Сэм Инглис: Замена барабанов в Cubase SX

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в августе 2005 года

Вы сделали запись живых барабанов, но их звук не удался. Что Вы можете сделать, чтобы спасти вещи?

Сэм Инглис


Типичный трек бас-барабана в окне Sample Editor.

С появлением секвенцеров в 80-х годах, широко распространилась запись барабанов под клик и совместное использование с ними сэмплов. В нынешнее время, для многих рок-групп весьма обычно использовать смесь живых и засэмплированных барабанов, чтобы увеличить их мощь и удар при помощи петель и звуков, вызываемых через триггер. Иногда, эти методы используются, чтобы создать очевидно обработанный или электронный барабанный звук, или сконструировать паттерны, которые никогда б не смог сыграть никакой живой барабанщик. Даже тогда, когда намерение состоит в том, чтобы представить слушателю естественно звучащее исполнение, сэмплы стали частью арсенала поп-продюсеров. Если барабанная установка записана индивидуальными микрофонами, можно снять работу реального барабанщика и заменить (или усилить) каждый удар сэмплами по вашему вкусу. Это возможно даже там, где запись делалась без клика. Есть множество причин, почему Вам может захотеться сделать это. Неопытные барабанщики зачастую (как бы сказать помягче) не очень правильно настраивают барабаны, или колотят по хэту и тарелкам так, что мешают бочке и малому барабану нормально выдвинуться в миксе. Пытаясь сделать их громче, Вы заодно усиливаете и паразитные пролития от меди. Иногда, бочка или малый барабан, которые великолепно звучат сами по себе, не «прорубаются» через микс. Зачастую, они требуют к себе большего количества «утолщения» или «прояснения», чем это может быть достигнуто при помощи эквайлизации или компрессии. Совмещение их с правильно подобранными сэмплами может сотворить чудо.

Замена Sound Replacer

Общепризнанным стандартом инструментов для замены барабанных ударов является Sound Replacer от Digidesign. Однако, этот плагин работает только в системе Pro Tools. Так какие ж варианты существуют для тех, кто работает в Steinberg Cubase SX?


Диалог Hitpoints Detection предлагает различные пресеты. Advanced mode позволяет Вам самостоятельно устанавливать значения Sensitivity (чувствительность) и Threshold (порог).

Если Вам часто приходится делать такую работу, то Вы определённо должны обратить своё внимание на плагин Drumagog от Wavemachine Labs. Это мультиформатный, кроссплатформенный плагин, который может быть вставлен в треки бочки, малого барабана или других ударных инструментов. Когда он детектирует удар в треке, то вызывает загруженный в него барабанный сэмпл. Триггеринг может быть сделан чувствительным к динамике, разрешая Вам использовать мультисэмплы, чтобы копировать громкие и тихие удары. Drumagog может загружать сэмплы многих форматов (плюс имеет свою собственную библиотеку). В нём имеется MIDI-выход (и вход), через который Вы можете управлять другим барабанным модулем или сэмплером. Однако, стоит Drumagog не очень дёшево (на момент написания статьи – 269$), что не намного дешевле, чем тот же Sound Replacer. Многие люди вряд ли будут в состоянии оправдать его цену, если они редко занимаются подобной работой. Я, как прирождённый скряга, решил проверить, можно ли достичь тех же самых результатов, используя только лишь средства Cubase.

Эта идея заинтересовала меня в прошлом году, когда мне дали на сведение проект, в котором были отчётливо «сомнительные» барабанные треки. В то время я всё ещё использовал Cubase VST 5 на G3 Mac и как выяснилось, эта специфическая работа оказалась в нём легче, чем в новом и сияющем Cubase SX. Однако, и в нём это возможно.

