неприятно слуху. Не стоит близко к сердцу принимать все те бесчисленные отклонения, что показывает волновой дисплей DAW – музыку надо слушать, а не смотреть.

Если между различными треками имеется хорошее разделение (иными словами, если индивидуальные партии записаны в изоляции и не содержат утечек от других инструментов), то самый простой подход – это сделать разрезы в местах нахождения не вовремя сыгранных нот и переместить полученные проблемные регионы в ритмически правильные позиции. Обратите пристальное внимание на начало и конец перемещённого региона, чтобы не допустить щелчков. В случае необходимости, используйте кроссфейды, которые помогут разгладить неоднородности в состыкованном участке. Тщательно проверяйте продолжительность кроссфейдов, чтобы ненароком не повредить транзиенты.

В тех ситуациях, где разделение между треками оставляет желать лучшего, Вы должны учесть отрицательные побочные эффекты, связанные с таким перемещением. Например, если бас-гитара проникла в оверхэды, то перемещая её ноты, Вы можете получить такие неприятности, как удвоение звука и гребенчатая фильтрация, что не самым лучшим образом отразится на качестве звучания инструмента в общем контексте микса. И всё это ещё более актуально для барабанной установки. Не факт, что любое перемещение ударов в индивидуальных дорожках можно легко отразить в оверхэдах (не в меньшей степени это относится и к микрофонам комнаты). Вот маленький пример: барабанщик запоздал с ударом малого барабана, но всё остальное сыграл в чётком ритме. Даже если Вы подвинете удар в индивидуальном треке, то вряд ли настолько же легко сможете сделать это в оверхэдах, поскольку это затронет все остальные инструменты. Однако, если все барабаны в какой-то момент времени сыграны не вовремя, задача значительно упрощается: Вы довольно легко сможете передвинуть всю массу связанных дорожек и добиться чёткого и аккуратного ритма. К тому же, многие DAW (например Pro Tools и Cubase 6) имеют специальные средства для одновременного редактирования множества связанных треков, что ещё больше облегчает работу.

Вообще, при сегодняшних возможностях DAW, не обязательно делать какие-либо разрезы в дорожках. Благодаря наличию такой функции, как «эластичное аудио» (elastic audio), можно корректировать положение отдельных событий прямо внутри трека.

С осторожностью перемещайте отдельные элементы (например, басовый или малый барабаны в многодорожечной записи барабанной установки), если они проникли в треки других инструментов.

Совет: Когда Вы делаете разрезы в дорожках, убедитесь, что они проходят через нулевые точки звуковой волны. Это поможет избежать неприятных щелчков в местах стыков отдельных кусочков. В случае необходимости, используйте кроссфейды. Тщательно проверяйте их длину, чтобы не повредить транзиенты.

Ещё одна популярная корректирующая техника для обработки барабанов – это sound replacement (замена звуков). Для многих звукоинженеров это стало неотъемлемой частью процесса подготовки барабанов к сведению. Они не только исправляют ритмические огрехи, но и заменяют некоторые инструменты сэмплами. Особенно часто эта техника применяется к бочке и малому барабану. Конечно, далеко не всегда требуется полная замена звука. Во многих случаях, исходные инструменты остаются в сохранности, но их звучание улучшается (укрепляется) при помощи дополнительных сэмплов, воспроизводящихся синхронно с оригиналами. Существует специальное программное обеспечение, предназначенное для замены или укрепления барабанов. Среди них можно назвать Wavemachine Drumagog, SPL DrumXchanger или Digidesign SoundReplacer. Как вариант, Вы можете вручную определить каждый удар и подставить сэмплы.

Пока что мы говорили о «притягивании» живого материала к жёсткому метрономному ритму. Однако, существуют и другие подходы. Зачастую, наибольшие несоответствия возникают не между музыкантами, а между запрограммированным и живым материалами. Тем более, что многие музыканты преднамеренно используют определённые темпоритмические отклонения (играют с опережением или отставанием), чтобы усилить эмоциональное воздействие музыки.

