Аудиомастеринг на Вашем компьютере: как достичь классно звучащих результатов - Часть 2

Мастеринг в реальном времени (внутри программы многодорожечной записи)

Главное различие между мастерингом в DAW и в специализированном редакторе – то, что Вы можете приспосабливать мастеринговые процессоры непосредственно во время сведения. С аудиоредакторами Вы всегда работаете офф-лайн над уже сведённым треком. У каждого метода есть свои достоинства и недостатки.

Помните, что процесс мастеринга зачастую может вовлекать кого-то, кто может быть более объективным относительно того, что можно сделать с Вашей музыкой. Если этот человек не может сидеть рядом с Вами во время сведения и «приспосабливать» мастеринговые эффекты, то передавая ему свои файлы, оставьте в них «место», чтобы он мог сделать работу правильно.

Если Вы решили мастерить во время сведения, то Вам надо будет помещать мастеринговую обработку в выходные шины программы. Когда Вы создаёте обычный (не surround) многодорожечный проект, то в конечном счёте, все каналы, пройдя через внутренний микшер программы, попадут в основную выходную стереошину. Как и в индивидуальных каналах, у неё должны быть условия для добавления плагинов-эффектов. То, как назначаются эффекты, зависит от особенностей конкретной программы. Например, у Cakewalk Sonar выходные шины имеют стандартные ячейки для эффектов, как на индивидуальных треках. У Steinberg Cubase SX есть несколько дополнительных возможностей: пре-фейдерные и пост-фейдерные ячейки для эффектов и превосходные алгоритмы дизеринга. (Если программа не имеет пост-фейдерных ячеек, то Вы можете направить сигнал с одной шины на другую, получая примерно такую же возможность, и вставляя эффекты во вторую шину. Общим уровнем будет управлять первая шина.)

Когда все эффекты добавлены и как положено настроены, у Вас будет три основных варианта того, как создать отмастерённый файл:
1) Рендеринг (иначе баунсинг или экспорт) трека на жёсткий диск. Программа считывает сигнал с выходной шины (вместе с эффектами) и пишет файл на диск.
2) Записать выходной сигнал на автономный CD или DAT-рекордер.
3) Послать сигнал на аналоговые мастеринговые процессоры и записать его назад в компьютер на новый (пустой) трек. Затем можно экспортировать его на жёсткий диск.

Конечно, если Вы делаете мастеринг в реальном времени, то все вещи Вам надо будет делать сразу, и причём правильно. Если Вы захотите потом сделать какие-то изменения (в плане мастеринга), у Вас не будет возможности работать с «сырым» файлом. Например, если Вам покажется, что Вы слишком закомпрессировали трек, то Вы не будете в состоянии устранить это, да и вряд ли какой профессионал тоже сможет помочь в этом. Придётся заново делать сведение.

Использование внешних процессоров в многодорожечной программе

Есть некоторые превосходные аппаратные инструменты для мастеринга (аналоговые и цифровые), которые Вы можете предпочесть программным плагинам с подобной же функциональностью. Если у Вас есть аудиоинтерфейс с несколькими выходами, то нет ничего против того, чтобы использовать их. Основная идея – то, что Вы посылаете смикшированный сигнал через выход на Вашем аудиоинтерфейсе, обрабатываете его внешними аппаратными процессорами и возвращаете назад, в компьютер. Вы можете записать обработанные результаты и затем заменить оригинальный микс обработанной версией.

Лучшее из обоих миров

Есть и другая техника, которая позволяет достичь компромисса между мастерингом во время сведения и в офф-лайне. После того, как Вы отмастерили песню, Вам иногда будет жаль, что Вы не смикшировали трек немного по другому. Дело в том, что мастеринг произведёт некоторые элементы, которые были менее очевидны во время сведения.

Так, чтобы создать микс, более благоприятный для мастеринга, полагайте, что добавление некоторой многополосной компрессии и общей эквализации (обычно, немного больше высокочастотного «воздуха» и некоторых урегулирований в басу), создаст более «мастерённый» звук. Сведите материал, контролируя через эти процессоры. Когда же будете экспортировать проект, отключите их. Так Вы получите «сырой» микс, с которым Вы можете работать в отдельной программе (или отдать в мастеринговую студию). Если Вы делаете так, как описано выше, то удостоверьтесь, что уровень трека остаётся в рамках приличия, когда Вы отключаете эффекты – возможно, понадобится некоторая подстройка.

Если Вы планируете воспользоваться услугами мастеринг-инженера, то подавляйте в себе желание «подарить» ему «премастерённый микс», в котором Вы уже предприняли шаги в сторону желаемого Вами звука. Всегда обеспечивайте только «сырой» стерео (или surround) трек, без каких-либо мастеринговых эффектов. Тем не менее, стоит создать отдельную версию песни, которую Вы попытались отмастерить по своему вкусу. Это даст мастеринг-инженеру общее представление о звуке, который Вы любите. Тогда он сможет, возможно, перенести Ваши идеи на более высокий уровень, принимая во внимание Ваши пожелания.

Разделение стереотрека на два моно

Я также использовал программу многодорожечной записи для реставрации и ре-мастеринга одной мелодии, которая была записана в 60-х годах – это было бы трудно сделать в обычном аудиоредакторе. Один из инструментов слишком выделялся только лишь в левом канале, и это должно было быть устранено. Я разделил стереофайл на два монофонических трека и загрузил их в DAW. Через комбинацию эквализации, контроля за динамикой и автоматизации уровня в нужных местах, я был в состоянии уменьшить громкость проблемного инструмента. Поскольку это уменьшило очевидный уровень левого канала, то я использовал панорамирование на индивидуальных треках и контроль за балансом на выходной шине, чтобы восстановить оптимальное чувство баланса.

