Саймон Лаузер: Программирование синтезаторов

Саймон Лаузер: Программирование синтезаторов

Мы все испытывали взрыв вдохновения, который могут вызвать новые звуки, но не всегда можем позволить себе новые синтезаторы и звуковые модули. Саймон Лаузер предлагает некоторые советы для того, чтобы помочь получить Вам новые вдохновляющие звуки, не тратя денег.
Использование одних и тех же старых унылых звуков может привести в расстройство, и легко предположить, что единственный выход из этой колеи – это раскрыть свой кошелёк. Но может случиться так, что Вы просто не используете все возможности своего оборудования. Программирование звуков может быть сделано слепым «верчением» ручек или вдумчивым, осторожным анализом и квалифицированным конструированием – каждый подход произведёт различный набор результатов, но оба они действенны.

1) Не все параметры синтеза оказывают равноценное влияние на звук. Некоторые параметры имеют огромное значение и легки в освоении и понятии – Вы можете сделать огромное количество звуков, варьируя срез фильтров, атаку и затухание огибающей, глубину и количество LFO. Взаимная расстройка генераторов также эффективна для того, чтобы получить более жирный, тёплый звук.

2) Некоторые простые, но эффективные идеи: настройка параметров фильтров даёт самый широкий диапазон новых звучаний. Хорошо начинать с параметров среза фильтров и источников модуляции, которые влияют на них. Особенно обратите внимание на форму и параметры огибающей, трекинг клавиатуры, скорость нажатия клавиш (velocity). Другая область интересов при работе с таблично-волновыми синтезаторами – это фактически обрабатываемые сэмплы (волновые формы). Вы когда-либо действительно слушали все доступные волновые формы в своём синтезаторе?

3) Когда вдохновение охватывает Вас, или когда ситуация требует быстрых результатов, помогает некоторая предварительная подготовка. Некоторые инструменты снабжены шаблонами для редактирования звука. Это может дать неплохой старт для того, чтобы начать создавать новый звук. Я нахожу особенно полезным иметь мультитембральные установки – с предустановленными звуками, MIDI-каналами, параметрами громкости и уровней эффектов – чтобы быстро начать делать песню. В процессе аранжировки Вы можете разбить этот шаблон вдребезги и внести туда свои, нужные для этой песни данные. Сохраняйте звуки для каждого проекта в отдельном файле или диске. Так Вам не придётся часами искать недостающий, потерянный звук.

4) Комбинируйте уже существующие звуки. Можно импортировать звуковые слои из одного тембра в другой. Если синтезатор поддерживает мультитембральный режим, то можно, например, назначить на один канал несколько разных тембров и получить совершенно новое звучание.

5) Аранжировка зачастую заставляет какую-либо мелодию выделяться над всем остальным, и звуки – часть этого процесса. Программируя тембр для определённой мелодии или аранжировки, не зацикливайтесь на неподвижных мелодических и басовых звуках. Думайте об этом с точки зрения взаимодействия времени и тембра. Смотрите на «долгосрочные» звуки. Амбиентные свипы (звуки с развёрткой фильтров) и другие подвижные подклады могут очень легко добавить в Вашу аранжировку новое измерение и пространство. Используйте развитие звуков – это полезно не только для музыки в стиле New Age.

6) Для современной танцевальной музыки темп – это всё! Часто требуется синхронизировать LFO и другие источники модуляции с темпом музыки, чтобы не загрязнять звучание. В зависимости от модели синтезатора эта функция может выглядеть или называться по-разному. Инструменты серии Kurzweil K2000 могут требовать выбрать «MIDI Clock» для источника модуляции; в синтезаторах других производителей это может называться «External Clock» или «Tempo Sync» (как например в Roland MC505). Стоит отметить, что в оркестровой музыке вибрато также часто связывается с темпом, хотя его скорость и варьируется немного для большей выразительности.

