Пол Уайт: Запись вокалов

Пол Уайт предлагает некоторые советы по совершенствованию этого, самого важного при записи навыка. Даже если вся музыка, которую Вы делаете, создана в MIDI – рано или поздно Вы должны будете сделать запись вокалов, используя традиционные вокальные «инструменты» и микрофон. Вокальная линия – это фокус песни, и это должно звучать хорошо, потому что человеческий голос – естественный звук, который нам наиболее знаком. Любые недостатки в вокальной записи сразу становятся очевидными. К счастью, если у Вас есть вокалист, который может петь, попадая в мелодию, то Вы сможете получить хороший вокальный звук (без применения космических нанотехнологий – от BVV), только лишь следуя основным руководящим принципам, изложенным ниже, и возможно применяя некоторые уловки и хитрости.

1) Удостоверьтесь, что певец хорошо репетировал и находится в телесном и душевном комфорте. Большинство вокалистов работает лучше всего в помещениях с комфортабельной, но не слишком высокой температурой. Если его отвлекают другие члены группы или помощники, то попросите их удалиться.

2) Потратьте время, чтобы правильно настроить микс в наушниках вокалиста, и дайте ему небольшую реверберацию, чтобы помочь петь более уверенно. Если Ваша система позволяет певцу самостоятельно регулировать свой мониторный уровень, это сделает жизнь намного легче. Хороший микс в наушниках действительно поощряет хорошую вокальную работу.

3) Всегда используйте поп-фильтр между певцом и микрофоном. Отказ от него почти наверняка приведёт к «плевкам» на буквах «Б» и «П», с которыми очень трудно будет бороться в последствие. Можете приобрести фабричный поп-фильтр или сделать его сами. Любой из них сделает свою работу, не затрагивая тона микрофона. Ветрозащитные насадки (из поролона) практически бесполезны в бою с «плевками».

4) Используйте хороший микрофон: не обязательно приобретать нечто экстраординарное, но Вы должны избегать слишком дешёвых «компромиссных» моделей, или разработанных специально для домашнего применения (ну там, караоке…). Профессиональные студии используют, в основном, конденсаторные микрофоны, но в домашней студии, хороший электретный или даже хороший вокальный динамический микрофон, может привести к превосходным результатам.

5) Выбирайте микрофон, подходящий для конкретного певца. Вокалисты с тонкими или чрезмерно яркими голосами фактически будут казаться лучше с динамическим микрофоном, таким, как например вездесущий Shure SM58. Те же, которые нуждаются в большом количестве открытого звука, извлекут для себя пользу из электретного или конденсаторного микрофона. Если у Вас есть из чего выбирать, сделайте тестовую запись с каждым, и определите тот, который наиболее «льстит» вокалисту.

6) Используйте правильную диаграмму направленности: большинство записей в проектных и домашних студиях сделано, используя кардиоидный или однонаправленный микрофон, поскольку они менее чувствительны к боковым и тыльным звукам. Однако, всенаправленный микрофон аналогичного качества передаёт более естественный, открытый звук. Это может быть полезно, если Вы работаете с певцом, у которого «носовые» или «коробочные» призвуки в голосе. В принципе, если Вы будете работать с таким микрофоном на более близком расстоянии, то получите такое же соотношение прямого звука к звуку помещения, как и в кардиоидном.

7) Размещайте микрофон на правильном расстоянии. Если он будет слишком близко, это увеличит риск «плевков» и будет заметно изменяться уровень при малейших перемещениях вокалиста. Кардиоидные микрофоны из-за «эффекта близости» также показывают определённое повышение басов, которое меняется при вариациях расстояния между певцом и микрофоном. С другой стороны, если певец будет слишком далеко, то отражения от комнаты окрасят звук, заставляя его казаться отдалённым и «коробочным». Как правило, идеальное расстояние до микрофона примерно 6 – 9 дюймов (15 – 23 см).

8) Минимизируйте влияние помещения на свой звук. Микрофон ловит и прямой звук от певца, и отражённый звук от стен комнаты (а также потолка и пола). Уменьшите её влияние, держась подальше от стен и используя импровизированные экраны, типа спальных мешков и пуховых одеял сзади и по бокам певца.

9) Используйте специальную технику пения в микрофон, чтобы управлять уровнем: если певец сможет немного отступить при пении громких нот или фраз, то будет меньше риска перегрузки по входу записывающего устройства или микрофонного предусилителя. Также, Вам не придётся потом использовать на этих треках сильную компрессию. Опытный вокалист может также наклониться поближе к микрофону на более тихих, интимных пассажах, чтобы эксплуатировать «эффект близости». Однако, чтобы неопытный певец не подобрался к микрофону слишком близко, поместите перед ним поп-фильтр (примерно 7,5 см от микрофона).