При умелом живом исполнении эти взаимные отклонения будут очень тонкими, но при воспроизведении вместе с отквантованной запрограммированной партией они тут же бросятся в глаза. Но не стоит сразу хвататься за аудиоквантайз и стараться подогнать живой звук под «бездушное» MIDI. Зачастую, лучших результатов можно достичь, если «переквантовать» MIDI-партию под живое исполнение. Здесь у Вас есть два варианта. Первый – ориентироваться на изображение волновой формы и вручную перемещать нужные MIDI-ноты. Второй – это воспользоваться функцией извлечения ритмического шаблона (groove extraction). При помощи этого инструмента программа копирует ритмические особенности одной партии и применяет их к другой. Например, Вы можете взять 2 – 4 такта в дорожках оверхэдов, снять с них ритмический шаблон и применить его к MIDI-партиям. Благодаря этому, Вы не только привяжете эти партии к барабанам, но и создадите в них отличное человеческое чувство.

Smack my pitch up!

Теперь давайте обратимся к такой не менее важной теме, как коррекция неправильно взятых нот. До недавнего времени, мы могли править только лишь монофонический материал, а полифонические партии оставались в области мечтаний. Но теперь, с выходом программы Celemony Melodyne DNA, у нас появилась возможность редактировать отдельные ноты прямо внутри аккордов или сложных многоголосых линий. Конечно, качество такой правки – это предмет отдельного разговора, но всё же…

Собственно говоря, есть два основных подхода к задачам исправления высотных огрехов. Первый – это коррекция в реальном времени, когда плагин на лету обрабатывает поступающий вокальный (или инструментальный) сигнал. Второй – это графическое редактирование, посредством которого Вы можете точно настроить практически любой параметр каждой ноты. Работа в таких программах очень напоминает процесс редактирования MIDI-нот в пиано-ролле секвенцера. Выбор соответствующей методики зависит от разных факторов. Здесь играет роль и время, которое можно потратить на правку материала, и преследуемая художественная цель.

Совет: Форманты – это резонансы в человеческом голосе, имеющие фиксированную частоту, независимую от высоты спетой ноты. Таким образом, если процессор высотной коррекции не имеет функции сохранения формант, то его работа сразу же становится заметной слуху – голос приобретает неестественный оттенок всякий раз, когда процессор изменяет высоту ноты. Однако, если процессор сохраняет положение формант, то наличие высотной коррекции остаётся практически незаметным и голос продолжает звучать «по-человечески» (конечно, в достаточно узком диапазоне коррекции). Некоторые процессоры могут управлять положением формант, что позволяет достаточно эффективно изменять личность и половую принадлежность певца.

Здесь изображён скриншот рабочего окна программы Melodyne DNA (Direct Note Access).

Не смотря на изрядную долю критики, которую в прошлом получали работающие в реальном времени питч-корректоры (например, Antares Auto-Tune), не побоюсь сказать, что при помощи этих плагинов можно добиться очень неплохих результатов. Но я сразу оговорюсь – не обязательно пропускать через такой плагин вокальный трек целиком. Во многих случаях, достаточно включать его только в проблемных местах.

Итак, можете попробовать сделать два голосовых канала – один с корректором, другой без него. На первом канале разместите проблемные фразы, а весь «благозвучный» материал оставьте на втором. Направив оба канала в одну групповую шину, Вы сможете применить к ним общую обработку и эффекты. Второй вариант – это автоматизировать обход плагина, включая его только тогда, когда коррекция требуется больше всего. Благодаря такому подходу, работа корректора будет менее заметна и навязчива.