7) Если Вы делаете секвенцерную запись своего исполнения и одновременно с ним, в реальном времени, как-то изменяете тембр звука, но при воспроизведении проявляются не все аспекты Вашей работы – проверьте настройки параметров MIDI transmit / receive. Они обычно находятся в глобальном меню или в меню MIDI. У довольно многих инструментов, (например Roland JD800 и Juno 106), есть специальные настройки для того, чтобы сэкономить память или полосу пропускания (MIDI-интерфейса).

8) «Верчение» звуковых параметров в то время, как инструмент играет, добавляет массу динамизма и выразительности к исполнению. Играйте с контроллерами, такими как: колёса модуляции и высоты тона, кнопки, педали, послекасание (aftertouch) и клавиатурная динамика (velocity). Пытайтесь экспериментировать, назначая на них любой параметр, который кажется Вам интересным. Вы можете начать с громкости, высоты тона, панорамы, глубины LFO и параметров среза фильтра.

9) Другой способ оживить звук состоит в том, чтобы использовать Ваш секвенцер в качестве управляющего модуля. Весьма распространено делать запись нот и контроллеров по раздельности. Графическое редактирование контроллеров в секвенцерной программе может расширить горизонты Вашего звука, делая его мощным и энергичным, либо наоборот, лирическим. Вы можете, например, нарисовать паттерн с периодическими изменениями громкости, чтобы получить эффект гейта, или с формой LFO и направить его на фильтр или высоту тона. Вы можете преобразовать один контроллер в другой: например CC#10 (панорама) в CC#91 (глубина эффекта).

10) Начальная атака – самая важная часть звука, поскольку она даёт слушателю огромное количество информации. Я было дело, ловился на этом, когда атака какого-то звука не сходилась с музыкой. Треки могут казаться отстающими от остального материала, и Вы не можете предположить, почему это происходит и почему не помогает даже тотальная квантизация! Если такое случилось, проверьте длину звуковой активности на соответствие аранжировке, особенно если Вы изменяли темп своего произведения.

11) Ищите и исследуйте новые или необычные способы программирования звука. Это открывает новый простор для творчества и освежает Вашу музыку, делая её более интересной для слушателя. Если Ваш синтезатор позволяет, попытайтесь модулировать нестандартные назначения. Например, можно модулировать клавиатурной динамикой резонанс low-pass фильтра с крутизной 24dB/октава. При небольших значениях velocity это позволит смягчить атаку, а в экстремальных случаях, при высоких значениях динамики, фильтр может засвистеть как при самовозбуждении. Вы можете использовать генератор звуковой частоты, чтобы модулировать высоту или фильтр, делая более жёсткий звук. Если Вы в основном используете медленную развёртку LFO, попробуйте для разнообразия быструю. И наоборот.

Вот некоторые направления модуляции, которые мне нравятся:
- Медленная LFO-модуляция среза фильтра, дающая неспешное циклическое изменение тембра – прекрасно подходит для басов и подкладов.
- Зависимость панорамы от положения нот на клавиатуре (трекинг клавиатуры). Если в Вашем звуке два слоя – панорамируйте их навстречу друг другу.
- Изменение параметров огибающей колесом модуляции – хорошо работает на струнных тембрах и подкладах.
- Слайдер громкости на двухслойном звуке: один слой с обычной реакцией (громче – тише) на перемещения слайдера, другой – с обратной. Так Вы можете сделать межслойный кроссфейд, постепенно высветляя или затемняя специфические слои в нужных местах (хорошо работает с большими оркестровыми слоями).
- Модуляция параметров фильтров уровнем динамики. Это означает, что звуки отзываются на скорость нажатия не только громкостью, но и изменением тембра. Не забывайте об послекасании (aftertouch): оно прекрасно подходит для создания «развёрток» (sweep) и «выпуклостей» (swell). Я нахожу, что в некоторых случаях добавление простого вибрато весьма эффективно, и оно приятно подогревает статичный звук.

