10 признаков любительского микса

Опубликовано в журнале Computer Music Specials за июнь 2012 года

Вы потратили много часов на микширование своей новой песни, но, независимо о того, сколько усилий было приложено, она всё равно как-то не очень звучит на фоне Ваших любимых коммерческих треков. Вы перепробовали всё – подняли бас, навалили кучу эффектов, добавили больше партий (и потом удалили), даже сделали песню громче – но, тем не менее, удовлетворяющего звука так и не добились.

Так что же делать? Скорее всего, Вы допустили ошибки, которых не избегает практически ни один начинающий продюсер. Создание музыки – это, зачастую, весьма интимный процесс. Вы сочиняете в спальне, интересно проводите время и воплощаете свою мечту. Но, одновременно это означает, что Вы находитесь слишком близко к проекту.

Одна из предпосылок создания хорошего законченного микса – это возможность отстраниться и послушать объективно. Таким образом, стоит позаботиться о комплекте приличных мониторов. Вы только тогда сможете оценить полный частотно-динамический диапазон своих миксов и взаимодействие между всеми музыкальными партиями, когда сможете правильно их услышать.

У хороших мониторов должна быть плоская частотная характеристика, что предохраняет от нежелательной окраски воспроизводимой музыки. Например, если у Ваших колонок есть подъём в басах, то микс, сделанный на них, на любых других системах будет звучать тонко.

Вообще, нежелательно использовать наушники в качестве основного средства мониторинга во время сведения. Хотя, если Вы опытны в этом вопросе, или акустика помещения не оставляет другого выбора, то ничего слишком ужасного не случится. Не забывайте только проверять свои работы на самых разных акустических системах.

Думайте также и о том, на кого Вы бы хотели быть похожим. Можно многое изучить, сравнивая свою музыку с песнями, созданными в похожем жанре. Рассмотрите темп, аранжировку, общую звуковую фактуру и эквализацию. Не слишком ли Ваш трек длинный, не слишком ли он компрессирован? Только оценивая себя рядом с коммерческими треками, можно понять, насколько Вы хороши.

И, конечно, важно слушать мнение других людей, хотя корректную оценку зачастую получить очень трудно, поскольку предпочтения слушателей могут быть самыми разными. Обычный человек может раскритиковать даже великую запись лишь потому, что ему просто не нравится такая музыка. Поэтому, нужно также контактировать с людьми, профессионально занимающимися музыкой и знающими тот предмет, о котором они говорят. Исходя из этого, наши эксперты, которые уже не один год занимаются микшированием и продюсированием музыки, и переслушали массу демонстрационных и коммерческих треков, идентифицировали для Вас 10 наиболее часто встречающихся ошибок, совершаемых начинающими продюсерами.

1. Слишком узкое звучание. Самая частая ошибка при микшировании – когда слишком много вещей толпится в одном месте музыкального полотна. Поэтому, думайте о музыке в трёх измерениях, и, для начала, проверяйте ширину. Хорошие миксы окутывают Вас как тёплое звуковое одеяло. Плохие же миксы посылают узкий луч аудио прямо в барабанные перепонки.

Держа это в памяти, убедитесь, что Вы правильно использовали свои «скромные» регуляторы панорамы. Панорамируйте определённые партии в крайние положения – например, необычные эффекты, шумы и пэды. Чуть уже можно сделать бэк-вокалы, а ведущий вокал и бас лучше всего поместить в центре (хотя, в некоторых случаях, некоторая панорама им тоже не повредит). Впрочем, правила существуют для того, чтобы их нарушать. И если художественная цель требует, не бойтесь экспериментировать.

2. Частотные конфликты. Нет ничего хуже, чем слушать микс, в котором один инструмент забивает другой и всё звучит как из консервной банки. Обычно это связано с тем, что материал микшировался на плохих мониторах, не дающих адекватного представления частотного диапазона как отдельных инструментов, так и всего микса. Если инструменты имеют одинаковый частотный диапазон, старайтесь так организовать структуру композиции, чтобы они не играли одновременно. Это позволит избежать конфликтов и борьбы за внимание слушателя.