В принципе, на данный момент, единственно преимущество таких реал-таймовых плагинов по сравнению с офф-лайновым редактированием – это оперативность. Вы за считанные секунды можете накрутить любые параметры и тут же услышать результат. Такие качества очень полезны, если у Вас нет времени на кропотливое офф-лайновое редактирование. К тому же, поскольку виртуальный инструментарий всё чаще и чаще применяется во время реальных живых выступлений, подобная оперативность становится очень важным аспектом. Тщательно настраивая такие параметры, как Retune Speed и Humanisation (в случае с Auto-Tune), Вы можете добиться очень тонкой и свободной от артефактов квантования высотной коррекции. Тем не менее, даже при самых аккуратных настройках, зачастую происходит некоторое повреждение естественного вибрато человеческого голоса.

Если Вам требуется полный контроль над всеми нюансами исполнения или требуется радикальное вмешательство в мелодию, обращайтесь к программному обеспечению, работающим с графическим отображением и редактированием звукового сигнала. В качестве примеров можно назвать Waves Tune, Celemony Melodyne или функцию VariAudio в Cubase. Прежде, чем начать редактирование, Вы должны либо пропустить звуковой поток через плагин, либо загрузить файл в приложение для анализа. И только после того, как закончится анализ, у Вас появится полный доступ к таким параметрам, как высота, форманты, вибрато и т.п.

Графическое редактирование позволяет добиться очень естественно звучащих результатов, но процесс длится намного дольше и он значительно труднее, чем при обработке в реальном времени.

Cubase 5 включает два средства для задач высотной коррекции: систему графического редактирования VariAudio и работающий в реальном времени VST3-плагин PitchCorrect.

Кроме высотной коррекции, Melodyne и VariAudio могут одновременно исправлять и ритмические огрехи. Причём, они позволяют не просто таскать туда-сюда целиком всю ноту, а независимо изменять её начало и окончание. Подобную технологию тайм-стретчинга использует и функция Elastic Time в Pro Tools, чтобы притянуть хит-пойнты (и привязанный к ним аудиоматериал) к темпоритмической сетке.

Высотная коррекция в реальном времени при помощи плагина Antares Auto-Tune

Для данного примера рассмотрим правку бэк-вокалов. Если Вы не ищите преднамеренно квантованный роботизированный эффект, то Вам потребуется отыскать баланс между «жёсткой» (когда все ноты притягиваются к строгим высотным позициям) и «дипломатичной» коррекцией, сохраняющей существенную музыкальность исполнения.


Для начала, оптимизируйте алгоритм Автотюна под тот материал, с которым собрались работать. Его действие проявляется несколько по-разному в зависимости от вокального или инструментального диапазона (сопрано, альт/тенор, бас и т.д.). Теперь обратите своё внимание на параметр Tracking. Настройки будут зависеть от того, насколько чист исходный материал. В случаях, когда голос или инструмент записаны в изоляции, значение по умолчанию 50 заставит плагин адекватно отслеживать высоту сигнала. Если же материал зашумлён (например, утечки от других инструментов), то это значение потребуется увеличить. Кроме того, желательно установить ключевую ноту и лад (Key и Scale), чтобы гарантировать, что все ноты соответствуют тональности.

Возможно, одни из самых важных параметров – это Retune Speed и Humanize. Установив Retune Speed на 0 (самая большая скорость срабатывания) мы получим всем знакомый эффект квантизации, когда высота нот изменяется резкими скачками (часто называется Шер-эффект). Однако, если начать устанавливать скорость со значениями более 20 мс, то коррекция будет всё тоньше и тоньше, поскольку всё больше оригинального материала будет проходить незатронутым. Функция Humanize полезна в тех случаях, когда возникают проблемы при коррекции переходов между короткими и длинными нотами. Дело в том, что короткие ноты требуют большой скорости срабатывания (малое время Retune Speed), а в длинных нотах при таких скоростях возникает эффект квантования. В таких ситуациях, чтобы добиться приемлемого компромисса, попробуйте увеличить значение Humanize, чтобы смягчить ретьюнинг на более длинных нотах.