Обработка индивидуальных миксов

Мастеринг многодорожечного проекта в реальном времени является довольно новой техникой, и это подходит не каждому, и не во всех ситуациях. Так давайте рассмотрим теперь два более традиционных подхода, которые используют Ваш компьютер больше как стандартный аудиоредактор. Метод «старой школы» берёт каждую песню, обрабатывает её, и отдельной операцией собирает все треки в связное целое. Более новый метод сначала собирает все песни, а затем применяет обработку на глобальном уровне. Практически, это объединяет компиляцию альбома и его мастеринг в одну операцию. Давайте, для начала, рассмотрим мастеринг индивидуального трека.

Откройте новый проект и импортируйте файл в трек. Если Вы должны обработать правый и левый каналы независимо друг от друга, то разделите стереофайл на два моно, и импортируйте каждый на свой собственный трек. Если Ваша программа позволяет, Вы можете дважды загрузить один и тот же трек и использовать контроль панорамы, чтобы отделить левый и правый каналы. Потом можете их объединить.

Вот несколько операций редактирования, которые Вы могли бы сделать:
- Уменьшение пиков, используя автоматизацию. Если некоторые пики значительно громче остальной части материала, то это уменьшит шансы получить более высокий средний уровень, поскольку пики израсходовали большую часть свободного динамического диапазона (зазора). Одно из решений – использовать лимитер, но другой вариант, который менее затрагивает звук, заключается в том, чтобы применять автоматизацию уровня и уменьшать громкость только этих пиков. Если Вы сделаете так только в одном месте, то, вероятно, особой разницы Вы не услышите, но если Вы тщательно пройдётесь по всему треку и уменьшите все «нахальные» пики, то будете в состоянии поднять общий уровень. Кроме того, если трек уже обрабатывался компрессором, это не будет столь трудно.

Огибающие автоматизации могут уменьшить выделяющиеся пики сигнала, создавая таким образом больший динамический зазор и позволяя сделать более горячий звук. Это избавит Вас от необходимости использовать «суровую» динамическую обработку.

- Добавление динамической обработки: многополосные динамические процессоры – Ваш лучший выбор. По сравнению со стандартными компрессорами они более прозрачны, потому что контроль над динамикой в одном частотном диапазоне не затрагивает другие. Однако, некоторые люди предпочитают полнодиапазонные компрессоры, потому что им нравится их «накачка» и «дыхание», которые дают больше винтажного (старинного) звука.

- Другой популярный выбор – плагины максимизации громкости, такие, как почтенный Waves L1. Этот тип процессора может очень сильно увеличить полный средний уровень, производя более горячий звук. Этими плагинами в нынешнее время часто злоупотребляют, что создаёт искажения и ухудшает разборчивость. Я советую увеличивать уровень максимизации, пока Вы не начнёте слышать работу эффекта. Потом уменьшайте максимизацию, пока не перестанете её слышать. В конечном счёте, Вы найдёте то «сладкое» место, где сможете увеличить общую громкость, но сохранить при этом хорошую динамику.

Независимо от того, какой вид динамической обработки Вы используете, это затронет весь микс, уменьшая пики и поднимая низкоуровневые звуки. Но если Вы заканчиваете тем, что трек кажется слишком однородным, то убавьте количество максимизации. «Пики и долины» являются существенными элементами звука и дают изрядное количество чувства. Громкий, обрезанный звук может казаться сначала очень внушительным, но очень быстро утомляет.

- Добавление эквализации: если Вы применяете эквалайзер при записи, то пользуйтесь широкими «мазками» - умеренное сокращение в басах или небольшой высокочастотный подъём. Именно поэтому, многие раритетные эквалайзеры одобрены для мастеринга – они создают тонкий, «угождающий» звуку эффект. Плагины-эмуляторы, такие, как Steinberg TLA1, PSP MasterQ и UAD1 Pultec выполняют эту роль в виртуальном цифровом мире. Вещи, вызывающие проблемы при эквализации – такие, как усиленная середина или пики в низах – должны, по возможности, устраняться в процессе сведения. Если этого не было сделано, Вам, вероятно, придётся использовать хороший параметрический эквалайзер и при его помощи пытаться устранить индивидуальные проблемы.

Ваш звуковой редактор, скорее всего, уже включает в себя эквалайзер – но будьте осторожны относительно его. Встроенные эквалайзеры оптимизируются, чтобы можно было одновременно открыть много копий одного плагина, не перегружая при этом процессор. Плагины, ориентированные на мастеринговые задачи, обычно потребляют много ресурсов. Из этого следует, что встроенные эквалайзеры (да и не только) используют упрощённые и менее качественные алгоритмы.

- Добавление других видов обработки. Некоторые люди любят применять специфические мастеринговые плагины, типа энхансеров, расширителей стереобазы и т.п. Я стараюсь избегать их, потому что динамическая обработка и эквализация на 99% покрывают то, что необходимо для большинства случаев. Если микс напрашивается на подобного рода обработку – то пусть будет так, но не надо навязывать это всем трекам, проходящим через Ваши руки.


Лимитер-максимизатор громкости (такой, как Waves L2), может увеличить общую громкость и выровнять Ваш трек, не создавая при этом практически никаких слышимых артефактов.

←ЧАСТЬ 1

ЧАСТЬ 3→


Загрузка беседы