Хорошее место, с которого можно начинать улаживание таких конфликтов – это низкие частоты. Во многих музыкальных жанрах основным двигателем песни является бас (в роке – это бас-гитара, в танцевальной музыке – синтезатор), поэтому удостоверьтесь, что там есть достаточно места, где ему можно развернуться. Когда у Вас здесь всё нормально, то поднимайтесь в более высокие диапазоны и старайтесь не допускать слишком большого количества вещей, одновременно звучащих в одной области спектра.

3. Загромождённая аранжировка. Компьютеры дали нам невероятную мощь и возможности, но это не значит, что нужно использовать 256 треков каждый раз, когда Вы сочиняете новую мелодию. Фактически, многие известные песни имеют довольно разрежённую аранжировку с тщательно записанными звуками и инструментами.

Таким образом, если Вы чувствуете, что песня загромождена звуками и ничего не можете с ними поделать, то лучший способ разобраться с беспорядком – это просто выключить некоторые партии из аранжировки. Некоторые знаменитые поп-песни практически построены на основе только вокала и гитары, а многие классические танцевальные треки кроме барабанов, баса и вокала, по сути дела, тоже не имеют ничего. Зачастую, уменьшив количество звуков, можно увеличить эмоциональное воздействие песни. Поэтому – никакой жалости!

4. Неправильные звуки. Иногда треки не звучат как надо потому, что составляющие их партии не работают как единое целое. Это может быть вызвано подбором несочетающихся между собой звуков – например, использование синтетического брасса вместо реального, или применение сэмплов с некорректным таймингом или высотой.

Также это может быть связано с использованием «бедных» звуков, некорректных эффектов или даже слишком хорошо записанных сэмплов. Последние слова не поймите неправильно, поскольку далеко не всегда требуется идеально чистое звучание. В правильном контексте грязные и шумные звуки могут звучать просто фантастически.

5. Отсутствие хуков и запоминающихся элементов. Одна из частых проблем начинающих продюсеров – это слишком, так сказать, «усреднённое» звучание треков. В них не хватает чего-то, что захватит уши слушателя и заставит песню выделиться из толпы. И поскольку эта толпа с каждым днём становится всё больше и больше, то любая песня жизненно нуждается в некой изюминке или хуке, чтобы вцепиться в слушателя и остаться в его памяти.

Хуком может быть практически что угодно: басовый звук или партия, мелодия, эффект или вокал. И послушав некоторые популярные песни (например, Kylie «Can't Get You Out Of My Head»), Вы найдёте, что там присутствуют они все и даже больше! Хотя, весьма часто достаточно одного хорошего хука, чтобы заставить людей слушать Вашу песню вновь и вновь, и напевать её в течение дня.

6. Неправильный грув. Ошибки при создании ритмического пульса могут убить душу и сердце танцевального трека. Даже эмбиентные «безритмовые» композиции нуждаются в неком чувстве и пульсации. Таким образом, одна из главных производственных задач – это захватить чувство и подчеркнуть грув.

Некоторые вещи вполне очевидны. Например, если Вы создаёте клубный трек, то умеренный темп 120 BPM и большой барабан на каждую сильную долю будут хорошей отправной точкой. Если Вы хотите что-то в стиле laid-back, то замедлите вещи и добавьте немного свинга. Барабаны определяют грув песни, но неправильно подобранный рисунок может запросто её разрушить. К примеру, поставьте паттерн «four-on-the-floor» в трек в стиле хип-хоп или соул, и, скорее всего, Вы закончите полным беспорядком.

7. Лень и штампы. Хотя проверенные временем звуки и трюки могут быть именно тем, в чём жизненно нуждается трек, многие продюсеры зачастую очень легкомысленно заимствуют очевидные штампы жанра и вставляют в свои песни. И такое увлечение общеизвестными клише обычно приводит к посредственным и ничем не примечательным результатам.

