Уровни цифровой записи

Эмпирическое правило

Zed

 Вполне очевиден тот факт, что в головах многих людей имеется определённый беспорядок по поводу «идеальных» уровней, с которыми требуется осуществлять цифровую запись. Здесь я хотел бы дать некоторые рекомендации, вкратце подытожив информацию, доступную в различных печатных и онлайн-источниках. Итак, вот это простое правило, состоящее всего лишь из трёх пунктов:

1.Записывайте с разрешением 24 бита, а не 16.

2.Старайтесь, чтобы средний уровень был в области -18dBFS. Не страшно, если это значение немного отклоняется в ту или иную сторону (например, от -21dBFS до -15dBFS).

3.Избегайте пиков, превышающих -6dBFS.

Это всё. Ваши миксы станут звучать более полно, насыщенно и динамично, нежели следовать правилу «записывать всё с максимально возможной без клиппинга громкостью».

 

Некоторые распространённые вопросы

Почему надо избегать пиков выше  -6dB? У нас же ведь есть пространство до 0dBFS?

Ответ №1 «Аналоговый»

Одна из задач, стоящих перед звукоинженером во время записи – это получить максимально чистый сигнал от аналогово-цифрового преобразователя. Многие интерфейсы откалиброваны так, чтобы при поступлении на линейный вход аналогового сигнала уровня 0VU (например, с микшера), дать цифровой сигнал с уровнем -18dBFS/-20dBFS. Таким образом, это оптимальное значение.

P.S. Хотя, если Вам нравятся специфические искажения, возникающие при перегрузке входных цепей Вашей звуковой карты, можете поэкспериментировать и с более высокими уровнями.

Ответ №2 «Цифровой»

Если бы всё, что нам приходилось делать, это просто смешивать цифровые сигналы (причём, не выходя за пределы DAW), то мы могли бы без проблем делать прекрасные чистые миксы с уровнями впритык к 0dBFS. Однако, имеются некоторые явления, омрачающие эту радужную картину.

Во-первых, существует такая вещь, как межсэмпловое искажение. Оно может создать «фантомные» пики, намного превышающие 0dBFS, что чревато перегрузками цифро-аналоговых конверторов, и, как следствие, ухудшением звучания.

Во-вторых, некоторые инсертные плагины могут вызывать перегрузки внутренней шины. И, чем больше плагинов используется в проекте, тем сильнее может проявиться кумулятивный эффект этих искажений. Кроме того, у плагинов есть потенциал к генерации внутренних пиков величиной до 6 dB. Причём, такое явление даже может случиться в эквалайзере, ПОНИЖАЮЩЕМ частоты.

В-третьих, канальные измерители редко когда показывают истинный уровень. Очень короткие пики они обычно пропускают (к примеру, продолжительностью 1 сэмпл). В некоторых случаях, реальный уровень может быть на 3 dB выше, чем показывает измеритель.

Таким образом, более низкие уровни индивидуальных треков помогают избежать или уменьшить большинство этих проблем. Если же оригинальные уровни высоки, понижайте их при помощи специальных trim/gain-плагинов, вставленных перед другими инсертными плагинами, либо, если позволяет DAW, непосредственно внутри аудиоклипов. Кроме того, в канальных линейкахDAW есть регулятор GAIN, который выполняет такую же функцию.

P.S. Что такое gain  или trim-плагин? По сути дела, это простой регулятор, управляющий уровнем сигнала, поступающим на вход следующего за ним процессора. В отличие от него, канальный фейдер DAW управляет выходным сигналом цепи обработки, и никак не влияет на то, что поступает на её вход. (Правда, для полноты картины следует оговориться, что некоторые инсертные ячейкиDAW работают в постфейдерном режиме и канальный фейдер влияет на их входной сигнал).

Разве мы не потеряем часть динамического диапазона, если будем записывать с такими низкими уровнями? Поскольку мы становимся ближе к собственному шуму системы, не  будет ли у нас больше ошибок квантизации?

Нет, поскольку мы не будем искусственно повышать уровень аудио и потом понижать его обратно. Терять здесь нечего. По сути, мы имеем дело с сигналом с нормальным аналоговым уровнем.