Другой важный фактор, требующий рассмотрения – это вибрато. Например, чтобы плагин себя правильно вёл при коррекции материала, в котором присутствует много глубокого вибрато, попробуйте использовать функцию Targeting Ignores Vibrato. Это позволит процессору дифференцироваться между высотой ноты и вибрато. С другой стороны, если вокал подвергался тяжёлой высотной коррекции, то в нём часто вообще не остаётся никаких естественных вибраций. В этом случае, используйте секцию Create Vibrato, чтобы сымитировать естественную частотную модуляцию. Эта секция работает практически так же, как LFO в синтезаторе: здесь есть такие регуляторы, как Rate (частота), Amount (глубина) и Onset Delay (задержка начала модуляции). Они позволяют установить относительную плотность эффекта.

Редактирование вокала при помощи плагина Melodyne

1. Загрузите плагин Melodyne в трек, требующий обработки. Перед тем, как начать работу, плагин должен проанализировать материал. Для этого, нажмите в плагине кнопку Transfer и включите воспроизведение в DAW. Трек должен прозвучать от начала до конца.

2. После анализа Вы увидите каждую ноту, представленную в виде своеобразной «капли». Положение каждой капли показывает, насколько точно или не точно сыграны ноты.

3. Для начала, выберите все ноты (Select-Select All) и примените макрос Correct Pitch, расположенный вверху окна Melodyne. Изменяя проценты в открывшемся окне, Вы определите, насколько строго будут притягиваться ноты к идеальным высотным позициям.

4. Хорошо, если автоматика сделала всё правильно, и на выходе получился качественно звучащий результат. Но если что-то отквантовалось некорректно, или требуется радикально вмешаться в мелодию, то Вы можете вручную отредактировать нужные ноты. Выберите инструмент Pitch и переместите их куда требуется.

5. Кроме высотной коррекции, Melodyne позволяет осуществлять и ритмическую. В данном случае, мы отметили только лишь наиболее проблематичные ноты и применили макрос Quantize Time.

6. Ещё один полезный инструмент – это Move Notes, при помощи которого Вы можете изменять начала и окончания нот. Он открывает широкий простор для творчества. К примеру, можно поменять ритмический пульс мелодии или синхронизировать подпевки с ведущим вокалом.

Вопрос качества

Хотя весь этот «хирургический» инструментарий и предоставляет беспрецедентные возможности, в первую очередь Вы должны ориентироваться на свой слух. Любые модификации исходного сигнала так или иначе затрагивают звуковое качество, поэтому необходимо тщательно подбирать инструменты в зависимости от статуса партии в миксе и от требуемой прозрачности результата.

Например, несмотря на то, что есть множество алгоритмов тайм-стретчинга, наиболее прозрачные результаты получаются при помощи вышеописанного разрезания дорожек и простого перемещения регионов в правильные ритмические позиции.

Если звуковая целостность для Вас превыше всего, используйте офф-лайновые инструменты ритмической и высотной коррекции, такие, как Serato Pitch 'n Time или Digidesign X-Form. В большинстве типичных случаев, любой из этих продуктов даст наиболее прозрачные результаты. Однако, такие оффлайновые плагины имеют далеко не самые гибкие и интуитивно понятные интерфейсы, нежели мы видим в реал-таймовых процессорах. К тому же, они зачастую требуют, чтобы пользователь сам определял, в какую сторону, где и насколько далеко делать высотную или ритмическую коррекцию. Если Вы решили пойти этим путём, то придётся буквально нота за нотой проверять материал, применяя коррекцию только в наиболее оправданных местах. Хоть это может и вызвать головную боль, зато на выходе – самый эффективный, точный, чистый и прозрачный результат.

Если требуется максимальная аккуратность и прозрачность, то всё ещё предпочтительнее использовать офф-лайновые плагины. Например, Serato Pitch 'n Time.