Причём, это распространяется и на то, как Вы используете свою DAW. Остерегайтесь вставлять в аранжировку какие-то вещи лишь потому, что они туда подходят, или автоматически разрешать программе подгонять материал под темп. И, конечно, не стоит увлекаться готовыми пресетами. Особенно это касается синтезаторов. Никто не спорит, что они могут звучать великолепно, но если Вы решили использовать пресет из-за особенного специфического звучания, то не сомневайтесь, что его мгновенно не опознают все, кто имеет такой инструмент. И не исключено, что многие из них отнесутся к этому не очень одобрительно. Впрочем, подобный «пресетный» снобизм тоже нельзя назвать правильной вещью, поскольку пресеты создают не просто так, а для того, чтобы ими пользоваться. Но чем более специфическим будет звук, тем очевидней будет его источник. Таким образом, хотя бы чуть-чуть обработайте его «напильником», чтобы он стал Вашим собственным.

8. Шумы, некачественное исполнение и следы редактирования. Для многих демо-записей часто характерны такие вещи, как спетый мимо нот вокал, конфликтующие партии и явно слышимая питч-коррекция. Сюда же можно отнести неаккуратно обрезанные края клипов, некорректно расставленные фейды, щелчки в местах склеек и прочие некошерные вещи.

Шум также зачастую является проблемой. В старые добрые аналоговые времена с этим были реальные трудности, но сейчас, работая в полностью цифровой среде, не стоит позволять ему проникать в свои треки. Обычно, шум связан с записью живых инструментов и вокала. Поэтому, перед началом записи постарайтесь обнаружить его источники и принять соответствующие меры.

9. Слишком высокая громкость. Теперь давайте рассмотрим такую вещь, как динамический диапазон. Или, иными словами, разницу между самыми тихими и самыми громкими звуками в миксе. Общая тенденция музыкального производства за последнее десятилетие – это постоянное увеличение громкости миксов при помощи компрессии и ограничения. Причём, динамический диапазон плющится как в индивидуальных партиях, так и во всём треке. В результате, во многих миксах возникло такое явление, как гипер-компрессия, когда динамический диапазон уменьшился практически до нуля.

Было время, когда гонка за громкостью приносила свои плоды и заставляла треки выделяться на фоне остальной массы. Но сейчас это стало настолько вездесущим и приобрело такие экстремальные формы, что уже имеет буквально противоположный эффект. Сегодня есть постоянно растущее движение, цель которого – переломить эту тенденцию и вернуть динамику в музыку.

10. Слишком идеальное звучание. Многие продюсеры чувствуют, что музыка, сделанная в компьютере, звучит, так сказать, слишком чисто и безупречно. И мы тоже думаем, что в этом что-то есть. Понятно, что нам не хочется, чтобы наша музыка играла как в доисторические времена, но гладкий блеск, обеспеченный современными технологиями звукозаписи, часто заставляет треки звучать одинаково и скучно.

Зачастую, музыке может пойти на пользу, если Вы сделаете вещи более естественными, сырыми и «приземлёнными». Понятно, что чрезмерное увлечение этим быстро приведёт к дилетантскому звучанию, но иногда можно позволить себе щегольнуть некими лёгкими дефектами.

Опубликовано в журнале Computer Music Specials за июнь 2012 года

Перевод подготовил Бережной Вячеслав

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ:

Майк Сеньор: 10 существенных ошибок, допускаемых при сведении

Майк Сеньор. Микширование баса: как построить прочный фундамент своего микса

Как сделать БАС (из журнала Computer music)

Как сделать широкий микс (из журнала Computer Music)

Лайам О’Мюллэйн. Большой звук для Ваших треков

Марк Казинс. Исправляем недочёты в записанном материале

Марк Казинс. Компрессия общей шины

Уилл Хаас: Сведение через компрессор

Стив Скиннер. Подготовка материала к сведению

Холлин Джонс. Учимся пользоваться панорамой

Семён Дегтярёв. Проблемы мониторинга в студиях звукозаписи

Михаил Сергеев. Акустическое оформление малых студий

Пол Уайт: Создание глубины в миксе. Краткий курс.

Пол Уайт и Мэтт Хаутон: Делаем громкие миксы, которые звучат хорошо

Хью Робджонс. Стереолаборатория

Бобби Овсински. Сведение и мастеринг в T-Racks 3. Глава 2-Мониторинг. Часть 03.


Загрузка беседы