12) Исследуйте неизведанные области своего синтезатора. Как следует изучите процессор эффектов и настройки клавиатурной реакции – всё это может достаточно Вас удивить. А Вы исследовали все возможные режимы работы фильтров? Если Ваш синтезатор использует волновую таблицу, постарайтесь изучить и осмыслить её всю.

13) Один из секретов «разрушительного» баса: возьмите треугольную или синусоидальную форму волны, обойдите фильтр и смешайте это с энергичным, ярким звуком. Если Ваш инструмент не позволяет делать такие вещи в пределах одного пэтча, попытайтесь использовать два (или более) параллельных тембра.

14) Если Вы воссоздаёте старинные звуки на своём синтезаторе, обращайте внимание на спецификацию оригинального инструмента, который Вы пытаетесь скопировать. Выясните, какие уникальные особенности обеспечили его фирменный звук. Например, многие знают, что Minimoog не реагирует на динамику; что его две огибающие не совсем традиционно устроены (время спада и затухания регулируются одной ручкой и выключатель, по желанию, отключает затухание вообще); что у него три генератора, но только два из них доступны, если Вы используете LFO и т.д. У Roland TB303 (звук которого тоже часто имитируется в других инструментах), есть один генератор квадратных или пилообразных волн, необычный low-pass фильтр с крутизной 18dB, и один простой генератор огибающей. Немного изящных эффектов и фирменная фишка – портаменто.

15) Если Вы действительно хотите аутентичный, специфический звук, то Вам придётся либо использовать оригинальный инструмент, либо попытаться засэмплировать его. Некоторые специфические звуки можно извлечь только из определённых инструментов. Я провёл годы, игнорируя это, и безуспешно пытался воспроизвести такие звуки на «неправильном» оборудовании.

16) Быстрый способ получить новое звучание состоит в том, чтобы отключить бортовые эффекты и использовать внешние процессоры. И говоря об эффектах, стоит заметить, что лёгкое и тонкое искажение стало весьма популярным и им пользуются, чтобы получить более твёрдые, пробивные звуки.

17) Если Вы тонете в многослойном «погроме» и результат не кажется правильным – попробуйте пойти другим путём и упростить Ваши звуки. Простые звуки могут обеспечить «качовый» и эффективный контраст.

18) Если Вам кажется, что знаете свой синтезатор слишком хорошо и начинаете скучать, то попробуйте (если у Вас, конечно, несколько аппаратов) поменять его роль. К примеру, если Вы используете какой-то инструмент для басов, то попытайтесь извлечь из него подклады или какое-нибудь пиано.

19) Учитесь жить с одним синтезатором долгое время и действительно познавайте его. Углублённое исследование часто приводит к более личным результатам. Приобретение нового аппарата повышает творческий потенциал, но иногда приходится потратить много усилий и времени, чтобы получить результата, который не кажется избитым и затасканным. Было много печально известных примеров за эти годы – от заезженных электрических фортепьяно Yamaha DX7 до набивших оскомину звуков «Fantasia» и «Digital Native Dance» из Roland D50, и пэтчей типа «Pole» из Korg M1. Есть ещё масса примеров. Я подозреваю, что обработка звука разворачивающимся low-pass фильтром будет казаться в последующие годы не менее усталой… (так оно и есть – BVV).

20) Не бойтесь и не относитесь со снобизмом к фабричным пэтчам, к звукам сторонних производителей и даже к звуковому набору General MIDI – много уважаемых пользователей честно призналось, что используют их. Слушайте некоторые квалифицированные аранжировки от производителей коммерческих MIDI-файлов, чтобы обнаружить то, что может быть достигнуто со стандартными звуками и некоторым «боковым» размышлением.

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в апреле 1999 года

Перевод подготовил Бережной Вячеслав www.unisonrecords.ru


Загрузка беседы