10) Устанавливайте микрофон на специальной стойке. Разрешайте певцу держаться за микрофон только лишь в том случае, если сделать иначе – значит поставить под угрозу его музыкальную работу. Когда вокалист держит микрофон в руках (особенно если это кардиоидная модель), удостоверьтесь, что он не закрывает тыл «корзины», так как из-за этого могут измениться направленность и тональные характеристики микрофона.

11) Заставьте вокалиста сделать максимально качественную вокальную работу. Если какие-то фразы нуждаются в переделывании, попросите вокалиста спеть песню целиком несколько раз и выберите самые лучшие варианты нужных Вам фрагментов.

12) Используйте подходящую компрессию – даже хорошо дисциплинированные певцы имеют тенденцию казаться несоответствующими контролируемой динамике микса. Таким образом, Вы можете применять лёгкую компрессию во время записи. Лучше «недожмите» вокал, чем наоборот. Используйте компрессор с достаточно нейтральными характеристиками. Ваша цель – достичь подавления (gain reduction) в пределах 5 – 8dB на самых громких пиках; если у Вашего компрессора есть режим Auto, используйте его.

13) Не бойтесь использовать много компрессии на вокальных треках после записи. Когда вокал уже записан, Вы можете попробовать и тонкую и тяжёлую компрессию, чтобы увидеть, что лучше всего работает с треком. Если Вы используете сильную компрессию, то возможно Вам понадобится гейт, чтобы предотвратить усиление шумового фона в паузах. Именно на стадии сведения, компрессор с очевидным характером может использоваться, чтобы сделать вокал больше, чем он есть на самом деле.

14) Не ставьте гейт на вокал при записи. Некорректные настройки могут убить прекрасное исполнение, так что оставьте гейт в покое до этапа сведения. Вставляйте гейт перед компрессором, но не делайте его слишком жёстким, чтобы ненароком не удалить шумы дыхания перед словами – это часть характера вокального исполнения, и без них запись будет казаться неестественной.

15) Не бесчинствуйте с эквалайзером: на большинстве бюджетных микшеров эквалайзер ведёт себя прилично только при очень экономном использовании – например, если не очень сильно сократить нежелательные частоты. Повышение середины обычно приводит к «носовому» или фазоискажённому звуку: так что, старайтесь использовать по возможности небольшую эквайлизацию. Если Вы подобрали подходящий микрофон и точно настроили его положение во время записи, то скорее всего, Вам не потребуется большое количество корректирующей эквайлизации. Конечно, иногда приходится использовать эквалайзер в творческих целях, и для этого лучше всего использовать хороший внешний EQ – поскольку различие в звуке между бюджетными и высококачественными моделями огромное. Сопротивляйтесь искушению навалить побольше высоких частот, поскольку это усилит сибилянты, поднимет фоновый шум и может сделать результат утомительным для прослушивания.

16) Реверберацию используйте экономно: вокалы, записанные в «сухом» помещении, нуждаются в некотором количестве реверберации, чтобы дать им смысл и ощущение реального пространства. Однако, не добавляйте её больше, чем действительно нуждается песня. Как правило, сильно загруженные композиции нуждаются в её меньшем количестве, а вот более медленные баллады, со свободными местами в аранжировке, могут позволить себе использовать её больше. Слушайте коммерческие треки в стиле, подобному Вашему, и смотрите, какие методы реверберации использовались.

17) Если вокалы записаны очень ярко, то при добавлении реверберации могут возникнуть свистящие призвуки. Вместо использования де-эссера непосредственно на вокальном треке (что часто приводит к неестественным результатам), попробуйте поставить его на посыл перед ревербератором. Вы также можете эксперементировать с типом реверберации и её тональностью, чтобы минимизировать сибилянты и «плевки» (поппинг).

18) Переместите микрофон или подберите другую модель, чтобы снизить риск возникновения сибилянтов. Лучше сразу получить хороший звук, чем потом бороться с артефактами. Иногда помогает размещение микрофона немного ниже или выше рта вокалиста.

19) Когда Вы используете заметное эхо или эффекты задержки, старайтесь синхронизировать их с темпом песни. Для менее очевидного ритмического эха можете попробовать задержку с нерегулярными интервалами.

20) Чтобы гарантировать, что вокал смикширован на правильном уровне, послушайте свой микс снаружи дверей студии и оцените, имеет ли песня такой же баланс, какой Вы можете услышать по радио. Вокалы – самая важная часть песни, и они должны быть в авангарде микса.

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в октябре 1998 года.

Перевод подготовил Бережной Вячеслав
www.unisonrecords.ru


Загрузка беседы