Метод, который я придумал, заключался в использовании средств работы с хитпойнтами (Hitpoint). Эти средства предлагают хорошие возможности по настройке соответствия с таймингом существующих аудио или MIDI-партий; разделения ритмичного аудиофрагмента на составляющие его удары; создания карт темпа или ритмических шаблонов (Groove Templates). Хотя они очень хороши для извлечения таймингов ударов в пределах барабанной партии, но, однако, они не предлагают очевидного способа для создания другой партии на пустом месте, которая будет включать ту же самую ритмическую информацию. Для этого необходима немного замысловатая работа. Процедура, которую я собираюсь описать, вовлекает небольшое «злоупотребление» возможностями маркеров Cubase. Так, если Вы хотите попробовать это в проекте, который уже имеет маркеры, то для Вас лучше всего создать новый проект без каких-либо маркеров и импортировать (или скопировать) туда барабанные треки.

Точка удара


Моя первая попытка сгенерировала хитпойнты для большинства ударов, но некоторые из них остались за кадром. Таким образом, я должен был приспособить ползунок Hitpoint Sensitivity (чувствительность). Есть также несколько ложных удвоенных хитпойнтов, которые надо будет удалить либо непосредственно здесь, либо при последующем MIDI-редактировании.

В первую очередь, Вы должны заставить Cubase сделать хитпойнты в правильных местах. Откройте нужную партию в Sample Editor. Теперь войдите в меню Audio и выберите Hitpoints / Calculate Hitpoints. Здесь Вы можете установить параметры Sense и Threshold, которые помогут SX обнаружить нужные Вам удары. Доступно много пресетов, но я считаю, что всё равно необходимо пользоваться ручными настройками (в Advanced mode). Так Вы можете более корректно детектировать все подлинные удары малого барабана (на соответствующем треке), без любого пролития хай-хэта. Обычно, значение Sense выше 80 и Threshold ниже 10, на мой взгляд, даёт самые оптимальные результаты. Есть отдельный слайдер Hitpoint Sensitivity в окне Sample Editor (вверху справа). Как мне кажется, он выполняет такую же функцию, что и параметр Sense в окне Hitpoints Detection. Поскольку Вы можете приспособить его позже, то оставьте для себя некоторое пространство для манёвра – если Вы нуждаетесь в очень высокой чувствительности, то лучше увеличьте значение Sense, а слайдер пока оставьте в покое.

Если у Вас выставлен соответствующий масштаб, то Вы сможете ясно видеть и хитпойнты, и удары барабана. Если Вы будете удачливы, то правильная настройка параметров Sense и Threshold произведёт хитпойнты на каждом ударе барабана – без ложных срабатываний. Малый барабан, как мне кажется, в этом отношении более удачлив.


Функция Create Markers from Hitpoints делает именно то, о чём говорит её название. Мой трек маркеров (выше) теперь содержит маркер для каждого удара моего бас-барабана (ниже).

Однако, может получиться так, что даже оптимальные настройки параметров Sense и Threshold пропускают некоторые удары или создают ложные хитпойнты. В этом случае, очевидно, что надо вручную добавить или удалить хитпойнты. К сожалению, это одна из тех областей, где Cubase не позволяет Вам сделать очевидную вещь. Даже при том, что имелась возможность выбрать, вырезать, скопировать и вставить хитпойнты в старом Cubase VST, новый SX, кажется, не предлагает способа добиться этого. У Вас нет никакого другого выбора, кроме как точно настраивать алгоритм автоматического детектирования и надеяться, что он сможет самостоятельно поймать все удары. Самый простой способ сделать это – поднять слайдер Hitpoint Sensitivity, пока не появятся все нужные хитпойнты. Чтобы дезактивировать ложные, выберите инструмент Hitpoint Edit и, удерживая клавишу Alt, кликните по треугольнику вверху хитпойнта. (Так как мы собираемся создать барабанный MIDI-трек, то можно пока пропустить эту операцию, а заключительное редактирование сделать в MIDI-редакторе).