Вы должны были заметить, что описывая эти методики, я постоянно повторял мысль, что весь этот инструментарий желательно использовать только в действительно проблемных местах. Конечно, заманчиво попытаться устранить бесчисленные потенциальные ошибки, которые можно услышать в процессе производства трека или альбома. Однако, важно сделать это не за счёт потери души и человечности в музыке. Вот пример из реального мира: при создании альбома Third от группы Portishead, музыканты и продюсеры сделали всё возможное, чтобы избежать подобной музыкальной стерилизации. Они не только отбросили все эти современные «лакировочно-шлифочные приспособления», но и сделали некоторые смелые музыкальные заявления при помощи преднамеренно расстроенной инструментовки.

Гул, шум, гудение и искажение. Исправляем технический брак при помощи iZotope RX.

Хотя эта статья сконцентрирована, главным образом, на редактировании исполнительских ошибок, нельзя не затронуть некоторые вопросы исправления технического брака, допущенного при записи.

Возможно, самый распространённый недостаток – это шум. К примеру, его источником может стать дешёвый микрофонный предусилитель, на котором накручена слишком большая чувствительность. Или им может быть чрезмерно шумный гитарный усилитель. Одно из типичных «классических» решений – это нойз-гейт. Порог срабатывания должен быть установлен выше уровня шума, а подавление должно быть настроено так, чтобы процессор приглушал сигнал всякий раз, когда музыкант не играет.

Но существует и более современная альтернатива, предлагающая намного большую гибкость и возможности. Речь идёт о шумоподавителях, использующих так называемый «шумовой отпечаток» (например, Denoiser в iZotope RX). Вы обучаете плагин, давая ему послушать короткий фрагмент шума (не должно содержаться полезного сигнала). Плагин анализирует этот шум, создаёт соответствующий шумовой профиль и использует его, чтобы вычесть шум из входного сигнала.

Сетевые наводки (гул) – не менее важная проблема. Очень часто она проявляется при записи электрических гитар. Причины могут быть разными: повышенное электромагнитное излучение от каких-то приборов, плохое экранирование, некачественные звукосниматели, кабеля, земляные петли и много чего ещё. Обычно, основная энергия этих помех сосредоточена на частоте 50 Гц (в России и Европе). В случае с США это будет 60 Гц. Опять же, iZotope RX предлагает неплохой плагин Hum Removal, который представляет собой набор узких и глубоких спектральных фильтров. Благодаря им, Вы можете вырезать не только фундаментальную частоту этого гула, но и её производные гармоники. Чтобы облегчить нахождение правильной частоты, плагин имеет специальный переключатель 'Output hum only'. Нажав его, Вы будете слышать только те частоты, которые будут удалены.

Искажение – это самая сложная и практически нерешаемая проблема. Лучше избежать её в процессе записи, чем пытаться потом как-то исправить. Используйте достаточный динамический запас (headroom) во всех элементах сигнальной цепи, чтобы впоследствии не рвать на себе волосы. Но если Вы всё-таки столкнулись с такой вещью, как цифровой клиппинг, то iZotope RX Declipper поможет немного замаскировать её. Установите порог чуть ниже точки, в которой происходит клиппинг, и плагин разгладит эти резкие щелчки (конечно, до известных пределов).

Пара слов на прощанье

Осторожное и вдумчивое использование корректирующих технологий – вот ключ к самым лучшим результатам. Несмотря на все их великолепные возможности, старайтесь проявлять достаточную сдержанность при редактировании своего материала. В конечном счёте, слушатель сможет сильнее ощутить эмоциональное воздействие Вашей записи, если услышит там некоторые из этих шероховатостей. Не тратьте слишком много времени и сил на устранение всех, даже самых мельчайших неточностей. Ибо, в противном случае, Вы можете закончить тем, что музыка растеряет значительную часть своего эмоционального и энергетического посыла.

Опубликовано в журнале MusicTech Magazine

Перевод подготовил Бережной Вячеслав


Загрузка беседы