Рассматривайте это как накручивание чувствительности в микшере, фейдеры которого убраны вниз. Чем выше чувствительность, тем больше нежелательных шумов и искажений проникает в сигнал. Вместо этого, лучше поставить фейдеры в референсное положение и добавлять столько чувствительности, сколько требуется для получения правильного звукового уровня. Подобное мы и пытаемся сделать в цифровом записывающем тракте, а именно, оптимизировать нашу «цепочку уровней».

Лучший способ проиллюстрировать мой ответ – это рассмотреть несколько чисел:

Каждый бит цифрового аудио равен примерно 6dB.

Таким образом, 16-битное аудио имеет динамический диапазон 96dB.

24-битное аудио имеет диапазон 144dB.

Пока ничего особенного… Давайте теперь рассмотрим аналоговую сторону, где ситуация становится более интересной:

Итак, максимальное теоретическое отношение сигнал/шум в аналоговых системах составляет 130dB. Даже ребёнку сразу видно, что это намного меньше, чем динамический диапазон 24-битного аудио. Фактически, даже лучшие [из более или менее доступных] AD-конверторов с трудом достигают значения сигнал/шум 118dB, не говоря уж о заветных 144dB!

Теперь давайте поразмышляем ещё немного:

Если мы будем записывать с уровнем -18dBFS, сколько битов это нам даст?

24 бита минус 3 (каждый бит - это 6dB, если ещё не забыли). Таким образом, остаётся 21 бит.

Каков динамический диапазон при 21 бите? 126dB.

Каков динамический диапазон Вашего аналого-цифрового конвертора? Около 120dB.

Менее чем 20 бит и, естественно, меньше, чем получается при записи с уровнем - 18dBFS (21 бит).

Итак, подведём итоги: записывая с уровнем -18dBFS, Вы получаете, как минимум, один бит запаса между полезным сигналом и собственными шумами системы и ошибками квантизации. Фактически, повышая уровень записи до 0dBFS, Вы просто усиливаете все сопутствующие сигналу шумы и создаёте благоприятную почву для всяческого рода искажений.

Единственное оправдание высоким уровням – это если Вам нравится, как звучит клиппинг в Вашем конверторе. Больше здесь нет никаких эстетических или технических преимуществ. Та-дам!

Уровни при микшировании 

Если Вы делали запись исходного материала согласно моим рекомендациям, то, скорее всего, у Вас не будет никаких проблем с уровнями во время сведения. Главное, удостовериться, что при миксдауне не возникает клиппинг по мастер-шине. Вообще, многие DAW позволяют обращаться с уровнями намного выше 0dBFS, имея внутренний динамический запас 1500 - 2500dB. Как следствие, залёты за 0 - не проблема, покуда дело не доходит до миксдауна или вывода в аналоговую среду. Конечно, самый лучший вариант – это изначально сводить без клиппинга, хотя, не будет особым прегрешением, если просто понизить фейдер на мастер-шине DAW.

Тем не менее, я считаю, что умеренные уровни более безопасны. Как уже было сказано, ключевая проблема – это перегрузка до и после плагинов. Если уровни индивидуальных каналов или мастер-шины слишком велики, то это может привести к входной перегрузке вставленных туда плагинов. [К примеру, подумайте над следующим вопросом: если плагин эмулирует какое-то реальное устройство и имеет «аналоговые» волюметры, то, наверное, и его операционные уровни тоже должны быть соответствующими?]

Пользуйтесь RMS-измерителями, стараясь держать средний уровень микса в области от -12 до -20dBFS и пиковый уровень не более -3dBFS. А за максимальную громкость пусть сражается мастеринг…

Итак, снова подведём итоги. Даже работая в 24-битной среде, имеется намного больше шансов разрушить свой микс слишком высокими уровнями, нежели слишком низкими.

Как говорит Боб Катц, если Ваш микс звучит недостаточно громко, просто поднимите ручку громкости на мониторе!

P.S. И скажите «НЕТ» нормализации. Это почти также плохо, как и запись с высокими уровнями.

Опубликовано на сайте http://dbzeebee.blogspot.com/

Рекомендуем к прочтению: Хью Робджонс. Цифровые проблемы - практические решения.

Перевод подготовил Бережной Вячеслав


Загрузка беседы