Превращение хитпойнтов в удары


Теперь Вы должны сделать пустую MIDI-партию такой же длины, как Ваша исходная аудиозапись.

Наконец-то мы создали хитпойнты, которые соответствуют каждому нужному удару в партиях бочки или малого барабана. Теперь возникает проблема, как же использовать эти хитпойнты, чтобы вызывать необходимые для замены звуки. Первое и основноеЮ что приходит в голову – это преобразовать их в MIDI-ноты, которыми можно управлять реальными или виртуальными драм-машинами. Вы даже можете использовать встроенный в Cubase барабанный модуль LM-7! О, если даже он улучшит звучание Ваших барабанов, то мне просто трудно представить, каким же было качество записи исходной партии…

К сожалению, как мне кажется, нет никакого способа произвести MIDI-ноты непосредственно от хитпойнтов. Однако, Cubase SX предлагает функцию Create Markers from Hitpoints, которая находится в меню Audio / Hitpoints. Она создаёт трек маркеров, где каждый маркер будет строго соответствовать своему хитпойнту.


Открыв MIDI-партию в редакторе In-place Editor, я могу проверить, как мои MIDI-ноты соотносятся с маркерами.

Опять же, нет никакой команды, чтобы сделать немедленное массовое преобразование маркеров в ноты, но при помощи макросов можно автоматизировать эту процедуру достаточно безболезненным способом. Закройте Sample Editor и создайте пустой MIDI-трек. Сделайте в нём партию, равную по длине Вашему аудиофрагменту. Процедуру преобразования лучше всего делать в режиме редактирования In-place. Оперативное редактирование позволит Вам увидеть, правильно ли выстраиваются MIDI-ноты.

Теперь Вы должны решить, какую ноту использовать для вызова (триггеринга) Вашего сэмпла. Нарисуйте где-нибудь нужную Вам ноту и вырежьте её, нажав, например, комбинацию Ctrl + X (так Вы поместите её в клипборд). Поместите курсор воспроизведения до первого удара барабана, которого Вы хотите заменить. Если Вы нажмёте комбинацию Shift + N, то курсор прыгнет прямо на этот первый маркер (который находится в том же самом месте, где и первый удар барабана). Нажав Ctrl + V, Вы вставите в это место свою ноту. Если опять нажать Shift + N, то курсор перепрыгнет к следующему маркеру; Ctrl + V – вставит ноту. И так далее.

Волшебство макросов


Я создал два макроса. Первый макрос перемещает курсор к следующему маркеру и вставляет ноту из клипборда. Второй макрос просто повторяет первый 10 раз. Я назначил его на комбинацию Ctrl + Alt + P.

Теперь Вы можете использовать эти клавиатурные сокращения, чтобы вручную вставить ноты под каждым маркером. Однако, это довольно утомительно, когда требуется заменить несколько сотен барабанных ударов. Выход один – использовать функцию Макросов, которая находится в диалоговом окне Key Commands. Процесс создания макросов подробно объяснён в документации к Cubase, так что я не буду на этом особо останавливаться. Мой базовый макрос содержит в себе одну команду Paste (находится в группе Edit) и одну команду Locate to Next Marker (находится в группе Transport). Я дал ему название «Paste note at markers». Потом я сделал другой макрос, который назвал «Paste note 10 times». Он содержал в себе десять случаев первого макроса. И наконец, я назначил этот второй макрос на свободную ключевую комбинацию.

Нажав эту комбинацию (в MIDI-редакторе), Вы вызываете макрос, который автоматически перемещает курсор к следующему маркеру, вставляет ноту и повторяет эти оба действия 10 раз. Очевидно, что Вы можете создать макрос, который бы вставлял эту ноту и 20, и даже 50 раз – но даже версия с 10 шагами позволяет Вам копировать всю партию в течение нескольких секунд.

Если Вы хотите таким образом заменить несколько треков, то знайте, что удаление трека маркеров фактически не удаляет маркеры из проекта. Чтобы можно было повторить вышеописанную процедуру с другими инструментами, Вам надо избавиться от этих маркеров. Откройте окно Markers (в меню Project) или нажмите Ctrl + M. Чтобы выделить весь список, кликните на первом маркере и на последнем (удерживая Shift). Комбинация Ctrl + A здесь не работает. Кнопка Remove удалит все выделенные маркеры.

В некоторых случаях, Вы можете вообще обойтись без преобразования маркеров в ноты. Создайте аудиотрек и поместите в него нужный сэмпл. Скопируйте этот сэмпл в клипборд. Теперь Вы можете использовать этот макрос и на звуковом треке, только теперь вместо MIDI-ноты будет вставляться Ваш сэмпл.

Одно ограничение этого метода состоит в том, что созданный на основе этого процесса MIDI-трек не содержит никаких вариаций динамики (поскольку его создали, вставляя одну и ту же ноту много раз). Далеко не всегда это является проблемой: зачастую бочка или малый барабан нуждаются в такой обработке только потому, что барабанщик сделал свою работу недостаточно последовательно. Применение однородного сэмпла может помочь выровнять вещи. Если Вы действительно хотите добавить некоторые динамические вариации, то есть достаточно много вариантов. Самое простое – это открыть редактор (Piano Roll) и мышкой внести лёгкий хаос в значения динамики (Velocity). Можно автоматизировать параметр Velocity Shift Track FX. Редактирование в режиме In-place даёт Вам некоторые удобства, поскольку Вы можете видеть и аудиотрек, и можете визуально оценить примерную громкость ударов.

Однако, можно также использовать вышеописанный метод, только немного модифицировав его. Он сможет автоматически создавать MIDI-партии, в которых содержатся ноты с различными значениями velocity, соответствующими динамике игры реального барабанщика. Идея состоит в том, чтобы использовать ту же самую процедуру, но с многократным проходом. Когда Вы только начнёте создавать хитпойнты, понизьте чувствительность (Hitpoint Sensitivity), чтобы были пойманы только самые громкие удары. Создайте соответствующие маркеры и сделайте манипуляции, описанные выше. Удостоверьтесь только, что MIDI-нота, которую Вы вставляете, имеет большое значение velocity – например 127. Как только Вы создали партию, соответствующую этим хитпойнтам, Вы вновь открываете Вашу аудиозапись в Sample Editor и немного повышаете чувствительность. Так Вы создаёте хитпойнты для «средних» ударов. Потом Вы снова создаёте маркеры, преобразовываете их в ноты и помещаете в ту же самую MIDI-партию. Только значение velocity ставите уже поменьше – например 100. Повышая чувствительность и понижая velocity, Вы сможете повторять эту процедуру до тех пор, пока вся нужная Вам динамика не будет захвачена.

Если, в общей сложности, Вы сделаете три прохода, то у Вас будет MIDI-партия, содержащая одну ноту для самого тихого удара, две – для среднего и три – для самого громкого. Чтобы избавиться от дубликатов, используйте команду MIDI / Functions / Delete Doubles. Если ноты сложены друг на друга, она, как мне кажется, удаляет более новые. В итоге, там, где громкий удар – будет одна самая громкая нота, где потише – будет более тихая и т.д.  

Технология, в общих чертах обрисованная здесь, помогла мне спасти некоторые проекты, которые иначе были бы неприятны для слуха. Однако, позвольте мне закончить эту статью одним предостережением. Хотя многие музыканты совершенно счастливы, когда их звук эквайлизован или скомпрессирован до смерти, они не являются столь же восторженными, когда дело доходит до замены / усиления их работы сэмплами. Они смотрят на это косо даже тогда, когда Вы держите неповреждённым каждый такт и аспект их исполнения. Так что, будьте осторожней!

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в августе 2005 года

Перевод подготовил Бережной Вячеслав www.unisonrecords.ru


Загрузка беседы